Рубцы в ухе после отита

Рубцы в ухе после отита thumbnail

Смешанная глухота. Нарушения слуха после воспаления среднего уха — среднего отита

Характеристика смешанной тугоухости. Этот тип глухоты встречается особенно часто. Смешанная глухота наблюдается чаще у детей, чем у взрослых. Заболевания звукопроводящего отдела приводят к дегенеративным изменениям в кортиевом органе, на чём мы уже останавливались в одном из предыдущих разделов. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа.

Ухудшается воздушная проводимость всех тонов, причём более резко выражено понижение пороговой слышимости высоких тонов. Может улучшаться костная проводимость низких тонов, однако по отношению к высоким тонам она резко снижена, а в некоторых случаях больные вовсе не слышат высоких тонов через кость.

Одной из наиболее часто встречающихся форм смешанной глухоты, лучше всего изученной отологами и сравнительно легкой для диагностики, является та, при которой заболевание локализируется в кортиевом органе. Феномен выравнивания громкости при этом — положительный, а наличие стойких островков глухоты подтверждает диагноз.

Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжёлую форму увечья слухового аппарата. Нарушается слышимость артикулированных звуков, состоящих как из высоких, так и из низких формантов. В далеко зашедших случаях больные утрачивают способность понимать разговорную речь.

Благодаря обогащению отологии новыми методами исследования слуха, дающими возможность очень точно определять этиологию заболеваний слухового аппарата, увеличилось количество нозологических единиц в разделе, посвященном болезням уха. Определение этиологического фактора не всегда бывает легким, так как очень часто различные этиологические моменты обуславливают возникновение одинаковых типов глухоты. Ниже приводим этиологические моменты глухоты, принятые в современной отологии.

смешанная глухота

Последствия воспалительного процесса в среднем ухе и характеристика глухоты

Глухота после воспалительного процесса в среднем ухе может быть вызвана: 1) образованием прободного отверстия в барабанной перепонке, 2) деформирующими рубцами, возникшими вследствие некроза костной стенки барабанной полости и слуховых косточек, 3) рубцами, образовавшимися после оперативного вмешательства.

1. Величина и положение прободных отверстий в барабанной перепонке, являющихся причиной нарушения слуха, представлена на 74 рисунке, на том же рисунке приведена аудиограмма по Portmann, которая свидетельствует о том, что в 1, 2 и 3 случае перфораций отмечается гораздо меньшая потеря слуха, чем при перфорациях, обозначенных цифрами 4 и 5.

Если перфорация барабанной перепонки является единственным осложнением воспаления среднего уха, то степень потери слуха обычно бывает незначительной и не превышает, как правило, 30 дб. Имеются, однако, случаи, с которыми отологи встречаются реже, когда одновременно с перфорацией барабанной перепонки возникают большие или меньшие рубцовые изменения, снижающие слух. Прободные отверстия в барабанной перепонке нарушают слух в меньшей степени, чем рубцовые изменения внутри среднего уха.

2. Если как следствие воспалительного процесса в Ерсдпем ухе возникают рубцы, то нарушение слуха зависит от их локализации и протяженности. Рубцовые изменения могут явиться причиной неподвижности слуховых косточек и стойкого их соединения с барабанной перепонкой, а также со стенками барабанной полости. Рубцы, спаивающие барабанную перепонку со стенкой лабиринта, в значительной степени нарушают слух. Рубцовые изменения, обуславливающие дряблость барабанной перепонки, нарушают так же глубоко слух, как и рубцы, увеличивающие ее плотность и ограничивающие ее подвижность. Рубцы, суживающие вход в Евстахиеву трубу, возникают в связи с воспалительным процессом в ней, протекающим одновременно с воспалительным процессом в слизистой оболочке верхнего отдела глотки. Рубцы, возникающие в области окна преддверья и окна улитки и ограничивающие их подвижность, представляют собой серьёзное повреждение слухового аппарата.’Во многих случаях эти изменения бывают необратимыми. Болезненные процессы, протекающие почти бессимптомно, при которых не имеется гнойного отделяемого, вызывают постепенно усиливающуюся глухоту, которая вначале не мешает больному. Потерю 40—50% слуха могут не заметить лица, которые по характеру своей профессии контактируют с окружающими их людьми на расстоянии, не превышающем 6—8 метров. Иногда причиной их беспокойства является то, что они не слышат тикания часов или же тихого стука в дверь. Такого рода больные обычно обращаются к врачу слишком поздно, лишь тогда, когда потеря слуха составляет около 60—70 дб. Болезненные процессы в среднем ухе у детей, характеризующиеся медленным течением и незначительными отоскопическими изменениями, как правило, остаются незамеченными родителями, а также врачами других специальностей. В таких случаях родители обращаются к врачу лишь тогда, если у ребенка задерживается развитие речи или же отмечаются ее нарушения.

Барабанная перепонка при отоскопии имеет сероватую окраску, световой рефлекс отсутствует. Подвижность барабанной перепонки (исследование с помощью зеркала Siegl) ограничена или же полностью отсутствует, если имеются спайки и сращения со стенкой лабиринта. Очень часто отмечается неподвижность слуховых косточек. Однако никогда не приходится наблюдать полной неподвижности подножной пластинки стремени в окне преддверья.

3. Нарушения слуха, обусловленные послеоперационными рубцами, зависят от их локализации и протяженности. Размеры данной статьи на нашем сайте не позволяют нам подробно остановиться на этой теме.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Оглавление темы «Обследование уха при нарушениях слуха»:

  1. Исследование органа равновесия — вестибулярного аппарата
  2. Нарушения статики. Двигательные расстройства и нистагм
  3. Вращательная, калорическая, гальваническая пробы. Электронистагмография
  4. Хронаксия вестибулярного аппарата. Пневматическая проба
  5. Влияние звука на хронаксию вестибулярного аппарата
  6. Нарушения слуха. Локализация повреждения слухового аппарата
  7. Глухота нарушения проводимости и ее характеристика
  8. Аудиометрическое исследование при глухоте проводимости. Глухота восприятия (перцепционная)
  9. Нарушения слуха при повреждении предверно-улиткового нерва. Центральная глухота
  10. Смешанная глухота. Нарушения слуха после воспаления среднего уха — среднего отита

Источник

Рубцы в ухе после отита

Хронический тубоотит – это воспаление слуховых труб, приводящее к нарушению её дренажной и вентиляционной функций. При этом в барабанной полости развивается воспаление слизистой оболочки, обусловленное попаданием скопившегося экссудата, проходящего через слуховую трубу в полость среднего уха.

Причины возникновения и течение болезни

Воспалительные процессы в полости носа и носоглотке нарушают дренажную и вентиляционную функции в слуховых трубах. Это и является основным патогенетическим фактором возникновения хронического тубоотита. Другими факторами развития тубоотита являются: полипы полости носа, опухоли глотки, аденоиды, гипертрофия задних концов раковин и некоторые другие состояния. При этом барабанная перепонка оказывается втянутой, поскольку давление воздуха в барабанной полости снижается. Также в полости среднего уха образуется транссудат, содержащий клетки воспаления, вовлекающий тем самым в воспалительный процесс всю барабанную полость. В нашей стране это заболевание ещё называют экссудативным средним отитом, а за рубежом – секреторным отитом.

Причина этого заболевания до конца не выяснена, но есть предположение, что его вызывают гиповирулентные возбудители или вирусы. Очень важно учитывать, насколько слизистая оболочка барабанной полости предрасположена к воспалительным изменениям, аллергическим отекам, гиперсекреции. Все вышеперечисленные факторы могут встречаться в различных вариантах и комбинациях и определять клиническое течение этой болезни. Основным симптомом хронического тубоотита является дисфункция слуховой трубы.

Для этого заболевания характерно некоторое утолщение слизистой оболочки слуховой трубы, а в некоторых случаях наблюдается её сужение рубцового характера. Вследствие заболевания барабанная перепонка становится значительно тоньше, возможен анкилоз (неподвижность) слуховых косточек, образуются рубцы, спайки и тяжи. Затем в слизистом слое барабанной перепонки наблюдается отложение солей и формируется мирингосклероз (известковые бляшки).

Хронический тубоотит состоит из трёх стадий, каждая из которых обуславливает своё состояние слизистой оболочки барабанной полости и разную гистологическую картину.

На первой стадии содержимое барабанной полости представляет собой транссудат с некоторой примесью слизи, наблюдается пролиферация (разрастание) покровного эпителия, увеличивается число слизистых желез и бокаловидных клеток.

На второй стадии практически вся поверхность слизистой оболочки барабанной полости продуцирует (вырабатывает) слизь, которая в совокупности с продуктами клеточного распада приводит к возникновению «клейкого уха».

На третьей стадии количество слизи снижается, а уже скопившейся к этому времени экссудат становится очень вязким, в результате чего создаются благоприятные условия для спаечного процесса, который и становится причиной рубцовой облитерации (закрытия) барабанной полости.

При хроническом тубоотите из-за значительного истончения барабанной перепонки наблюдается её перерастяжение. В итоге барабанная перепонка становится очень тонкой и дряблой, так что даже кажется, что её нет вовсе, и только при продувании слуховой трубы она частично возвращается в просвет наружного слухового прохода.

Продолжительное нарушение проходимости слуховой трубы приводит к развитию в барабанной полости спаечного процесса.

Клиническая картина

Интересно, что пациенты при этом заболевании как правило болевых ощущений не испытывают, но жалуются на периодически возникающую или постоянную заложенность уха, надоедливый шум в ушах, а в некоторых случаях ощущение переливания или перекатывания жидкости. При проведении отоскопии, отомикроскопии, или видеомикроскопии хорошо видно, что барабанная перепонка втянутая и имеет мутный оттенок. Довольно часто видны известковые бляшки, которые просвечивают сквозь фиброзный и эпидермальный слои барабанной перепонки (что подтверждает мирингосклероз). При идиопатическом гематотимпануме, который является разновидностью экссудативного отита, барабанная перепонка имеет синий цвет. При хроническом тубоотите отмечается кондуктивный характер снижения слуха, обусловленный непроходимостью слуховых труб. Но при этом нарушений вестибулярного аппарата не наблюдается. Достаточно часто при рецидивирующем тубоотите происходит рубцовая облитерация барабанной полости, что означает полную неподвижность слуховых косточек и барабанной перепонки, которые оказываются припаянными к медиальной стенке.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Диагностика

Хронический тубоотит имеет ряд характерных признаков. При проведении отоскопии наблюдается втяжение барабанной перепонки и исчезновение светового конуса. За прозрачной перепонкой наблюдается скопление жидкости, в некоторых случаях в виде мениска. Эта жидкость иногда содержит пузырьки воздуха и имеет желтовато-синюшный цвет. На аудиограмме наблюдается картина кондуктивной тугоухости.

Лечение

Процесс лечения включает в себя следующие значимые этапы:

  • устранение причин, которые вызвали заболевание и нарушили функционирование слуховых труб;
  • восстановление слуха;
  • проведение мероприятий, направленных на недопущение развития стойкой тугоухости;
  • в случае если консервативное лечение не даст должного эффекта, необходимо своевременно провести хирургическую операцию – шунтирование барабанной перепонки.

Для консервативного лечения применяют антибиотики, сосудосуживающие, а также гипонсибилизирующие средства, протеолитические ферменты, пневмомассаж барабанных перепонок, продувание слуховых труб, аэрозольетерапию с помощью эластического катетера, катетеризацию слуховых труб, лазеротерапию, ультрафиолетовое облучение, сеансы виброакустической терапии.

Прогноз

Во многом зависит от стадии заболевания и правильности назначенного лечения.

Источник

Утолщенные рубцы от маленьких дефектов и парацентеров состоят из трех слоев барабанной перекопки с мозолистой соединительной тканью. Они кажутся серовато-белыми или белыми помутнениями и зависят от жирового перерождения эпителия (обизвествления).

Атрофические рубцы от заживших перфораций состоят из двух слоев (наружного и внутреннего) эпителия; вследствие отсутствия соединительнотканного слоя они темнее остальной части перепонки. Они прозрачны; цвет их розоватый с играющим рефлексом.

В общем изменепие барабанной перепонки является важнейшим, но не решающим симптомом при заболеваниях среднего уха. При кажущихся небольших изменениях (например при отитах грудных детей, при подострых отитах и особенно хронических) в глубоких частях уха могут быть значительные разрушения кости или другие осложнения.

Самопроизвольная ушная боль, чаще всего приводящая больного к врачу, вызывается заболеваниями или самого уха, или ближайших и отдаленных соседних частей.

При заболеваниях уха самопроизвольная боль наблюдается при фурункулах слухового прохода и остром среднем отите. Реже боль вызывается хроническим отитом, холестеатомой, катаром среднего уха и евстахиевой трубы. При фурункулах слухового прохода боль очень резкая, локализуется в наружных частях уха, усиливается по ночам, при жевании и легком дотрагивании.

рубцы барабанной перепонки

При остром воспалении среднего уха вначале боль очень сильна (как зубная). Она локализуется в глубине уха, пульсирует и отдает в сосцевидный отросток, темя и лоб. Минутами или часами боль становится судорожной и не дает больному покоя. Боль иногда усиливается при каждом сотрясении и движении, при жевании и глотании.

При воспалении сосцевидного отростка (mastoiditis), сопутствующем средпему отиту, локализация и распространение боли такое же, как при отите. Реже, при хронических отитах с заболеванием кости и холестеатомой, при обострениях сила боли не соответствует минимальным изменениям, находимым при объективном исследовании. (Небольшая перфорация шрапнеллевой мембраны.)

Катар среднего уха и трубы обыкновенно характеризуется легкими болями, колющими и тянущими, локализующимися глубоко в ямке, помещающейся позади восходящей ветви нижней челюсти.

Болезненность при давлении диагностически важна и исследуется ощупыванием слухового прохода и кости сосцевидного отростка. Такое исследование необходимо и при отсутствии болей и незначительных объективных явлениях.

При наружном отите (фурункул слухового прохода) наблюдается значительная чувствительность наружного уха при давлении на козелок, начальную часть слухового прохода или при потягивании раковипы. При среднем отите особенно чувствительна область позади ветви нижней челюсти под наружным слуховым проходом и верхушка сосцевидного отростка, особенно в начале процесса. У грудпых детей и при среднем отите давление на козелок часто чувствительно. Костный слуховой проход у них еще не развит, и поэтому сдавливание короткого кожного слухового прохода передается прямо на воспаленную барабанную перепонку.

При мастоидите на почве острого или хронического среднего отита (обострения), обычно с холестеатомой, чувствительна к давлению верхушка сосцевидного отростка, planum mastoideum сзади, или наружная (латеральная) стенка надбарабанного пространства. Воли от давления в верхней части сосцевидного отростка на высоте наружного слухового прохода, т. е. в области emissarium mastoideum, наблюдаются при тромбозе синуса [симптомы Гризингера (Griesinger)]. Чувствительность вдоль переднего края грудипо-ключично-сосковой мышцы характерна для тромбофлебита луковицы и самой виутренней яремной вены.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Оглавление темы «Обследование пациента с жалобами на ухо»:

  1. Вращательный нистагм. Калорический нистагм
  2. Нарушения равновесия. Исследование функции мозжечка
  3. Сбор анамнеза при болезнях уха. Объективное обследование уха
  4. Рентгеновские снимки височной кости. Оценка общего состояния при жалобах на уши
  5. Отоскопия. Инструменты для отоскопии — рефлектор и ушная воронка
  6. Техника выполнения отоскопии. Слуховой проход в норме
  7. Болезни наружного слухового прохода. Нормальная барабанная перепонка
  8. Изменение цвета барабанной перепонки. Втяжение барабанной перепонки
  9. Перфорации барабанной перепонки. Центральные прободения барабанной перепонки
  10. Рубцы барабанной перепонки. Причины боли в ухе

Источник

Êîãäà ìíå ðàññêàçûâàþò, ÷òî ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà íà òåððèòîðèè áûâøåãî Ñîþçà óïàëà íèæå ïëèíòóñà, ÿ ñòàðàþñü íå ñïîðèòü. Ïîòîìó ÷òî ñîãëàñåí. Èç-çà ñâîåé ðàáîòû ÿ ÷àñòî åçæó ïî ìåäèöèíñêèì ó÷ðåæäåíèÿì ñòðàíû, âèæó çäàíèÿ ïîëèêëèíèê è áîëüíèö, çàñòàâøèå ïîñëåäíåãî èìïåðàòîðà âñåðîññèéñêîãî, âèæó îáîðóäîâàíèå, êîòîðîå äàâíî äûøèò íà ëàäàí, íî ïðîäîëæàåò ðàáîòàòü. Âèæó âîäèòåëåé ñêîðûõ, êîòîðûå ðàäóþòñÿ, ÷òî èì âûäåëèëè àâòîìîáèëü ñ èçíîñîì 70%, ïîòîìó ÷òî â íûíåøíèé óæå ïðîùå ëîøàäü çàïðÿ÷ü, ÷åì çàâåñòè.

Âèæó âðà÷åé, âîçðàñò êîòîðûõ ïåðåâàëèë çà 80 ëåò. Îíè îòëè÷íûå ñïåöèàëèñòû, ñâåòëûå ãîëîâû, îãðîìíûé îïûò. Íî îíè áåçíàä¸æíî îòñòàëè, ïîòîìó ÷òî íà ïîñëåäíèå êóðñû åçäèëè åù¸ ïðè Ìèõàèëå Ñåðãååâè÷å. Âèäåë åäèíñòâåííîãî íà íåñêîëüêî äåðåâåíü âðà÷à â ñåëüñêîé àìáóëàòîðèè. Îí ëå÷èò òîëüêî ëåòîì è çèìîé. Ïîòîìó ÷òî âåñíîé è îñåíüþ ñàìîñòîÿòåëüíî ñäà¸òñÿ â ìåñòíóþ ïñèõèàòðè÷åñêóþ áîëüíèöó, ïîòîìó ÷òî ó íåãî øèçîôðåíèÿ. È âñÿ îêðóãà çíàåò, ÷òî åæåëè Ìèõàëû÷ íà÷àë íà ïðè¸ìå ÷óøü íåñòè, òî â ñëåäóþùèå äâà ìåñÿöà ëó÷øå íå áîëåòü. Ïðèåçæàë â ýòó äåðåâíþ íà ïîìîùü Ìèõàëû÷ó ìîëîäîé ñïåöèàëèñò, íî ñáåæàë â ïàíèêå.

Ñïîðèòü ÿ íà÷èíàþ, êîãäà ìíå ãîâîðÿò, ÷òî ðàíüøå áûëî ëó÷øå. Ðàíüøå, áåçóñëîâíî, è õëîðîôèëë â òðàâå áûë çåëåíåå, è ïðîáëåì ñ æåíñêèì ïîëîì íå âîçíèêàëî. À åñëè êòî ïîäíèìàåò ãîëîñ ïðîòè⠖ òîò àíòèñîâåò÷èê, ïî êàêîé-òî íåïîíÿòíîé ëîãèêå – ðóñîôîá è âðàã íàðîäà. Ïîáóäó ñåãîäíÿ è ÿ â ýòèõ ðÿäàõ. Ïîòîìó ÷òî ñ îòâåòñòâåííîñòüþ çàÿâëÿþ – óðîâåíü ñîâåòñêîé ìåäèöèíû ìåñòàìè òîæå áûë íèæå ïëèíòóñà.

ß óæå ðàññêàçûâàë, êàê öåëûé êîíñèëèóì âðà÷åé-ñïåöèàëèñòîâ â ñåðåäèíå âîñüìèäåñÿòûõ ïðèíèìàë çà êàêóþ-òî íåïîíÿòíóþ îïóõîëü ìîþ íåòèïè÷íî ðàñïîëîæåííóþ ïîäúÿçû÷íóþ êîñòü. Íî ëîðîâ è ïðî÷èõ ïåäèàòðîâ ÿ íåâçëþáèë çàäîëãî äî ýòîãî.

Èòàê, ãîä ïðèìåðíî 1985-é – 1986-é. Ïî êðàéíåé ìåðå ×åðíîáûëü åù¸ íå áàõíóë, à Ãîðáà÷¸â åù¸ ìîëîäîé è ïðîäâèãàåò â ìàññû èäåþ ïåðåñòðîéêè. À ó ìåíÿ ðó÷ü¸ì òåêóò ñîïëè. Î÷åíü íåïðèÿòíîå, ìåæäó ïðî÷èì, îùóùåíèå. Âå÷åðà ÿ ïðîâîäèë, áåãàÿ ñ ïàöàíàìè ïî çàñíåæåííûì ñòðîéêàì íàøåãî ìàëåíüêîãî, íî ðàñòóùåãî ãîðîäà, ïðîâàëèâàëñÿ ïîä ë¸ä â êîòëîâàíàõ, ñóøèëñÿ â ïîäâàëü÷èêàõ è ïîäúåçäàõ, ÷òîá ìàìà íå ðóãàëà çà ìîêðûå áóðêè. À ñîïëè òåêóò. È äûøàòü íîñîì ñòàëî ÷òî-òî íåïðîñòî. Êîãäà ðîäèòåëè, íàêîíåö, çàìåòèëè, ÷òî äèò¸ ïîñòîÿííî õîäèò ñ îòêðûòûì ðòîì, à ïî íî÷àì õðàïèò, êàê ïüÿíûé áóäî÷íèê, îíè çàïàíèêîâàëè è ïîòàùèëè ìåíÿ ê ëîðó â äåòñêîé ïîëèêëèíèêå.

— Àäåíîèäû, — êîðîòêî çàÿâèë âðà÷. – Íàäî ðåçàòü.

Áëèí, â òå þíûå ãîä ìåíÿ åù¸ íèêòî è íèêîãäà íå ðåçàë. Áûëî èíòåðåñíî, íî íåìíîãî ñòðàøíî.

— Ôèãíÿ, — â îòâåò íà íîâîñòü õìûêíóë çàâîäèëà íàøåãî äâîðà Ìèøêà. – ß âîò ïðîøëûì ëåòîì ñ âåëîñèïåäà óïàë, ðóêó ñëîìàë, âîò ýòî áûëî äåëî. À ñîïëè – ýòî ÷åïóõà.

Ñ ýòèì íàïóòñòâèåì ÿ óåõàë â áîëüíèöó.

È òóò â ñâîè ïðàâà âñòóïèë çàêîí ïîäëîñòè. Ïðèåçæàåì ìû ê ìåäèêàì íàøåãî ìîëîäîãî ðàñòóùåãî ãîðîäà, à îíè ðóêàìè ðàçâîäÿò, ìîë, ïðîñòèòå, íî áîëüíèöó ïîñòðîèëè íåäàâíî, ïîýòîìó â îòäåëåíèè êðûøà ïðîòåêëà, ðåìîíò äî âåñíû íå çàêîí÷èòñÿ, è âñåõ ïàöèåíòîâ ïåðåâîäÿò â ñîñåäíèé ãîðîä, â ðàéîííóþ áîëüíèöó. À òà ðàéîííàÿ áîëüíèöà – îñòàòêè ãîñïèòàëÿ êàäåòñêîãî êîðïóñà, ó÷ðåæä¸ííîãî î÷åðåäíûì âñåðîññèéñêèì èìïåðàòîðîì. È ëîð îòäåëåíèå â íåé – ýòî äëèííûé äåðåâÿííûé áàðàê âî äâîðå. Íàâåðíîå, â ïîõîæåì çäàíèè Âîëîäÿ Óëüÿíîâ ñ àäåíîèäàìè ëåæàë.

À íîñ íå äûøèò. È ðåçàòü íàäî. Ïîåõàëè â ðàéöåíòð.

— Âñ¸ ñäåëàåì, — ïðèíèìàþùèé âðà÷ áîëüíî ïîøóðîâàë ó ìåíÿ â íîñó ïàëüöåì è ïîæàë ïëå÷àìè. – Îáû÷íûå àäåíîèäû. Ó íàñ òàêèõ â äåíü – ñòî ÷åëîâåê. Ãîñïèòàëèçèðóåì. Âîò òîëüêî îäíà ïðîáëåìà.

— Êàêàÿ? – âçäîõíóëè ðîäèòåëè.

— Ëîð îòäåëåíèå ó íàñ îäíî. Òî åñòü íåò îòäåëüíîãî äåòñêîãî è âçðîñëîãî. Âñå ëåæàò â îäíîì êîðèäîðå. Ìû ðàíüøå ñòàðàëèñü äåëèòü ïî ïàëàòàì. Íî ñåé÷àñ ó ñîñåäåé êðûøà ïðîòåêëà è âñå ê íàì. Ïîýòîìó ïàëàòû óïëîòíèëè, äåëèòü íå ïîëó÷àåòñÿ. Áóäåò ëåæàòü áåç ìàìû.

Ìàìà ñõâàòèëàñü çà ñåðäöå, íî áàáóøêà ïðîÿâèëà íåäþæèííóþ ñìåêàëêó. Âçÿëà ñïèñîê áîëüíûõ ëîð-îòäåëåíèÿ è ÷åðåç ïÿòíàäöàòü ìèíóò â îäíîé èç ïàëàò îáíàðóæèëñÿ äÿäüêà. Äâîþðîäíûé áðàò äðóãà áàáóøêèíîãî êîëëåãè. Ïðåèìóùåñòâà ìàëåíüêèõ ãîðîäî⠖ â ëþáîì ìåñòå íàéä¸øü çíàêîìîãî.

Áàáóøêà âûòàùèëà èç ïàëàòû èñïóãàííî õëîïàþùåãî ãëàçàìè ìóæèêà ëåò ïÿòèäåñÿòè ñ ïåðåáèíòîâàííûì óõîì è ãðîçíî ñêàçàëà:

— ß îò ßêîâà Èâàíû÷à.

Ìóæèê ñ èñïóãà íå âñïîìíèë áðàòà, íî êèâíóë.

— Ïðèñìîòðèòå! – è ìåíÿ îòäàëè ïîä íàäçîð ñîâåðøåííî íåçíàêîìîãî ÷åëîâåêà.

 ïàëàòå êðîìå ìåíÿ áûëî ÷åëîâåê âîñåìü. Ïî êðàéíåé ìåðå ÿ ïîìíþ, ÷òî ó êàæäîé ñòåíû ñòîÿëè ïî ÷åòûðå êðîâàòè. ß èõ ïîñ÷èòàë, êîãäà ïðûãàë, èãðàÿ â «ïîë-ëàâó» (íó èëè ñîâåòñêèé àíàëîã ýòîé èãðû). Ìóæèêè îêàçàëèñü ìèðîâûå. Ïðè ìíå îíè ñòàðàëèñü íå ìàòåðèòüñÿ (íî ÿ âñ¸ ðàâíî óçíàë ìíîãî íîâûõ ñëîâ), â ôîðòî÷êó íå êóðèëè, à âûõîäèëè íà óëèöó, êóòàÿ ñâîè ìíîãîñòðàäàëüíûå íîñû è óøè â îäåÿëà.

Ñ ìîèì «ïðèñìàòðèâàþùèì» ìû áëèçêî íå ñîøëèñü, çàòî ïîäðóæèëèñü ñ äÿäåé ˸âîé. Äÿäÿ ˸âà áûë ïî÷òè ñòàðèê, îãðîìíûé äÿäüêà, ñòóäåíò ëåñíîãî òåõíèêóìà, âîñåìíàäöàòè ëåò îò ðîäó. Îí òàê êëàññíî ðàññêàçûâàë ïðî âñÿêèå ñîñíû è «á…å, åëè», ÷òî ÿ ñóäüáîíîñíî ðåøèë, êòî êîãäà âûðàñòó, òî áóäó íå äèðåêòîðîì çàâîäà êàê ïëàíèðîâàë, à ëåñíèêîì.

Ïðîëåæàë ÿ äíÿ äâà, êîãäà ìíå çàÿâèëè, ÷òî íà çàâòðà ãîòîâüñÿ, çàïëàíèðîâàíà îïåðàöèÿ. Ýòà íîâîñòü ìåíÿ âçâîëíîâàëà. Âçâîëíîâàëà íàñòîëüêî, ÷òî ÿ íå ìîã çàñíóòü.  ãëóõóþ íî÷ü âûøåë â êîðèäîð. Îòäåëåíèå ñïàëî. Ïî ñòàðîìó, ñòîíóùåì îò âåòðà è âðåìåíè çäàíèþ ãóëÿëè ñêâîçíÿêè. À íà ïîëó ëåæàë ïðèêîëüíûé, õîòü è âûòåðòûé äî äûð ëèíîëåóì. Êëåòî÷êà áåëàÿ, êëåòî÷êà ÷¸ðíàÿ. Íó, âû ïîíÿëè. ß ïðûãíóë íà ÷¸ðíóþ êëåòî÷êó. Ïîòîì íà ñîñåäíþþ. È çàïðûãàë, ñòàðàÿñü íå íàñòóïàòü íà áåëûå êëåòî÷êè. Ïîòîìó ÷òî åñëè íàñòóïèøü, òî îáÿçàòåëüíî ïðîâàëèøüñÿ ñêâîçü çåìëþ.

— ×òî ýòî òû òóò áåãàåøü?

Ãðîçíûé ãîëîñ ñðåçàë ìåíÿ íà ñåðåäèíå ïðûæêà, è ÿ, îò÷àÿííî çàìàõàâ ðóêàìè, íàñòóïèë-òàêè íà áåëóþ êëåòêó. Íà ìåíÿ ñìîòðåëà ñòðàøíàÿ ò¸òÿ â áåëîì õàëàòå – äåæóðíàÿ ìåäñåñòðà. Ñâîèì òîïîòîì ÿ ìåøàë åé ñïàòü èëè çàïîëíÿòü êàêèå-òî âàæíûå äîêóìåíòû.

— Òû èç êàêîé ïàëàòû?

— Íå èç êàêîé! – äåðçêî ïèñêíóë ÿ.

È óì÷àëñÿ âäàëü ïî êîðèäîðó. Þðêíóë â ñâîþ ïàëàòó è ñïðÿòàëñÿ ïîä õðàï äÿäè ˸âû. Óæ òóò-òî ìåíÿ ýòà âåäüìà íå äîñòàíåò.

Óòðîì ìåíÿ ïîäíÿëè, óìûëè è ïîâåëè íà îïåðàöèþ.

— Íå äðåéôü, — íà ïðîùàíèå ñêàçàë äÿäÿ ˸âà. – Íå òû ïåðâûé, íå òû ïîñëåäíèé. Âåðí¸øüñÿ – ñêàçêó ðàññêàæó.

 êîðèäîðå, ïåðåä ïðîöåäóðíûì êàáèíåòîì óæå âûñòðîèëàñü î÷åðåäü èç òàêèõ æå áåäîëàã. Óøè, íîñû, ïðîêîëû, àäåíîèäû, ïåðåãîðîäêè.

— Ãóøèíåö! – ðÿâêíóë èç-çà äâåðè ãëàñ óêàçóþùèé.

È ÿ ïîø¸ë íà ãîëîñ.  êàáèíåòå ñèäåë âðà÷, ÷åì-òî çâÿêàþùèé â æåëåçíûõ òàðåëî÷êàõ è îãðîìíàÿ ìåäñåñòðà. Ó ìåäñåñòðû íà êîëåíÿõ ëåæàë êëå¸í÷àòûé ïåðåäíèê.

— Ñàäèñü, — âðà÷ êèâíóë íà ìåäñåñòðó.

— Êóäà? – óäèâèëñÿ ÿ .

— Íà êîëåíè ê ò¸òå, — êîâàðíî óëûáíóëñÿ äîêòîð.

— À êëå¸íêà åé çà÷åì? – ïîèíòåðåñîâàëñÿ ÿ.

— Äà âû, ñîïëÿêè, âå÷íî îáîññûòåñü âî âðåìÿ ïðîöåäóðû, — äîáðîäóøíî ñêàçàëà ìåäñåñòðà. – À ìíå ïîòîì õàëàò îòñòèðûâàé. Ñàäèñü!

ß ñåë. Ò¸òÿ òóò æå ñòèñíóëà ìåíÿ ñòàëüíûìè ðóêàìè òàê, ÷òî ñòàëî òðóäíî äûøàòü.

— Îòêðîé ðî-î-îòèê, — ïîäëî ñêàçàë ïîñëåäîâàòåëü Ìåíãåëå.

ß, äîâåð÷èâûé íàèâíûé ðåá¸íîê ðîòèê îòêðûë. Ìíå ÷åì-òî áðûçíóëè, ïîòîì ñòèñíóëè ãîëîâó ôàøèñòêîé ðóêîé, çàäðàëè å¸ ââåðõ è ïîëîñíóëè ñêàëüïåëåì. ß çàêàøëÿë êðîâüþ.

— Ïëþé! – ñêîìàíäîâàë äîêòîð.

ß ÷óòü íå ïëþíóë åìó â ëèöî, êàê ïèîíåð-ãåðîé ñâîèì ïàëà÷àì. Íî äîêòîð âîâðåìÿ ïîäñòàâèë òàçèê.

— Îòêðûâàé ðîò!

«À õðåí âàì. Áîëüøå íå îòêðîþ! — âîçîïèëà âî ìíå ïîòåðÿííàÿ äåòñêàÿ íàèâíîñòü. – Æèâûì íå âîçüì¸òå, á…å ¸ëêè!»

Íî íà ìåíÿ íàâàëèëèñü, ðàçæàëè ðîò è ïîñìîòðåëè íà ðåçóëüòàòû ñâîèõ ïûòîê.

— Íîðìàëüíî, — êèâíóë âðà÷. – Èäè â ïàëàòó.

È ÿ ïîø¸ë. Äÿäÿ ˸âà, êàê è îáåùàë, ðàññêàçàë ìíå ñêàçêó. Íî ìíå áûëî íå äî ñêàçêè. ß ñìîòðåë â ñòåíó, ïðîâîäÿ ÿçûêîì ïî îêðîâàâëåííûì ãóáàì. Íî÷üþ îïÿòü íå ñïàë, âñïîìèíàÿ áîëü è ÷óâñòâî îñòðîãî ëåçâèÿ, îòõâàòûâàþùåãî îò ìåíÿ æèâîé êóñîê. Áîëü áûëà òàêàÿ ÿâíàÿ, ÷òî ÿ ñó÷èë íîãàìè ïîêà íå ïîðâàë âåòõóþ áîëüíè÷íóþ ïðîñòûíþ.

Ïàðó äíåé ìåíÿ íå êîðìèëè, à êîãäà ïðèâåëè, íàêîíåö, â îáùóþ ñòîëîâóþ, òî ÿ ðåøèë õîòü êàê-òî îòîìñòèòü. Âçÿë èç îáùåãî òàçèêà àëþìèíèåâóþ ëîæêó è ñ ñèëîé ñîãíóë å¸. Âèäèìî äî ìåíÿ íå îäíî ïîêîëåíèå þíûõ ïàðòèçàí ìñòèëî òàêèì îáðàçîì, ïîòîìó ÷òî ëîæêà ñëîìàëàñü. ß èñïóãàëñÿ, áðîñèë äâå ïîëîâèíêè îáðàòíî â òàçèê è óø¸ë åñòü íåâêóñíûé ðàññîëüíèê.

Åù¸ ÷åðåç äåíü ìåíÿ âûïèñàëè, è ÿ áîëüøå íèêîãäà íå âèäåë ñâîåãî ñîñåäà, äÿäþ ˸âó. Î÷åíü õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî îí íå ñïèëñÿ â äåâÿíîñòûõ è ñåé÷àñ ãäå-òî â ëåñíîé èçáóøêå ñèäèò ïî÷òè øåñòèäåñÿòèëåòíèé ëåñíèê, áàëäååò îò ñâîåé æèçíè è ñìîòðèò íà «á..å ¸ëêè».

×åðåç ïÿòíàäöàòü ëåò ÿ ðàáîòàë â ýòîé áîëüíèöå ñàíèòàðîì. Áàðàêà ëîð-îòäåëåíèÿ óæå íå áûëî, åãî ñíåñëè ïî âåòõîñòè. Íî ÿ âñïîìíèë ïåðåæèòûå áîëü, ñòðàõ, çëóþ ìåäñåñòðó, êîòîðàÿ ãîíÿëà ìåíÿ ïî êîðèäîðó, êîâàðíîãî äîêòîðà ñî ñêàëüïåëåì. È ðåøèë ñòàòü âðà÷îì ñàíñòàíöèè.

×òîá íàêîíåö îòîìñòèòü èì âñåì.

Àâòîð Ïàâåë Ãóøèíåö (DoktorLobanov) ðàññêàç èç êíèãè «Ñáîðíèê íîìåð ïÿòü»

Ãðóïïà àâòîðà â ÂÊ https://vk.com/public139245478

Óâàæàåìûå ÷èòàòåëè. Ïðîåêò ÷åòâ¸ðòîãî ñáîðíèêà þìîðèñòè÷åñêèõ ðàññêàçîâ «Ïîðà â îòïóñê» â ñàìîì ðàçãàðå. Óæå íàáðàíî 67% íåîáõîäèìîé ñóììû. Ñïàñèáî âñåì, êòî ïîó÷àñòâîâàë. 

Àâòîãðàôû îò ñåáÿ îáåùàþ êàæäîìó ó÷àñòíèêó. 

Êíèãà áóäåò âûïóùåíà áåëîðóññêèì èçäàòåëüñòâîì «×åòûðå ÷åòâåðòè» â íîÿáðå-äåêàáðå 2019 ãîäà.

Ïî âñåì âîïðîñàì ïèñàòü ñþäà:

Ãðóïïà àâòîðà â ÂÊ https://vk.com/public139245478

È ñþäà https://www.facebook.com/profile.php?id=100015049870221

Источник