Сестринская помощь при остром отите
Острый отит— это острое воспаление среднего уха.
Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний период. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).
Возбудители заболевания:
— гемолитический стрептококк группы А;
— золотистый стафилококк;
— пневмококки;
— вирусы.
Предрасполагающие факторы развития отита:
— особенности анатомического строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: барабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;
— снижение иммунитета;
— переохлаждение;
— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспаление придаточных пазух носа и др.).
Выделяют 2 стадии острого отита:
1. Острый неперфоративный отит.
2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфорацией барабанной перепонки и гноетечением из барабанной полости).
Основные клинические проявления отита:
— общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;
— субфебрильная лихорадка;
— типичный характер боли — покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;
— резкая боль при надавливании на козелок уха;
— понижение слуха;
— при осложненном течении происходит перфорация барабанной перепонки и выделение патологического содержимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);
При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение большого родничка и пр.).
Прогноз.
В большинстве случаев прогноз благоприятный.
Основные принципы лечения отитов:
1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.
2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложненном течении отита).
3. Местное применение обезболивающих и противовоспалительных средств: — с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);
— сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, нафтизин, отривин;
— тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.
4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.
Профилактика.
1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.
2. Своевременно санировать полость носа.
3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.
4. Избегать переохлаждений.
5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.
Сестринский уход при остром рините и остром отите.
Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента: —нарушение дыхания;
— резкая, нестерпимая боль в ухе;
— нарушение формулы сна;
— нарушение сосания, глотания;
— дискомфорт, связанный с заболеванием;
— риск развития осложнений;
— страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство:
1. Создать обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:
2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физиологическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теплым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтением книг, спокойными играми.
4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж рефлексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
5. При повторяющихся отитах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром и отоларингологом.
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.
Ангина— это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.
Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).
Возбудители заболевания:
— (3-гемолитический стрептококк группы А;
— золотистый стафилококк;
— вирусы;
— грибы.
Источники инфекции:
1. больные ангиной;
2. бактерионосители.
Пути передачи инфекции:
— воздушно-капельный;
— контактно-бытовой;
— алиментарный.
Факторы риска развития ангины:
— переохлаждение;
— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);
— снижение иммунитета;
— хроническая тонзиллярная инфекция в семье.
Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.
Различают следующие виды ангин:
Катаральная:воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.
Фолликулярная ангина:воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.
Лакунарная ангина;миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.
Флегмонозная ангина: воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).
Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.
Основные клинические проявления ангины:
1. общие симптомы интоксикации:высокая лихорадка, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких детей);
2. боль при глотании,усиление саливации, неприятный запах изо рта;
3. местные симптомы:отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);
4. регионарный лимфаденит(подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.
Осложнения.
Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.
Основные принципы лечения ангины.
1. Постельный режим на 5-7 дней.
2. Обильное теплое питье.
3. Противомикробная терапия:
4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.
5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, панадол и пр.
6. Антигистаминные средства.
7. Витаминотерапия.
Профилактика.
1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.
1. Рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков.
2. Закаливание организма, регулярные дозированные физические нагрузки.
3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.
Сестринский уход при ангинах.
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.
Возможные проблемы пациента:
— нарушение аппетита:
— нарушение глотания из-за болей в горле;
— дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
— нарушение формулы сна;
— высокий риск развития осложнений;
— неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
— страх перед манипуляциями и др.
Сестринское вмешательство.
1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.
2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.
3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.
4. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).
5. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:
6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.
7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника .
8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.
9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.
Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).
При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардиологом, отоларингологом, стоматологом.
Рекомендуемые страницы:
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›ПМ.02 МДК.02.01. «Сестринская помощь при отитах».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы Демонстрация иллюстраций ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях на тему «Сестринская помощь при отитах». разработала преподаватель ПМ Приданцева М.Ю.
2 слайд
Описание слайда:
Оти́т — ЛОР-заболевание, представляющее собой воспалительный процесс в ухе. Классификация Отит бывает наружным (ограниченным и разлитым), средним и внутренним или отит внутреннего уха обычно называется Лабиринтит. Наиболее распространенной разновидностью отита является средний отит.
3 слайд
Описание слайда:
Наружный отит- Ограниченное воспаление наружного уха, чаще представлено фурункулёзом. Разлитое воспаление наружного слухового прохода наблюдается преимущественно при хроническом гнойном отите, вследствие внедрения в кожу и подкожный слой различных бактерий, а также грибковой инфекции. Воспалительный процесс нередко распространяется и на барабанную перепонку.
4 слайд
Описание слайда:
Воспаление среднего уха при инфекционных болезнях редко бывает первичным, чаще оно является осложнением воспалительного процесса в верхних дыхательных путях или осложнении самого инфекционного заболевания. Оно протекает по типу острого катарального отита, евстахиита или в виде гнойного среднего отита. Для гриппа характерно геморрагическое воспаление с кровоизлияниями в барабанную перепонку и сукровичным отделяемым из уха.
5 слайд
Описание слайда:
Стадии острого отита. Клиника. Стадия острого евстахиита (туботит) — ощущение заложенности, шум в ухе, температура тела нормальная (повышена в случае имеющейся инфекции). Стадия острого катарального воспаления в среднем ухе — резкая боль в ухе, температура повышается до субфебрильной, асептическое воспаление слизистой оболочки среднего уха, шум и ощущение заложенности нарастают.
6 слайд
Описание слайда:
Доперфоративная стадия острого гнойного воспаления в среднем ухе — боль резко усиливается, становится нестерпимой, иррадиируя в зубы, шею, глотку, глаз; отмечается снижение слуха и усиление шума в ухе; температура тела достигает фебрильных цифр, картина крови приобретает воспалительный характер. Постперфоративная стадия острого гнойного воспаления в среднем ухе — боль ослабевает, начинается гноетечение из уха, шум и тугоухость не проходят, температура нормализируется. Репаративная стадия — воспаление купируется, перфорация закрывается рубцом.
7 слайд
Описание слайда:
Гнойный отит Боль в ухе, гнойные выделения из слухового прохода, а также повышенная температура — симптомы острого гнойного среднего отита. Наблюдается повышение температуры, из уха начинает выделяться гной (начало гноетечения связано с прорывом гноя через барабанную перепонку). После окончания выделений состояние больного улучшается, боль стихает. Обычно это ведет к окончательному выздоровлению, но иногда гной не находит выхода, что может вызвать распространение инфекции в полость черепа (возможно развитие менингита, абсцесса мозга).
8 слайд
Описание слайда:
Диагностика отитов После сбора анамнеза и жалоб врач проводит отоскопию (осмотр наружного слухового прохода) при помощи рефлектора с подсветкой и других специальных инструментов. Кроме того, врач обязательно осмотрит полость носа и ротоглотку и при необходимости назначит рентгенологическое исследование носовых и лобных пазух. Также показан общий анализ крови, в котором выявляются признаки воспаления (ускоренное СОЭ, повышенное число лейкоцитов). Для проверки уровня слуха назначается аудиометрия (оценка воздушной проводимости). Для определения костной проводимости пользуются камертонами. Используют для подтверждения диагноза, «кондуктивная тугоухость» — нарушение аппарата звукопроведения. В случае истечения гноя из наружного слухового прохода производят забор его на бактериологическое исследование, которое поможет выявить возбудителя и его чувствительность к антибиотикам. С целью исключения опухоли уха или осложнения отита (мастоидит) назначается компьютерная томография.
9 слайд
Описание слайда:
Лечение При наружных отитах целесообразно введение в наружный слуховой проход марлевых турунд, смоченных 70 % спиртом, согревающий компресс, физиотерапевтические процедуры, витаминотерапия. Антибиотики и сульфаниламидные препараты применяют при выраженном воспалении и повышенной температуре. При образовании абсцесса показано его вскрытие. При разлитом воспалении промывают слуховой проход дезинфицирующими растворами.
10 слайд
Описание слайда:
Средний отит – Постельный режим и полный покой для предупреждения развития осложнений. терапия состоит в тщательном и систематическом удалении гноя из уха с помощью парацентеза (от греч. parakentesis — прокалывание, прокол; синоним тимпанотомия) — разрез барабанной перепонки; для опорожнения барабанной полости от экссудата. Катетеризация слуховых труб — это лечебно-диагностическая манипуляция, которая проводится пациентам при нарушении проходимости слуховой (евстахиевой) трубы, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой.
11 слайд
Описание слайда:
Вторым аспектом медикаментозной терапии является устранение болевого синдрома. Для перорального применения рекомендуются препараты, обладающие жаропонижающим, обезболивающим и противовоспалительным действием, способствующие значительному уменьшению отечности слизистой оболочки верхних дыхательных путей. В связи с тем, что отиты чаще развиваются у ослабленных людей, страдающих выраженным в той или иной степени иммунодефицитом, необходимо проводить также комплекс мер, направленных на стимуляцию защитных сил организма- иммуностимуляторы. У лиц с определённой аллергической настроенностью введение различных медикаментозных препаратов, особенно антибиотиков, должно сочетаться с применением антигистаминных препаратов.
12 слайд
Описание слайда:
Помимо терапевтических способов, в лечении хронического гнойного отита возможно применение хирургических вмешательств. При осложненном лечении острого отита для стимуляции неспецифических иммунологических механизмов реактивности возможно применение ультрафиолетового облучения крови.
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-497084
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник