Сатурация при пневмонии у детей

Сатурация при пневмонии у детей thumbnail

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник

Пневмония – опасное заболевание нижних отделов респираторного тракта, которое связано с воспалением паренхимы легкого. Протекает, как правило, достаточно тяжело, особенно у ребенка до пяти лет. Однако есть и атипичные, бессимптомные формы – более опасные пневмонии, симптомы у детей и без того определить сложнее, чем у взрослых. Учитывая то, что диагностировать такого рода заболевание на порядок сложнее, а последствия от него могут быть очень и очень серьезные.

Возникает эта болезнь, в большинстве случаев, как продолжение острой респираторной вирусной инфекции. Есть и другой вид – аспирационная пневмония. Она возникает при попадании пищи или рвотных масс в респираторный тракт. У детей случается достаточно часто, как правило, в возрасте до одного года (особенно у детей с пилороспазмом или пилоростенозом – они часто срыгивают). Достаточно редко пневмония имеет первичный характер (то есть развивается как самостоятельная патология). Такое опасное заболевание, как пневмония у детей до года, симптомы имеет достаточно характерные, чтобы болезнь вовремя установить.

Проявления патологического процесса

Итак, главный вопрос – какие пневмония у детей имеет симптомы ?

Проявления пневмонии у ребенка до пяти лет в большинстве случаев схожи, однако, среди них есть различия в зависимости от того, к какой классификационной группе относится пневмония. Собственно, исходя из этих параметров и будет определяться тактика ведения больного ребенка (то есть, в какой стационар отправить или же можно в виде исключения оставить юного пациента дома)

Классификаций пневмоний существует великое множество и каждая из них достойна внимания, так как несет в себе какой-то определенный важный клинико-диагностический критерий. В данном конкретном случае, оптимальнее всего сделать акцент на новой классификации, которая будет учитывать данные клинической симптоматики (так как статья собственно рассказывает о проявлениях этого заболевания). Однако нельзя в этом вопросе не брать во внимание этиологию возбудителя и локализацию патологического очага воспаления легких – это тоже влияет на клиническую картину болезни, а в дальнейшем – и на алгоритм необходимого лечения ребенка.

То есть, отмечено будет так – характерная симптоматика пневмонии (у ребенка до пяти лет) определенной клинической группы (их всего создано четыре).

Оценка общего состояния здоровья

Оценка состоянияС учетом наиболее вероятного возбудителя заболевания (по умолчанию вышеуказанная классификация подразумевает внегоспитальную флору, однако, может случиться заражение и внутриклеточным микроорганизмом – то есть атипичная форма, она дает несколько иную клинику), локализации и степени распространенности патологического процесса (логично, чем больший участок поражения, тем более выраженной будет клиническая симптоматика).

Первая клиническая группа пневмонии

Первые жалобы у ребенка до пяти лет — на повышение температуры до субфебрильных значений, выраженная общая слабость, кашель с выделением мокроты (очень редко бывает сухой, так как в этом случае уже, как правило, идет острый респираторный воспалительный процесс и начинает отходить секрет из бронхов). Возможно ощущение боли в области лобной доли, глазных яблок, светобоязнь, сонливость. Из анамнеза можно будет выяснить то, что ребенок уже на протяжении нескольких дней болеет, но адекватного лечения не получал (то есть давали жаропонижающие, противокашлевые сиропы, всевозможные настои трав и прочие средства народной медицины). Кроме того, окружающая эпидемиологическая ситуация у ребенка до пяти лет тоже, скорее всего, не будет благоприятной (ранее болел кто-то из семьи или же из ближайшего окружения ребенка).

При осмотре у ребенка до пяти лет можно будет отметить как неспецифические признаки заболевания (то есть банальные проявления любого инфекционного процесса) – бледность кожных покровов, увеличение поднижнечелюстных, заднешейных, возможно даже и подмышечных лимфоузлов, гиперемию ротоглотки (без измененных миндалин и слизистой неба). Важно обратить внимание на отсутствие энантемы и экзантемы (высыпаний на слизистой оболочке и на коже). При пневмонии их не будет никогда. Если есть какие-либо высыпания, сильная лихорадка или же налеты на слизистой оболочке ротоглотки – однозначно это какой-то инфекционный процесс, требующий дополнительной диагностики. Может быть все, что угодно: иерсиниоз, синдром Кавасаки, лакунарная ангина, корь, скарлатина, краснуха или даже атипичная форма герпетической инфекции.Снимок

Это все заболевания, которые могут, чисто теоретически, осложниться пневмонией (особенно у не привитых детей до года), но их ведение целесообразно только в инфекционной детской больнице, ибо необходимы методы специфической диагностики и надежная изоляция такого больного, ввиду высокой контагиозности.

Однако все же вернемся к диагностике самой обычной пневмонии, вызванной каким-нибудь болезнетворным штаммом стрептококка, которых существуют тысячи. Касательно объективных данных – характерной будет аускультативная картина (как у ребенка до пяти лет, так и старше). Можно будет услышать жесткое дыхание (то есть выдох будет больше вдоха), влажные мелкопузырчатые хрипы над пораженным участком паренхимы легкого. Чаще всего поражаются средние и нижние отделы, ввиду анатомических особенностей. Перкуторно – притупление звука над всей поверхностью легких. Так что даже если есть все вышеперечисленные признаки – это уже серьезное основание для того, чтобы выставить следующий диагноз: острая респираторная вирусная инфекция, острая внегоспитальная пневмония под вопросом (подозрение). Почему грамотно будет сформулировать именно такой диагноз? Потому, что точный диагноз можно будет выставить только после проведения рентгенологического исследования (рентгенография грудной клетки обзорная, не ФЛГ — ребенку до пяти лет не рекомендуется).

Снимок

На рисунке – типичная рентгенограмма пневмонии.

Характерным признаком воспаления легких на снимке будет наличие гомогенного нечеткого затемнения в пораженном участке, без уровня жидкости. После проведения этого исследования можно уже будет помимо того, что убрать знак вопроса, так и уточнить локализацию патологического процесса согласно классификации. Как правило, первая клиническая группа – это сегментарные пневмонии (очаговые), не более того. Кроме всего вышеперечисленного, проводятся общеклинические исследования – анализ крови и мочи, мазок из зева и носа на дифтерию. При любой пневмонии, с вероятностью в 99,9% будет отмечаться нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ и возможны воспалительные изменения в общем анализе мочи. Сатурация – в пределах нормы (более 95%), кислородного голодания не будет.

Кроме того, необходимо сделать посев мокроты с определением чувствительности к антибактериальным препаратам. Однако все эти анализы будут иметь исключительно ретроспективное значение, так как начата эмпирическая антибиотикотерапия (как у ребенка до пяти лет, так и старше) должна быть на основании симптоматики заболевания.

Аускультация

АускультацияПри пневмонии первой клинической группы в теории возможно конечно амбулаторное лечение ребенка, но все же его лучше госпитализировать в стационар, хотя бы по той простой причине, что вводить антибиотик в вену намного проще через катетер, а не внутримышечно. Понятно, что родители периферический катетер не поставят. Вот такие признаки пневмонии у детей, как до года, так и старше.

Пневмония второй клинической группы

Симптоматика будет аналогичной, только более выраженной, подозрение на абсцесс также возможно. Отметится резкое повышение температуры тела, до 38-39 градусов по Цельсию (достигнет фебрильных значений), будет очень выраженная слабость, постоянное желание спать. Очень сильный, возможно даже приступообразный кашель, с отделением большого количества мокроты. Возможно, будет отмечаться боль в грудной клетке (неблагоприятный прогностический признак). Касательно симптоматики воспаления легких у ребенка до пяти лет, выражающейся в дополнительных и инструментальных методах исследования, все изменения будут такими же самыми, только более выраженными (то есть, если при пневмонии первой клинической группы имеет место повышение палочкоядерных юных форм лейкоцитов в общем анализе крови до 7-8%, то в данном случае может быть и до 15-16%), повышение скорости оседания эритроцитов до 20 мм в час против 12-15, как в первом случае. На рентгенограмме – очаговая тень, которая, как правило, будет захватывать один-два сегмента. Сатурация – в пределах нормы (более 95%), кислорода организму хватает.

Пневмония третьей клинической группы

Возможна еще более выраженная симптоматика, однако важным отличительным критерием в данном случае будет наличие дыхательной недостаточности (она определяется на основании повышения частоты дыхательных движений, что свидетельствует о недостаточности обеспечения организма кислородом). Помимо повышения частоты дыхательных движений до 80 за минуту, наблюдается выраженное раздувание крыльев носа, втягивание межреберных промежутков при попытке вдохнуть. Возможно в таком случае подозрение на плеврит, особенно у детей до года.Выслушивание легких

Лабораторно – все то же, с повышением всех патологических показателей, на рентгенограмме – поражение нескольких долей или целого легкого. Кроме того, здесь, как и в других случаях заболеваний респираторного тракта, обязательно надо определять показатель насыщенности крови кислородом (сатурацию), методика называется – пульсоксиметрия. Значение его менее 95% свидетельствует о дыхательной недостаточности (подтверждает диагноз, выставленный на основании клинических и лабораторных данных).

Пневмония четвертой клинической группы

Самый тяжелый вариант этого заболевания. Лечить надо только в стационаре отделения детской реанимации и интенсивной терапии, так как скорее всего это будет крупозная пневмония (двусторонняя), сопровождающаяся инфекционно-токсическим (или септическим) шоком, с падением артериального давления, потерей сознания и возможно синдромом Уотерхауса-Фридериксена (сильнейшая интоксикация вследствие действия эндотоксина, который выделяется из-за массового лизиса бактериальных клеток). Рентгенограмма будет вряд ли проведена, так как ребенок будет подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

Нередки случаи, когда при несвоевременной диагностике или некорректной терапии можно увидеть осложнения патологических процессов воспаления легких. Как правило, это плеврит (у ребенка до пяти лет), абсцесс или же пиопневмоторакс. Симптоматика этих процессов будет следующей:

  1. Плеврит – воспаление плевры и межплеврального пространства, оболочки, которая осумковывает легкие. Симптоматика этого осложнения проявляется болью на пораженной стороне, аускультативно – ослаблением дыхания в том же отделе и выраженное притупление звука, перкуторно. Характерна рентгенологическая картина наличия выпота в нижних отделах легких.
  2. Абсцесс – определяется как гнойный очаг воспаления, осумкованный. Проявляется резким повышением температуры тела, дыхание в этой области не выслушивается. Как правило, возникает на фоне относительного клинического благополучия при нарушении антибиотикотерапии или сниженной иммунологической системе организма. Характерна рентгенологическая картина наличия гомогенного округлого образования с уровнем жидкости.
  3. Пиопневмоторакс – самое грозное осложнение. Представляет собой наличие воздуха и гноя в грудной клетке. На рентгенограмме – уровень воздуха и уровень жидкости, прогноз для жизни и выздоровления здесь неблагоприятный.
  4. Септический шок – падение артериального давления, повышение частоты дыхания (резкое) – дыхательная недостаточность, повышение ЧСС, западение реберных промежутков при дыхании. Все признаки сепсиса со всеми вытекающими последствиями.

Выводы

Симптоматика пневмонии достаточно характерна и специфична, однако есть и скрытые формы, диагностика которых весьма затруднительна. Поэтому, заметив симптомы воспаления легких у детей лучше отправить больного на дообследование и назначить антибактериальную терапию эмпирически, чтобы не допустить прогрессирования патологического процесса, которое может иметь весьма неблагоприятные осложнения (перечислены выше).

Советуем почитать: Особенности прикорневой пневмонии у детей

Видео: Пневмония у ребенка. Заболели!Симптомы?

Источник