Сестринский процесс при пневмонии проблемы пациента

добавлена 12 января 2018 в 23:52

добавлена 2 января 2016 в 23:09

Мед работники стоят на первом месте в списке среди профессий подверженных синдрому выгорания…))) Берегите себя,коллеги ! И живите долго и счастливо!!!

добавлена 24 января 2016 в 22:59

Определение сестринского процесса и формулировка основных проблем пациента. Сбор информации.
Сестринский процесс — это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. 
Этапы сестринского процесса
Характеристика этапа
1 — Сбор информации.
С

добавлена 31 августа 2015 в 15:17

Консультации для Вас!
Квалификацию, какой бы высокой она ни была, необходимо поддерживать. Особенно требовательно законодательство РФ к квалификации медицинских и фармацевтических работников. Согласно ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат

добавлена 22 июня в 21:52

День медицинского работника. Благотворительный концерт #МедДень2020.

добавлена 22 июня в 12:37

С Международным днем медсестер!
Исторически, как и сегодня медсестры находятся на переднем крае борьбы с эпидемиями и пандемиями — обеспечивая высокое качество и уважительное лечение и уход. Часто они являются первым, а иногда единственным медицинским профессионалом, которого видят люди. Медсестры составляют более половины всех медицинских работников мира.
Пандемия Covid-19-это резкое напоминание о жизненно важной роли медсестры. Без медсестер и других медицинских работников мы не выиграем бит

добавлена 19 апреля в 23:14

Иллюзорные доплаты для медиков
18 апреля
Наш президент уже несколько раз выступал с посланиями, где говорил о важности поддержки и стимулирования медицинского персонала в это нелегкое время. Были озвучены конкретные цифры — доплата врачам и медсёстрам по 50 000 рублей. А что происходит на местах на самом деле ?
Недавно я выкладывала статью о скандале в нашем городе, где медики отказались переводиться из поликлинического отделения в инфекционное. Кто-то обвинял врачей в непрофессионализме, улич

добавлена 8 апреля в 20:00

Президент Владимир Путин 8 апреля дал новые поручения из-за ситуации с коронавирусом

Президент Владимир Путин 8 апреля в начале онлайн-совещания с правительством и губернаторами по ситуации с коронавирусом предложил ряд мер в условиях эпидемии.
Главной задачей властей президент назвал борьбу с распространением заболевания, защиту здоровья и жизни людей, обеспечение устойчивости экономики, сохранение занятости и доходов граждан. По словам главы государства, все регионы должны сконцентрироваться на увеличении готовности медучреждений, наращивании их мощностей и возможностей.
Кл

добавлена 13 марта в 15:54

Старшую медсестру осудили из-за заражения пациентов ВИЧ

Ставропольский суд признал виновной в халатности старшую медсестру больницы Будённовска. Из-за неправильного использования катетеров медсёстрами в её подчинении пять пациентов инфекционного отделения заразились ВИЧ-инфекцией. Трое из них дети-дошкольники. Медработнику назначили 10 месяцев исправительных работ.
Об этом сообщил «ТАСС».
«Она приговорена к исправительным работам на срок 10 месяцев с удержанием из зарплаты 10% в доход государства, с лишением права занимать должности, связанные с в

добавлена 13 марта в 15:46

Фельдшера «скорой» избили за отказ переобуться в тапки

В Ленинградской области вечером 9 марта вызвали «скорую» в один из коттеджей деревни Вартемяги. На входе фельдшеру настойчиво предложили снять обувь и надеть тапки, чтобы войти в чистый элитный коттедж. Медик предложила взамен надеть бахилы, но их в доме не оказалось. Во время звонка в диспетчерскую, мать пациента набросилась на фельдшера, ударила кулаком по лицу и потащила за волосы. Пострадавшая обратилась в полицию.
По данным «47news», вызов поступил к 10-летнему мальчику с высокой температ

добавлена 13 марта в 15:43

Немножечко культ-санпросвета для дорогих пациенток.
По — прежнему актуально.
Прежде, чем писать жалобы в Минздрав, немного ознакомьтесь с инструкцией пользования унитазом и биде в больницах.
В этих организациях вас все равно не научат элементарному, а у нас хотя бы есть шанс.

Источник

Пневмония — воспаление легких, протекающее с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани и обязательным поражением альвеол легких, возникающее самостоятельно или как осложнение других заболеваний.

Этиология:

1. Бактерии (пневмококк от 70-90% случаев, синегнойная палочка, стафилококк, стрептококк и другие);

2. Вирусы;

3. Микоплазмы;

4. Хламидии

5. Грибы, простейшие и другие

Классификация:

1. По локализации: могут быть односторонние или двухсторонние, долевые, сегментарные и другие.

2. По степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая.

Если пневмония более 4 недель – это затяжная.

Пневмонии бывают:

1. Внебольничные (амбулаторные или домашние) – встречаются чаще у молодых в зимнее время и возбудителями являются чаще пневмококк, микоплазма, хломидии и другие м/о.

2. Госпитальные (больничные) – после 2-х и более дней пребывания в стационаре. Отличается тяжестью течения. Смертность среди них до 20%. Встречается в палатах интенсивной терапии, у больных с ИВЛ, в реанимациях, после бронхоскопии, в после операционном периоде. Возбудители Гр.(+) микрофлора (стафилококк).

3. Аспирационная пневмония: наблюдается у больных в коматозных состояниях, в коме, в неврологической практике, у больных с инсультами. Возбудители — микрофлора ротовой полости, Гр.(-) анаэробная флора. Характеризуется тяжелыми деструктивными процессами абцесс и гангрена легких.

4. Пневмонии у больных с иммунодефицитом – это ВИЧ инфицированные больные, онкологические больные, наркоманы. Возбудители Гр.(-) флора: грибы, пневмоцисты. Возникает туберкулез.

Клиника:

различают легочные и внелегочные симптомы.

Легочные: кашель, мокрота (при крупозной пневмонии – «ржавая» мокрота), боли в грудной клетки, которая усиливается при дыхании, при кашле, одышке.

Вне легочные проявления пневмоний – это лихорадка, озноб, потливость, боли в мышцах, головная боль, цианоз, тахикардия, герпес, на губах или крыльях носа, при тяжелом течении — спутанное сознание, галлюцинации на фоне обычной температуры.

Особенности течения пневмоний:

1. У пожилых: у пожилых может быть атипичная клиника с тяжелой сопутствующей патологией. Наблюдается отсутствие или малая выраженность признаков воспаления. Отсутствие температуры, преобладании вне легочных симптомов.

2. Пневмококковая пневмония: острое начало, может быть либо очаговой либо крупозной (доля или более). Температура высокая, озноб, «ржавая мокрота», герпес у 1/3 больных, часто у больных плеврит и поэтому боли в грудной клетке, абцессы не характерны.

3. Микоплазменная пневмония — чаще у молодых людей (студенты, школьники) в холодное время года. Характерно постепенное начало с катаральными явлениями (насморк, боли в горле, субфебрильная температура, имеются лимфоаденопатии, коньюктивиты, кашель, в начале сухой, приступообразный, малопродуктивный.

Пенициллины и цефалоспорины не помогают.

4. Хломидийная пневмония: можно заразится при контакте с птицами возможны вспышки (воздушно-капельный путь), острое начало, высокая температура и интоксикация. У половины больных боли в горле ларингит, кашель (сухой, не продуктивный).

5. Стафилококковая пневмония: характеризуется тяжелым течением, озноб, лихорадка, одышка, боль в грудной клетке, тахикардия, кровохаркание, иногда абцессы.

Клинические проявления

Для пневмонии характерно течение с чередованием следующих стадий: предпневмонического периода (от нескольких часов до нескольких суток), острой фазы, фазы разрешения.

Предпневмонический период начинается с повышения температуры тела до 39–40 °C, озноба, симптомов интоксикации (головной боли, слабости, раздражительности, нарушения сна и аппетита), возможна боль в грудной клетке (над очагом воспаления), усиливающаяся при движениях. Появляются сухой кашель, постепенно становящийся влажным, с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышка.

Иногда возникает боль в животе, симулирующая приступ острого аппендицита.

При осмотре больного обращают на себя внимание гиперемия лица, герпетические высыпания на губах и носу. При выраженной дыхательной недостаточности возможен цианоз. Участие в дыхании грудной клетки на стороне поражения ограничено. При аускультации отмечаются ослабленное везикулярное дыхание и крепитирующие хрипы.

При острой фазе в стадии разгара болезни, состояние больного тяжелое вследствие интоксикации. Отмечаются тахипноэ (учащение дыхания до 30–40 дыхательных движений в минуту), тахикардия, гипертермия, кашель влажный, с выделением мокроты ржавого оттенка. При аускультации характерно бронхиальное дыхание. В конце этой стадии наблюдается нормализация температуры.

Снижение температуры может быть литическим или критическим (с развитием острой сосудистой недостаточности (коллапса)).

В фазе разрешения состояние больного постепенно улучшается, температура тела нормализируется, кашель становится влажным. При аускультации регистрируются ослабление бронхиального дыхания, влажные хрипы, крепитация.

Факторы риска – алкоголизм.

Диагностика:

Лабораторная: ОАК: лейкоцитоз и ускоренное СОЭ. Анализ мокроты: лейкоциты, гной в мокроте, нейтрофилы, выявление возбудителя и посева с целью определения антибиотика.

Инструментальное: рентгенография: наличие очага затемнения.

Осложнения пневмонии:

1. Коллапс, возникающий при критическом падении температуры.

2. Экссудативный плеврит

3. Абцесс

4.Бактериально-токсический шок,

5.Миокардит, эндокардит,

6.Отек мозга.

Принципы лечения:

Лечение в стационаре, иногда редко на дому. Госпитализация, режим постельный, диета ОВД (№15).

Медикаментозное лечение:

Полусинтетические антибиотики: ампициллин, амоксициклин.

Комплексные или комбинированные препараты: амоксиклав (аугментин) он состоит из амоксициклина + клавулоновая кислота,

макролиды: эритромицин, рокситромицин (рулид) 1 раз в день, клоритромицин (клоцид) 2 раза в день, азитромицин (сумамед) 1 раз в день от 5-7 дней. Более совершенное пролонгированное действие 3 дня по 2 таб. Цефалоспорины: 1-е поколение цефазолин (кефзол), 2-е поколение – цефотаксим (клафоран), 3-е поколение – фортум, 4-е поколение – Цефокситин (алактам).

Резервные антибиотики: фторхиналоны, которые эффективны в отношение Гр.(+) и Гр. (-) м/о: ципрофлоксацин (ципробой), абактал.

Противогрибковые препараты: нистатин, ливарин, амфотерицин, линекс, аципол.

При пневмоацистных пневмониях назначают ко-тримоксозол (сульфамиланидный препарат), синоним бисептол.

— симптоматическое лечение: отхаркивающие средства.

При необходимости дезинтоксикация (гемодез, 5% глюкоза, NaCl 0,9%).

По показаниям бронхолитики: эуфиллин.

Иммунномодуляторы: иммунал, бронхомунал.

4. Оксигенотерапия.

5. Физиотерапия (электрофорез, УВЧ терапия, индуктотермия, банки, горчичники).

6. ЛФК (дыхательная гимнастика)

7. Массаж.

8. Санаторно-курортное лечение – через 3–6 месяцев после выздоровления.

Диагностика 

1. ОАК. — лейкоцитоз и ускоренное СОЭ.

2. ОАМ.

3. Рентгенологическое исследование легких в двух проекциях.

На рентгенограмме в области воспалительного очага обнаруживается затемнение того или иного размера в зависимости от вида пневмонии. Рентгенологическое исследование является обязательным как для постановки диагноза, так и для подтверждения выздоровления больного, поскольку клиническое выздоровление происходит на 2–3 недели раньше рентгенологического.

4. Микроскопическое исследование мокроты.

Анализ мокроты: лейкоциты, гной в мокроте, нейтрофилы.

5. Посев мокроты для идентификации флоры и исследования чувствительности флоры к антибиотикам.

6. Биохимический анализ крови, коагуло-грамма.

7. Иммунологические исследования.

8. Исследование функции внешнего дыхания.

9. В тяжелых случаях – определение концентрации газов в крови, кислотно-щелочного состояния, серологические исследования.

Профилактика 

Показаны рациональное питание, массаж и ЛФК, соблюдение благоприятного микроклимата в жилых помещениях. Пациент должен как можно чаще гулять.

При постельном режиме для профилактики застойной пневмонии рекомендуется чаще менять положение пациента, выполнять дыхательную гимнастику.

Особенности сестринского ухода

1. В большинстве случаев больные острой пневмонией подлежат госпитализации в стационар. Амбулаторное лечение возможно только лишь при легко протекающей пневмонии при условии правильного ухода за больным.

2. На период лихорадки пациенту назначается постельный режим. Переход на полупостельный режим возможен через 3 дня после нормализации температуры тела, исчезновения симптомов общей интоксикации организма.

3. Больной должен находиться в хорошо проветриваемом, теплом помещении. В комнате необходимо регулярно проводить влажную уборку. Свежий воздух нормализует сон больного, улучшает дренажную функцию бронхов, уменьшает спазм бронхов и способствует рассасыванию воспалительного очага. При проветривании комнаты надо избегать сквозняков. Нужно следить за тем, чтобы больной не лежал долго в одном и том же положении, так как это приводит к формированию застойных явлений в легких, возникновению опрелостей и пролежней. Больного надо регулярно (не реже чем через каждые 2 ч) поворачивать с боку на бок, придавать ему полусидячее положение.

4. Регулярно следить за физиологическими отправлениями больного, подавать мочеприемник. При запорах ставить очистительную клизму. После каждого акта дефекации, а также 1–2 раза в день независимо от него необходимо подмывать больного.

5. Во время лихорадки больному рекомендуется давать большое количество жидкости (порядка 3 л в сутки) – кипяченую воду с соком лимона, минеральную воду без газа, фруктовые соки, отвар шиповника, морсы. Пища в этот период должна быть жидкой или полужидкой, витаминизированной, калорийной, легкоусвояемой. Полезны куриные бульоны, рыбные, овощные, молочные и фруктовые блюда. Кормить больного надо часто (5–6 раз в сутки), небольшими порциями. После нормализации температуры тела его переводят на общий стол, следя за тем, чтобы рацион был сбалансированным по основным питательным веществам (углеводам, белкам, жирам, витаминам) и достаточно калорийным. Курение и прием алкогольных напитков запрещаются.

6. При критическом (в течение нескольких часов) снижении температуры следует:

1) сообщить врачу о критическом снижении у больного температуры тела;

2) убрать из-под головы больного подушки или приподнять ножной конец кровати на 30–40 см;

3) дать больному выпить горячего чая, приложить к ногам горячие грелки;

4) регулярно подсчитывать пульс, частоту дыхательных движений, измерять АД.

7. Так как в этот период отмечается обильное потоотделение, нужно регулярно обтирать тело больного теплым полотенцем и менять нательное (а при необходимости и постельное) белье; оно должно быть теплым, а смена должна проводиться быстро, чтобы не переохладить больного.

8. После нормализации температуры тела и исчезновения симптомов интоксикации больному показана дыхательная гимнастика 6–8 раз в день.

9. По мере улучшения состояния больного переходят на сочетание дыхательной гимнастики с упражнениями для рук, ног, туловища (вдох – выпрямление туловища, разведение или поднятие рук, выдох – сгибание корпуса, сведение или опускание рук), подключают дыхательные упражнения с сопротивлением для увеличения силы дыхательных мышц.

В дальнейшем назначаются общеукрепляющие физические упражнения, ходьба, игры, занятия на тренажерах.

10. В стадии разрешения пациенту показаны процедуры, ускоряющие рассасывание воспалительного очага (горчичники на грудную клетку спереди и сзади, банки, полуспиртовые согревающие компрессы). После того как сняты горчичники или банки, надо насухо вытереть кожу больного и сделать легкий массаж спины.

11. После перенесенной пневмонии больной в течение 1 года находится под диспансерным наблюдением врача-терапевта. Необходимо контролировать регулярность осмотров. Во время диспансерного наблюдения проводится комплекс лечебно-профилактических мероприятий: ежедневная утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, массаж, физиотерапия, прием адаптогенов. Рекомендуются закаливание и здоровый образ жизни.

Источник

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñòðîé ïíåâìîíèè. Àíàëèç ïðè÷èí, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà î÷àãîâîé ïíåâìîíèè. Õàðàêòåðèñòèêà ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ïíåâìîíèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÀìÈÆÒ — ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì

Ôàêóëüòåò ÑÏÎ — ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå

Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè

Öèêë: «Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè»

Òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà

ÒÅÌÀ:«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»

Èñïîëíèòåëü:

Àôàíàñüåâà

Íàòàëüÿ

Âèêòîðîâíà

2008 ã.

ÀìÈÆÒ — ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì

Ôàêóëüòåò ÑÏÎ — Ñâîáîäíåíñêîå ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå

Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè

Ðåöåíçèÿ íà òâîð÷åñêóþ ðàáîòó

Ô.È.Î. èñïîëíèòåëÿ:Àôàíàñüåâà Íàòàëüÿ Âèêòîðîâíà

Òåìà ðàáîòû: «Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»

Êà÷åñòâî îôîðìëåíèÿ_______________________________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

Îáú¸ì ðàáîòû: âñåãî ïå÷àòíûõ ëèñòîâ _________________________

Ðàñêðûòèå òåìû ____________________________________________

Èñïîëüçîâàíèå ëèòåðàòóðíûõ äàííûõ _________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Îáùåå çàêëþ÷åíèå ïî ðàáîòå: _________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ðåêîìåíäàöèè:________________________________________________

_________________________________________________________

Ðåöåíçåíò Ô.È.Î.:______________________________________________

__________________________________________________________

Äîëæíîñòü: _______________________________________________

Îöåíêà:___________________________________________________

Äàòà:_________________________________________________________

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ïíåâìîíèÿ — îñòðîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ, âîçíèêàþùåå ñàìîñòîÿòåëüíî èëè êàê îñëîæíåíèå äðóãèõ çàáîëåâàíèé, îáúåäèíÿþùåå ãðóïïó ðàçëè÷íûõ ïî ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçó âîñïàëèòåëüíûõ (÷àùå èíôåêöèîííûõ) ïðîöåññîâ, ëîêàëèçóþùèõñÿ â áðîíõèîëàõ, àëüâåîëàõ èðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà èíòåðñòèöèàëüíóþ òêàíü ñ âîâëå÷åíèåì ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ëåãêèõ.

Îñòðàÿ ïíåâìîíèÿ çàíèìàåò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî ñðåäè âñåõ çàáîëåâàíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Íà çàáîëåâàåìîñòü ïíåâìîíèåé èçâåñòíîå âëèÿíèå îêàçûâàåò âðåìÿ ãîäà: ÷àñòîòà åå íàðàñòàåò â ÿíâàðå — ìàðòå è óìåíüøàåòñÿ â àïðåëå — îêòÿáðå. Çàáîëåâàåìîñòü ïîâûøàåòñÿ òàêæå âî âðåìÿ âñïûøåê ãðèïïà è ñåçîííûõ ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé. Çàáîëåâàþò ÷àùå ìóæ÷èíû; ó äåòåé è â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ïíåâìîíèÿ ïðîòåêàåò îñîáåííî òÿæåëî.

 ðàçâèòèè ïíåâìîíèè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò èíôåêöèÿ: áàêòåðèàëüíàÿ, âèðóñíàÿ, ðåæå ãðèáêîâàÿ.  çàâèñèìîñòè îò ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïðîöåññà ðàçëè÷àþò ïíåâìîíèþ, ïîðàæàþùóþ äîëþ, — ýòî êðóïîçíàÿ, èëè ïëåâðîïíåâìîíèÿ, è ïîðàæàþùóþ îãðàíè÷åííûé ó÷àñòîê (äîëüêó), — ýòî î÷àãîâàÿ, èëè áðîíõîïíåâìîíèÿ. Î÷àãè âîñïàëåíèÿ ìîãóò áûòü åäèíè÷íûìè è ìíîæåñòâåííûìè; âîçìîæíî èõ ñëèÿíèå (ñëèâíàÿ ïíåâìîíèÿ); îíè ìîãóò ëîêàëèçîâàòüñÿ îäíîâðåìåííî è â ðàçíûõ ó÷àñòêàõ îáîèõ ëåãêèõ, ïðåèìóùåñòâåííî â íèæíèõ îòäåëàõ.

1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ

Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ — ýòî îñòðûé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, çàõâàòûâàþùèé âñþ äîëþ ëåãêîãî èëè åå çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü; õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé öèêëè÷íîñòüþ ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è ñòàäèéíîñòüþ êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ â òèïè÷íîé ôîðìå âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, íî ïî-ïðåæíåìó îòëè÷àåòñÿ êëèíè÷åñêèì òå÷åíèåì.

Ïðè÷èíû

Âîçáóäèòåëåì ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ îñîáûé ïíåâìîêîêê (Ôðåíêåëÿ — Âåêñåëüáàóìà), ðåæå äðóãàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà: ïàëî÷êà Ôðèäëåíäåðà, ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê è ïð.

Íàèáîëåå ÷àñòî êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé áîëåþò ëþäè îñëàáëåííûå, ïîäâåðæåííûå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà âðåäíûì âîçäåéñòâèÿì. Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå, îñòðûå è õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, àâèòàìèíîçû è ïð. ñëóæàò ôàêòîðàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè åå ðàçâèòèþ.  êà÷åñòâå ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ìîìåíòîâ áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ðåçêèå êîëåáàíèÿ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåãî âîçäóõà, ïåðåîõëàæäåíèå.

Êëèíèêà

Òèïè÷íàÿ êàðòèíà êðóïîçíîé ïíåâìîíèè õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì íà÷àëîì: ïîòðÿñàþùèé îçíîá, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-40°Ñ. Óæå âî âðåìÿ îçíîáà èëè âñêîðå ïîñëå íåãî íà÷èíàåò áåñïîêîèòü íîþùàÿ áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè âäîõå è êàøëå. Îáû÷íî, íî íå âñåãäà òàêàÿ áîëü ëîêàëèçóåòñÿ â íèæíèõ îòäåëàõ. Îñîáî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî áîëü íå âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà. Èíîãäà ïðè íèæíåäîëåâîé ïíåâìîíèè áîëü âîçíèêàåò â îáëàñòè æèâîòà, ñèìóëèðóÿ îñòðûé àïïåíäèöèò, ïðèñòóï æåë÷íîêàìåííîé èëè ïî÷å÷íîé êîëèêè. Ðàíî ïðèñîåäèíÿåòñÿ îäûøêà. Êàøåëü â íà÷àëå ñóõîé, à ÷åðåç 1-2 äíÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâÿíèñòàÿ («ðæàâàÿ») ìîêðîòà.

Ïðè îáùåì îñìîòðå â ýòîé ñòàäèè — ñòàäèè íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ — îòìå÷àåòñÿ ãèïåðåìèÿ ùåê (ðóìÿíåö), áîëåå âûðàæåííàÿ íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ; íåðåäêî íà ãóáàõ è êðûëüÿõ íîñà ìîæíî çàìåòèòü âûñûïàíèÿ — ãåðïåñ. Ïðè äûõàíèè îòìå÷àåòñÿ îòñòàâàíèå ïîðàæåííîé ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè, âûñëóøèâàþòñÿ îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå è òàê íàçûâàåìàÿ íà÷àëüíàÿ êðåïèòàöèÿ. Ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ïîðàæåííîé äîëåé èìååò òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê, òàê êàê â àëüâåîëàõ èìåþòñÿ îäíîâðåìåííî è âîçäóõ, è æèäêîñòü.

Âî âòîðîé ñòàäèè — ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ — àëüâåîëû çàïîëíÿþòñÿ ýêññóäàòîì è ñâåðíóâøèìñÿ ôèáðèíîì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ëåãêîå óïëîòíÿåòñÿ. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íàðàñòàåò òóïîñòü íàä ïîðàæåííûì ó÷àñòêîì ëåãêèõ, à ïðè àóñêóëüòàöèè âûñëóøèâàåòñÿ áðîíõèàëüíîå äûõàíèå. Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî òÿæåëîå, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî ðàçìåðàìè âûêëþ÷åííîé èç äûõàíèÿ ÷àñòè ëåãêîãî, íî è âûðàæåííûìè ÿâëåíèÿìè èíòîêñèêàöèè. Íàáëþäàþòñÿ ó÷àùåííîå ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå (äî 30-40 â ìèíóòó), ñåðäöåáèåíèå (100-200 â ìèíóòó), ìîæåò ñíèæàòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Àïïåòèò ó áîëüíîãî ïàäàåò èëè èñ÷åçàåò âñëåäñòâèå âûñîêîé òåìïåðàòóðû òåëà è îáùåãî òÿæåëîãî ñîñòîÿíèÿ. ßçûê ñóõîé è îáëîæåí ñåðûì íàëåòîì. Êèøå÷íèê ôóíêöèîíèðóåò âÿëî, îáû÷íî áûâàåò çàïîð.

Ñòðàäàåò íåðâíàÿ ñèñòåìà: íàðóøàåòñÿ ñîí, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ãàëëþöèíàöèè è áðåä, îñîáåííî ó ëèö, ñòðàäàþùèõ àëêîãîëèçìîì. Áîëüíîé èñïûòûâàåò ñòðàõ, æåëàíèå êóäà-òî áåæàòü, ìîæåò âûïðûãíóòü â îêíî. Äåæóðíûé ïåðñîíàë äîëæåí áäèòåëüíî ñëåäèòü çà òàêèì áîëüíûì.

Ïîñëå êðèçèñà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óëó÷øàåòñÿ, îí íà÷èíàåò áûñòðî ïîïðàâëÿòüñÿ. Íà÷èíàåòñÿ çàêëþ÷èòåëüíàÿ ñòàäèÿ òå÷åíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè — ñòàäèÿ ðàçðåøåíèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ìîêðîòû. Ðàçæèæàåòñÿ ýêññóäàò, âîçäóõ ñíîâà íà÷èíàåò ïðîíèêàòü â àëüâåîëû, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà óìåíüøàåòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê åãî. Áðîíõèàëüíîå äûõàíèå îñëàáåâàåò, âíîâü íà÷èíàåò âûñëóøèâàòüñÿ êðåïèòàöèÿ. Åñëè â ïðîöåññ âîâëåêàåòñÿ ïëåâðà (ó 1/4 áîëüíûõ), òî âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Ïëåâðèò ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, ëå÷åííîé àíòèáèîòèêàìè, ïðîòåêàåò ëåã÷å, íå ïðèâîäèò ê íàãíîèòåëüíûì ïðîöåññàì. Îñëîæíåíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, õîòÿ íå èñêëþ÷àåòñÿ ðàçâèòèå ìèîêàðäèòà, î÷àãîâîãî íåôðèòà è ìåíèíãèòà ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ.

Òàêàÿ æå ñòàäèéíîñòü îòìå÷àåòñÿ â ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèÿõ â ëåãêèõ: âíà÷àëå óñèëåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, çàòåì ïîÿâëåíèå î÷àãîâ çàòåìíåíèÿ, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ, è îáðàçîâàâøàÿñÿ òåíü îáû÷íî ñîîòâåòñòâóåò äîëå ëåãêîãî. Âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïðîçðà÷íîñòè ëåãêèõ ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî èäëèòñÿ äî 2-3 íåä.

Ëå÷åíèå

Áîëüíûõ êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé ñëåäóåò ãîñïèòàëèçèðîâàòü. Íàçíà÷àþò ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Ïîìåùåíèå, ãäå íàõîäèòñÿ áîëüíîé, äîëæíî ïðîâåòðèâàòüñÿ è áûòü òåïëûì. Áîëüíîìó ïîêàçàíà ùàäÿùàÿäèåòà ñ äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ. Ïèùà äîëæíà áûòü ïîëóæèäêîé, ïèòàòåëüíîé.  ïåðâûå äíè áîëåçíè, êîãäà îáåñïå÷èâàåòñÿ ñòðîãîå íàáëþäåíèå äåæóðíîãî ïåðñîíàëà çà áîëüíûì, åãî êîðìÿò. Êîðìèòü áîëüíîãî íóæíî ïîíåìíîãó è ÷àùå, ÷åì îáû÷íî. Ïîëåçíî îáèëüíîå ïèòüå: êëþêâåííûé ìîðñ, ôðóêòîâûå ñîêè, ÷àé ñ ëèìîíîì, ìèíåðàëüíûå âîäû.

Ñ ïåðâûõ ÷àñîâ çàáîëåâàíèÿ áîëüíîìó ïðîâîäÿò àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ àíòèáèîòèêàìè èëè ñóëüôàíèëàìèäàìè; íàçíà÷àþò ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà: êîôåèí, êàìôîðó; ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè — ñòðîôàíòèí, ïðåïàðàòû äèãèòàëèñà.

Èç àíòèáèîòèêîâ ïðåæäå âñåãî ïîêàçàí áåíçèëïåíèöèëëèí. Ïðåïàðàò ââîäÿò âíóòðèìûøå÷íî â ñóòî÷íîé äîçå 2000000-3000000 ÅÄ â 4-6 ïðèåìîâ. Ýôôåêòèâíû ïîëóñèíòåòè÷åñêèåïåíèöèëëèíû: àìïèöèëëèí, îêñàöèëëèí, àìïèîêñ; ïðè íåïåðåíîñèìîñòè ïåíèöèëëèíà — ïðåïàðàòû èç ãðóïïû öåôàëîñïîðèíîâ (êåôçîë, öåïîðèí è äð. ïî 2 ã â ñóòêè â 2 ïðèåìà).

Èç ñóëüôàíèëàìèäíûõ ïðåïàðàòîâ ëó÷øå íàçíà÷àòü ïðîëîíãèðîâàííûå ñðåäñòâà (ñóëüôàäèìåòîêñèí) èëè êîìáèíèðîâàííûå (áèñåïòîë). Ïàäåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî íîðìàëüíîé íå ÿâëÿåòñÿ îñíîâàíèåì äëÿ îòìåíû àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Íåîáõîäèì ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé êîíòðîëü.

Ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò êèñëîðîäíàÿ òåðàïèÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîé ìàñêè, êèñëîðîäíîé ïàëàòêè. Èç ñèìïòîìàòè÷åñêèõ ñðåäñòâ ïðèìåíÿþò ïðè ñèëüíîì êàøëå â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ êîäåèí, â ïåðèîä ðàçðåøåíèÿïíåâìîíèè — îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà (òåðìîïñèñ, èïåêàêóàíà, îáèëüíîå ùåëî÷íîå ïèòüå è äð.). Õîðîøî äåéñòâóþò ãîð÷è÷íèêè è áàíêè. Âî èçáåæàíèå ðàçäðàæåíèÿ ïîñëå áàíîê è ãîð÷è÷íèêîâ íåîáõîäèìî íàñóõî âûòåðåòü êîæó è ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ.

Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûì â ïåðâûå äâà ïåðèîäà çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïîðàæåíèÿ ïîëîñòè ðòà ñëåäóåò ïðîòèðàòü äåñíû, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè íåáà, ùåê, ÿçûêà 2% ðàñòâîðîì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè â óãëàõ ðòà, íà êðûëüÿõ íîñà ãåðïåòè÷åñêèõ âûñûïàíèé ýòè ó÷àñòêè íóæíî ñìàçàòü öèíêîâîé ìàçüþ. Âàæíî ñëåäèòü çà äåÿòåëüíîñòüþ êèøå÷íèêà; ïðè çàïîðàõ ñòàâÿò î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó. Ñ ìîìåíòà ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêîé.  ïåðâûå äíè åå ïðîâåäåíèÿ ìåòîäèñò çàíèìàåòñÿ ñ áîëüíûì â ïàëàòå. Ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå ïðèâîäèò ê ïîëíîìó âûçäîðîâëåíèþ. Ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè è íåâûïîëíåíèè áîëüíûì âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé âîçìîæíî ðàçâèòèå àáñöåññà ëåãêîãî.

Ïðîôèëàêòèêà

Êïðîôèëàêòè÷åñêèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ðàöèîíàëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Íåîáõîäèìî èçáåãàòü ïåðåîõëàæäåíèé, ñîáëþäàòü ãèãèåíó òðóäà, îñîáåííî íà ïðåäïðèÿòèÿõ ñòàëåëèòåéíîé è õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè. Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûìè îñóùåñòâëÿåòñÿ â òå÷åíèå ãîäà.

2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà

Î÷àãîâàÿïíåâìîíèÿ

Ïîä òåðìèíîì «î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ» îáúåäèíÿþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ è êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ôîðìû ïíåâìîíèè, îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âîâëå÷åíèå â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ëåãêîãî â ïðåäåëàõ ñåãìåíòà, äîëüêè èëè àöèíóñà. Î÷åíü ÷àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ, ÷òî äàëî ïîâîä íàçûâàòü åå áðîíõîïíåâìîíèåé.

Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå (ïåðâè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ) èëè ðàçâèòüñÿ íà ôîíå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (âòîðè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå, ÷åì êðóïîçíàÿ.

Ïðè÷èíû

 êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ áðîíõîïíåâìîíèè ìîæåò âûñòóïàòü ñàìàÿ ðàçíîîáðàçíàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà.  îòíîñèòåëüíî áîëüøîì ïðîöåíòå ñëó÷àåâ îñòðàÿ î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âûçûâàåòñÿ âèðóñàìè (ïíåâìîíèè ïðè ãðèïïå, îðíèòîçå). Íåðåäêî ïðè÷èíîé ïíåâìîíèè ÿâëÿþòñÿ ñî÷åòàíèÿ âèðóñîâ è áàêòåðèé. Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðèîáðåòàþò ìèêîïëàçìû (ôèëüòðóþùèåñÿ àãåíòû, íå îòíîñÿùèåñÿ íè ê áàêòåðèÿì, íè ê âèðóñàì) è ãðèáû (êàíäèäû, àñïåðãåëëû è äð.).

 ïîñëåäíèå ãîäû â êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ ïíåâìîíèè ïðè òàê íàçûâàåìîé áîëåçíè ëåãèîíåðîâ âûäåëåíà ëåãèîíåëëà; ïðè÷èíîé ñìåðòè áîëüíûõ ÑÏÈÄîì ÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ïíåâìîíèÿ, âûçâàííàÿ ïðîñòåéøèìè — ïíåâìîöèñòàìè.

Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò ÷àùå ó ëèö, ñòðàäàþùèõ äðóãèìè îñòðûìè èëè õðîíè÷åñêèìè áîëåçíÿìè, âêëþ÷àÿ îïóõîëè è äèàáåò, ó ïåðåí¸ñøèõ îïåðàöèè, òðàâìû.  ñâÿçè ñ äëèòåëüíûì âûíóæäåííûì ïîëîæåíèåì áîëüíîãî íà ñïèíå (ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, èíôàðêòå ìèîêàðäà, èíñóëüòå) âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â íèõ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ãèïîñòàòè÷åñêàÿ (çàñòîéíàÿ) ïíåâìîíèÿ.

×àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò íà ôîíå õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé ëåãêèõ (õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü è äð.). Ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàåò çàêóïîðêà ñëèçèñòûìè èëè ãíîéíûìè ïðîáêàìè ìåëêèõ áðîíõîâ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì àòåëåêòàçîâ â ëåãî÷íîé òêàíè, ïðèâîäÿùèõ ê î÷àãîâîé ïíåâìîíèè.

Íåðåäêî î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðåäøåñòâóåò êàòàðàëüíîå ñîñòîÿíèå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé: èíôåêöèÿ, ðàñïðîñòðàíÿé íà ðàñïîëîæåííûå íèæå îòäåëû äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðèâîäèò ê áðîíõîïíåâìîíèè.

Êëèíèêà

Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ óñòàíîâèòü íå óäàåòñÿ.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ, îñîáåííî ó ìîëîäûõ ëþäåé, çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî: òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38-38,5° Ñ, ïîÿâëÿåòñÿ èëè óñèëèâàåòñÿ êàøåëü ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ìîêðîòû; âîçìîæíà îäûøêà. Ëèõîðàäêà îáû÷íî êðàòêîâðåìåííàÿ (2-4 ñóò), èìååò íåïðàâèëüíûé õàðàêòåð.

Äàííûå ôèçèêàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè çàâèñÿò îò ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà. Ïðè öåíòðàëüíîì ðàñïîëîæåíèè î÷àãà èëè íåáîëüøèõ ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ î÷àãàõ íå íàáëþäàåòñÿ ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ è óêîðî÷åíèÿ ïåðêóòîðíîãî çâóêà. Åñëè î÷àã ðàñïîëîæåí ïîâåðõíîñòíî, íà ñîîòâåòñòâóþùåì ó÷àñòêå ãðóäíîé êëåòêè ïðîñëóøèâàþòñÿ áîëåå æåñòêîå äûõàíèå, âëàæíûå ìåëêî-ïóçûð÷àòûå çâîíêèå õðèïû. Ïðè ñîïóòñòâóþùåì áðîíõèòå âûñëóøèâàþòñÿ è ñóõèå õðèïû. Èçìåíåíèÿ â äðóãèõ îðãàíàõ, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóþò.  êðîâè îáû÷íî óìåðåííûé ëåéêîöèòîç ñ ïàëî÷êîÿäåðíûì ñäâèãîì, èíîãäà (îñîáåííî ïðè âèðóñíîé èíôåêöèè) íàáëþäàåòñÿ ëåéêîïåíèÿ.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ìîæåò áûòü ðàçíîîáðàçíîé. Êàê ïðàâèëî, èìåþòñÿ ÷åòêèå î÷àãè çàòåìíåíèÿ (ðèñ. 15), íåðåäêî ìíîæåñòâåííûå. Ïðè îãðàíè÷åííîé ìåëêîî÷àãîâîé ïíåâìîíèè âûðàæåííûõ èçìåíåíèé ìîæåò íå áûòü; îòìå÷àåòñÿ ëèøü èçìåíåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà.

Òå÷åíèå î÷àãîâîé ïíåâìîíèè è å¸ èñõîäû ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò îò ìíîãèõ óñëîâèé, ñðåäè êîòîðûõ âàæåí õàðàêòåð âîçáóäèòåëÿ, à äëÿ âòîðè÷íîé ïíåâìîíèè — õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, íà ôîíå êîòîðîãî îíà ðàçâèâàåòñÿ. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ îáû÷íî ïðîòåêàåò áîëåå äëèòåëüíî è âÿëî, ÷åì êðóïîçíàÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû îñîáåííî ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ çàòÿæíîå òå÷åíèå îñòðîé ïíåâìîíèè. Ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ñòàôèëîêîêêàìè, âîçìîæíî ðàçâèòèå òàêîãî îñëîæíåíèÿ, êàê àáñöåäèðîâàíèå.

Ëå÷åíèå

Ïðè ëå÷åíèè î÷àãîâûõ ïíåâìîíèé ñëåäóåò ïðèäåðæèâàòüñÿ òåõ æå ïðèíöèïîâ, ÷òî è ïðè ëå÷åíèè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Áîëüøóþ ðîëü, ÷åì ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, â âûáîðå àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè èãðàþò âûäåëåíèå âîçáóäèòåëÿ è îïðåäåëåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê íåìó øèðîêîãî ñïåêòðà àíòèáèîòèêîâ. Òàê, ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ìèêîïëàçìàìè, ýôôåêòèâåí ýðèòðîìèöèí èëè òåòðàöèêëèí. Ïíåâìîíèÿ ïðè áîëåçíè ëåãèîíåðîâ ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ ýðèòðîìèöèíîì èëè ðèôàìïèöèíîì.

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðåæäå âñåãî, íóæíà ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà, áðîíõèòà; ïðîâåäåíèå ìåðîïðèÿòèé, ïîâûøàþùèõ îáùóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà. Ïðåäóïðåæäåíèå ãèïîñòàòè÷åñêîé ïíåâìîíèè çàêëþ÷àåòñÿ â òùàòåëüíîì óõîäå çà áîëüíûìè, ñòðàäàþùèìè òÿæåëûìè òåðàïåâòè÷åñêèìè è õèðóðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íàõîäÿùèìèñÿ â ïàññèâíîì ïîëîæåíèè.

3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ è íåîòúåìëåìûõ ïîíÿòèé ñîâðåìåííûõ ìîäåëåé ñåñòðèíñêîãî äåëà.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ âêëþ÷àåò â ñåáÿ îáñóæäåíèå ñ ïàöèåíòîì è (èëè) åãî áëèçêèìè âñåõ âîçìîæíûõ ïðîáëåì (î íàëè÷èè íåêîòîðûõ èç íèõ ïàöèåíò è íå ïîäîçðåâàåò), ïîìîùü â èõ ðåøåíèè â ïðåäåëàõ ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè.

Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ñîñòîèò èç 5 ýòàïîâ:

ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå (ñáîð èíôîðìàöèè î ïàöèåíòå);

ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà (îïðåäåëåíèå ïîòðåáíîñòåé);

îïðåäåëåíèå öåëåé è ïëàíèðîâàíèå óõ