Сестринский процесс при бронхите и пневмонии у детей

Сестринский процесс при бронхитах, пневмониях.

Бронхиты — воспаление стенки бронхов — являются весьма распространенными заболеваниями.
Бронхиты бывают инфекционные, токсические, возникающие при механических воздействий и под влиянием резкого охлаждения.
Бронхиты могут быть связаны с аллергическими проявлениями в организме, а также с расстройством кровообращения в легких при пороках в сердца.
В зависимости от характера воспалительного процесса различают бронхиты: катаральные, гнойные, слизисто- гнойные. По остроте и длительности различают бронхиты острые и хронические, по протяженности — диффузные и очаговые. Бронхиты, сопровождающиеся сужением бронхов называются обструктивными.
Острый бронхит — острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Основной причиной развития острого бронхита является проникновение в бронхи инфекционных агентов- вирусов. Заболевание может развиваться под влиянием химических факторов , при вдыхании сероводорода, аммиака, паров брома, хлора, окислов азота, горячего или холодного воздуха. Способствующий фактор- переохлаждение.
Хронический бронхит — диффузное воспаление слизистой оболочки бронхиального дерева, характеризующееся длительным течением с периодическими обострениями. Течение бронхита ухудшается при инфицировании дыхательных путей, неблагоприятных климатических условиях. Чаще всего хронический бронхит является следствием острого, лечение которого было проведено несвоевременно или не было доведено до конца. Наибольшая вероятность перехода острого бронхита в хронический отмечается у маленьких детей или людей старческого возраста. Хронический бронхит относится к группе хронических неспецифических заболеваний легких и имеет непосредственное отношение к развитию бронхиальной астмы, эмфиземы, рака легких.

Сестринский процесс при остром и хроническом бронхите.

1 этап: Сестринское обследование пациента:
Кашель, отделение мокроты, нарушение легочной вентиляции и бронхиальной проходимости, цианоз, развитие эмфиземы и хронического легочного сердца, бронхоспастического синдрома, перкуторно — при развитии эмфиземы коробочный звук, аускультативно — жесткое дыхание с сухими или влажными хрипами, при бронхоспазме на фоне удлиненного выдоха выслушиваются сухие свистящие хрипы, повышение температуры, слабость, потливость.

2 этап: Проблемы пациента.
Кашель — сухой или влажный с отделением мокроты, больше утром, усиливается в сырую и холодную погоду, после переохлаждения, причиняет неудобства. Усиливается на фоне длительного курения, при переходе из теплого помещения на холод. Недомогание, снижение трудоспособности, хочется больше находится дома, апатия.
Слабость — желание полежать, нагрузки вызывает потливость.
Одышка — ЧДЦ составляет 20 и более, усиливается при физической нагрузке.
Тахикардия
Лихорадка температура тела 37- 39 С
Плохой сон — головная боль, разбитость, ломота в теле.
Мокрота — слизистого, слизисто- гнойного или гнойного характера, количество от небольшого трудноотделяемого до значительного.
Быстрая утомляемость
Потливость — частая смена нательного белья

3 этап: Планирование сестринских вмешательств
Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациента
Обеспечивать проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание.
Обеспечивать пациенту доброе, богатое витаминами питание.
Провести беседу с пациентом о сущности заболевания, разъяснить необходимость выполнения инъекции, успокоить.
Выполнять назначения врача, следить за возможными побочными явлениями лекарственных средств.
Мотивация: Для профилактики осложнений, активного участия пациента в лечении
Наблюдение: За частотой ЧСС, ЧДД, пульсом, АД, характером мокроты, ее количеством, температурой тела.
Роль больного и родственников: Обеспечить больному физический и психический покой. Строго следить за соблюдением диеты и режима, за выполнением всех назначений. Исключение алкоголя и курения. Объяснить важность последующей диспансеризации.
Основные направления при лечении пациента:
Противовоспалительные средства, жаропонижающие, антибиотики, отхаркивающие для разжижения мокроты, при наличии бронхоспазма — бронхолитики; при сухом мучительном кашле- противокашлевые ; отвлекающие средства- горчичники, ножные ванны, обильное питье, щелочные минеральные воды, при тяжелых обострениях- лечебные бронхоскопии; при стихании процесса- физиотерапевтические процедуры, занятия ЛФК.

4 этап: Реализация план сестринских вмешательств
Независимые действия медсестры — используются методы ухода и наблюдения за больными: частота пульса, дыхания, АД, ЧСС, физиологические отправления, общее состояние, проветривание помещения, постановка горчичников, смена постельного и нательного белья, рекомендации по режиму и диете.
Взаимозависимые действия медсестры — организация консультации по физиотерапии.
Зависимые действия медсестры — забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств.

5 этап: Оценка сестринских вмешательств
Цель краткосрочная — кашель уменьшается через неделю: долгосрочная — кашель не будет беспокоить больного к моменту выписки.

Пневмония — острое инфекционное заболевание легких с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани с обязательным поражением альвеол и развитием в них воспалительных экссудации. Чаще пневмонией заболевают люди пожилого возраста.
Крупозная (долевая) пневмония — проникая в участки лёгочной ткани, микроорганизмы выделяют токсины, которые нарушают проницаемость сосудов. Происходит экссудация фибрина и клеток крови в альвеолы.
Начало заболевания обычно острое. Появляется острое недомогание, сильная головная боль, нередко — озноб, повышение температуры тела до высоких цифр (постоянная лихорадка). Возникают боли в грудной клетке, которые усиливаются при кашле и глубоком вдохе. Появляются сухой кашель, позже — с отделением небольшого количества вязкой, слизистой мокроты ржавого цвета, одышка. Уже в первый день может быть отмечена гиперемия щёк и на стороне поражения, нередко появляются высыпания типа простого герпеса.
В связи с тем, что из дыхания выключена целая доля и развивается гипоксия, страдают все системы организма. Появляются симптомы: тахикардия, глухость тонов сердца, обложенность языка, сухость слизистой оболочки полости рта, губ, запор. Осложнения: острая сердечно-сосудистая недостаточность; инфекционно- токсический шок; экссудативный плеврит; перикардит; абсцесс лёгкого; дыхательная недостаточность.
Очаговая пневмония — очаговыми называют группу пневмоний, весьма различных по механизму развития. При очаговых пневмониях воспалительный процесс захватывает дольки или группы долек в пределах одного или нескольких сегментов. Различают мелкоочаговые, крупноочаговые и сливные пневмонии. Очаговые пневмонии называются также бронхопневмониями, так как процесс часто начинается с бронхов. При сливных формах процесс может занимать сегмент, несколько сегментов, часть или всю долю. При этом отдельные поражённые участки чередуются с участками нормальной ткани лёгкого или с участками эмфиземы. Возбудителями очаговой пневмонии являются пневмококк, стафилококк, клебсиелла пневмоническая (палочка Флидрендера). Этапы патологического процесса при очаговой пневмонии: серозный выпот в альвеолах, на разрезе очаг воспаления имеет пёструю картину. В целом воспалительный процесс при очаговой пневмонии менее активен и клиническая картина очаговой пневмонии менее выражена, чем при крупозной.

Сестринский процесс при пневмонии.

1 этап: Сестринское обследование.
Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациентом и выясняет жалобы: сухой кашель, боль в груди при дыхании, затруднение при дыхании, жар и озноб. Выясняются обстоятельства возникновения болезни (переохлаждение, перенесённый грипп), который день болезни, какой была температура тела, какими лекарствами пользовался.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на внешний вид пациента (поверхностное дыхание, односторонний румянец, участие крыльев носа в дыхании). Измеряет температуру тела, определяет пальпаторно ЧДД (25 — 35 в минуту), пульс (тахикардия), измеряет АД.
Основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании: высокая лихорадка, озноб, боли в грудной клетке, дыхание поверхностное, цианоз губ, гиперемия щёк, герпетические высыпания, отставание поражённой стороны в дыхании, Ограничение подвижности лёгочного края, при перкуссии — укорочение перкуторного тона над стороной поражения, при аускультации — дыхание везикулярное ослабленное, крепитация, могут быть рассеянные сухие и влажные хрипы: при вовлечении плевры — шум трения плевры: выражены симптомы интоксикации, вплоть до развития инфекционно-токсического шока.

2 этап: Проблемы пациента.
Проблемы пациента встречающиеся при данном заболевании:
Лихорадка — температура тела 38-39* С.
Озноб — при повышении температуры больного знобит.
Боли в грудной клетке — при глубоком дыхании, кашле отмечается боль.
Кашель — вначале заболевания сухой. Затем с отхождением мокроты.
Мокрота слизисто-гнойная или ржавая. В первые дни может не быть, а со 2-3 дня становится ржавая из-за нахождения в ней эритроцитов.
Слабость — больной больше лежит, работоспособность снижена.
Настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка, отдышка, боль в грудной клетке, мало знаний о заболевании, эйфория.
Потенциальные: риск развития осложнений. Приоритетная: боль в грудной клетке, лихорадка.
Возможные сестринские диагнозы:
— нарушение потребности дышать — инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта дыхания доли или участка лёгкого, -боль в груди при дыхании и кашле — свидетельство вовлечения в воспитательный процесс плевры.
— лихорадка постоянного тина или атипичная, -сухой кашель — результат раздражения плевры, -влажный кашель — средство удаления мокроты из бронхов.

1. М/с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим, будет успокаивать и следить за поведением, разъяснять суть заболевания.
2. Применить методы физического охлаждения: компресс, легко укрыть пациента.
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьём: соки, морсы, настои из трав.
4. Смазать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день.
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей.
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты.
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми.
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача.
Мотивация: 1) Для уменьшения нагрузки на организм и нормализации психического состояния. 2) Для уменьшения температуры. 3) Для снижения температуры за счёт охлаждения организма и для уменьшения интоксикации. 4) Для предупреждения образования трещин на губах. 5) Для повышения защитных сил организма. 6) Для обогащения воздуха кислородом. 7) Для профилактики инфекционных осложнений. 8) Для снижения температуры тела.
Наблюдение М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, пульс, АД, ЧДД.
Роль больного и родственников М/с должна научить больного и родственников правильно питаться, научить проветривать комнату, проводить уход за кожей и слизистыми, научить проводить влажную уборку комнаты с растворамими антисептиков.

4 этап: Реализация плана сестринских вмешательств.
Независимые действия медсестры: Успокоить больного, создать физический и психический покой удобное положение, обеспечить доступ свежего воздуха, дать тёплое щелочное питьё, поставить горчичники, подать кислород. Своевременная смена нательного и постельного белья, дезинфекция плевательниц, кормление тяжелобольных, наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, характером мокроты.
Взаимозависимые действия медсестры: Организация консультации по физиотерапии, ЛФК, дыхательной гимнастике.
Зависимые действия медсестры: Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача.
5 этап: Оценка эффективности сестринских вмешательств.
Цель достигнута, если пациент отметит снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и затем её исчезновение.
Цели: краткосрочная — уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр; долгосрочная — исчезновение лихорадки к моменту выписки.
По мере реализации сестринских вмешательств медицинская сестра оценивает их эффективность. Если цель не достигнута в назначенный срок, составляется дальнейший план сестринских вмешательств.
У пациента с астенизацией могут задерживаться процессы уменьшения одышки, прекращения кашля. В этом случае сестра обучает пациента дыхательной гимнастике и добивается выполнения её ежедневно 2 раза в день.
Если пациент не может самостоятельно откашливать мокроту, медицинская сестра шпателем, обёрнутым в салфетку, смоченную дезсредством, протирает полость рта, удаляя мокроту или пользуется баллончиком для отсасывания мокроты.

Источник

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник