Сестринский уход за новорожденным с пневмонией
При любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.
Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.
Уход
Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:
- заболевшими являются дети до 3-х лет;
- имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
- у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
- в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.
Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.
1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.
Она должна провести:
- внешний осмотр,
- измерить температуру, давление, пульс,
- сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.
Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:
- высокая температура (больше 39);
- кашель с гнойной мокротой;
- учащенный пульс и дыхание;
- диффузный цианоз и акроцианоз;
- вялость, сонливость;
- боли в грудной клетке;
- боль в спине и области груди при смене положения.
При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.
2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.
После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).
Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).
3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.
Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:
- отхаркивании с помощью шпателя;
- использовании ингалятора;
- постановке клизмы;
- проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.
Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.
5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.
Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:
- дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
- режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
- информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.
Рекомендуем к прочтению:
Длительность и принципы лечения пневмонии у новорожденных описаны здесь;
Осложнения и восстановление после пневмонии ребенка младшего возраста: статья;
Питание: диета и правила формирования рациона
Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.
Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.
В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:
- бульон;
- молоко;
- сок;
- компот.
Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.
Важно! Заставлять ребенка кушать нельзя. Если ребенок категорически отказывается от еды, насильно заставлять его есть не нужно. Привычные блюда лучше заменить фруктами, овощами, ягодами, соками и компотами, пока не появится аппетит.
Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:
- крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
- йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
- разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
- отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.
Массаж
Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.
Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:
- дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
- баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
- точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
- перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
- медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.
Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.
Видео о дренажном массаже:
Дыхательная гимнастика
Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.
Осторожно! Больше всего к гипоксии восприимчив головной мозг, что может привести к функциональным нарушениям практически всех систем организма. Чтобы избежать подобного неблагоприятного развития и осложнений заболевания назначается дыхательная гимнастика.
В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению. Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно. После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.
Дыхательная гимнастика у детей на примерах:
Заключение
Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.
Источник
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.
Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:
1 этап. Сбор информации
— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Источник
Пневмония представляет собой одно из наиболее распространенных и опасных инфекционно-воспалительных заболеваний периода новорожденности, особенно у недоношенных младенцев.
Патология характеризуется развитием активного воспалительного процесса паренхимы легких и стенок бронхов.
Заболевание отличается моментом заражения и видом инфекционного агента. Инфицирование наступает:
- в процессе вынашивания (внутриутробная);
- в родах (аспирационная или интранатальная);
- в послеродовом периоде (постнатальная).
Внутриутробная пневмония у новорожденных
Внутриутробная пневмония возникает в результате инфицирования плода:
- трансплацентарно, гематогенным путем;
- антенатально, при инфицировании через зараженные околоплодные воды, при этом инфекционный агент попадает непосредственно в легкие плода.
Причинами развития внутриутробной пневмонии являются:
- реализация и генерализация TORCH-инфекции (токсоплазмоза, хламидиоза, цитомегаловирусной или герпетической инфекции, листериоза, сифилиса);
- инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта у беременной с нисходящим путем инфицирования и заражением околоплодных вод (наиболее частым возбудителем считается стрептококк группы В (серовары I и II);
- острые вирусные и бактериальные инфекции, перенесенные беременной на поздних сроках беременности.
Чаще всего заражение плода происходит в последние недели, сутки или часы перед родами.
Риск развития воспаления легких у плода внутриутробно обусловленного значительно выше у недоношенных детей.
Факторы риска
Факторы риска и причины внутриутробного инфицирования плода с развитием воспаления легких:
- хроническая внутриутробная гипоксия;
- врожденные пороки развития бронхолегочной системы;
- гестационная незрелость плода, недоношенность;
- эндометриты, цервициты, хориоамниониты, вагиниты, пиелонефриты у роженицы;
- фетоплацентарная недостаточность с нарушением плацентарного кровообращения.
Отличительными чертами внутриутробной пневмонии являются:
- развитие симптомов заболевания в первые сутки жизни ребенка (до выписки из роддома), реже в течение 3-6 недель (хламидийная и микоплазменная пневмония);
- болезнь сопровождается другими проявлениями внутриутробной инфекции (сыпь, конъюнктивит, увеличение печени и селезенки, симптомы менингита или энцефалита, другие патологические проявления TORCH-инфекции);
- патология чаще проявляется двухсторонним воспалительным процессом, усугубляющим течение заболевания;
- заболевание протекает на фоне глубокой недоношенности, болезни гиалиновых мембран, множественных ателектазов или бронхоэктазов и других пороков развития бронхов и легких.
Признаки внутриутробной пневмонии
К симптомам внутриутробной пневмонии относятся:
- одышка, возникающая сразу после родов или в первые несколько суток после рождения ребенка, реже более поздний период;
- участие в акте дыхания вспомогательных мышц, которое проявляется втягиванием межреберных промежутков, яремной ямки;
- пенистые выделения из ротовой полости;
- приступы цианоза и апноэ;
отказ от еды, срыгивания;
- утомляемость при сосании;
- лихорадка;
- частый малопродуктивный кашель, иногда до рвоты.
Дополнительными признаками внутриутробной пневмонии являются:
- нарастающая бледность кожи;
- повышенная кровоточивость;
- увеличение печени и селезенки;
- склерема, различные экзантемы и энантемы;
- нарастающее снижение массы тела.
При отсутствии своевременной диагностики и назначения адекватного лечения – у ребенка отмечается усугубление дыхательной недостаточности, развитие сердечной и сосудистой недостаточности и инфекционно-токсического шока.
Особенно часто данная патология развивается у глубоко недоношенных новорожденных или у ребенка со значительной морфофункциональной незрелостью дыхательной системы (при нарушении синтеза сурфактанта, пневмотораксом, множественными врожденными пороками развития легких и бронхов, тимомой).
Поэтому течение болезни усугубляется сложными сопутствующими патологиями и достаточно часто приводит к летальным исходам, особенно тяжелая двухсторонняя пневмония.
Истинные внутриутробные пневмонии встречаются в 2-4 % случаев, наиболее часто у новорожденных развиваются пневмонии во время или после рождения.
Интранатальная пневмония
При интранатальной пневмонии возбудителями инфекционно-воспалительного процесса являются различные инфекционные агенты с заражением в родах:
- при прохождении ребенка через инфицированные пути;
- при заглатывании инфицированных околоплодных вод или мекония (аспирационная пневмония).
Развитию инфекционного процесса при интранатальной пневмонии способствуют:
- недоношенность или выраженная морфофункциональная незрелость новорожденного;
- внутриутробная гипотрофия;
- асфиксия в родах;
- нарушение легочно-сердечной адаптации новорожденного;
- дистресс-синдром (синдром угнетения дыхания) после общей анестезии в результате операции кесарева сечения значительно увеличивают риск развития пневмонии у детей;
- длительный безводный период в родах;
- лихорадка у роженицы.
Постнатальная пневмония
Постнатальная пневмония – это воспаления легочной ткани, развившиеся после рождения ребенка: стационарные, госпитальные (нозокомиальные) или негоспитальные («домашние») пневмонии у новорожденного.
В зависимости от возбудителя выделяют:
- вирусные;
- паразитарные;
- бактериальные;
- грибковые;
- смешанные (вирусно-бактериальные, бактериально-грибковые).
Главные причины постнатальной пневмонии:
- асфиксия в родах с аспирацией околоплодных вод и мекония;
- родовая травма, чаще спинальная с поражением шейного отдела позвоночника и верхних грудных сегментов;
- антенатальное поражение мозга;
- пороки развития бронхолегочной системы;
- недоношенность;
- реанимация в родах, интубация трахеи, катетеризация пупочных вен, ИВЛ);
- контакт с респираторными вирусными и бактериальными инфекциями с заражением воздушно-капельным путем после родов;
- переохлаждение или перегревание ребенка;
- срыгивания и рвота с аспирацией желудочного содержимого.
Клинические симптомы постнатальной пневмонии у новорожденного:
- острое начало с преобладанием общей симптоматики: токсикоз, лихорадка, срыгивания, слабость, отказ от еды;
- частый поверхностный малопродуктивный кашель;
- одышка с цианозом и участием вспомогательной мускулатуры;
- пенистые выделения из ротовой полости, раздувание крыльев носа;
- дистанционные хрипы, шумное дыхание (со значительным повышением частоты дыхательных движений) и степень дыхательной недостаточности зависит, сколько составляет ЧДД в минуту;
- присоединение сердечнососудистых нарушений.
Особенности течения постнатальной пневмонии
Клиническая картина воспаления легких в период новорожденности зависит от вирулентности возбудителя, степени зрелости всех органов и систем ребенка и наличия сопутствующих патологических процессов:
- в начальной стадии болезнь имеет стертое течение, и признаки заболевания часто проявляются через несколько часов или суток после развития воспалительного процесса;
- первые симптомы не характерны пневмонии – развивается вялость, слабость, срыгивания, отсутствие температурной реакции объясняется незрелостью системы терморегуляции и иммунологической реактивности организма;
- часто отмечается мелкоочаговый характер воспаления, который трудно диагностируется при аускультации и диагноз ставится только после появления дыхательной симптоматики (одышка, кашель, цианоз);
- катаральные явления при заражении респираторными вирусами часто отсутствуют в связи с ранним поражением паренхимы легких и отсутствием местного иммунитета;
- у доношенных новорожденных, без тяжелой сопутствующей патологии заболевание имеет благоприятный прогноз для жизни и здоровья при условии своевременной диагностики и раннего начала антибиотикотерапии.
Факторы риска при развитии пневмонии
Факторами развития пневмонии у новорожденного считаются:
- патологическое течение беременности, осложненное акушерской или соматической патологией;
- инфекционно-воспалительные заболевания мочеполовой, дыхательной или пищеварительной системы матери;
- реализация и прогрессирование внутриутробных инфекций;
- хроническая внутриутробная гипоксия и гипотрофия;
- родоразрешение путем кесарева сечения;
- асфиксия в родах с аспирационным синдромом;
- пневмопатии и другие врожденные аномалии бронхолегочной системы;
- наследственные заболевания легких;
- недоношенность;
- внутричерепная или спинальная родовая травма;
- реанимационные пособия в родах (ИВЛ, интубация трахеи);
- срыгивания или рвота с аспирацией пищи;
- неправильный уход за ребенком (переохлаждения, перегревания, недостаточное проветривание помещения);
- неблагоприятная санитарно-эпидемическая обстановка в роддоме и дома;
- контакт с респираторными вирусами, носителями патогенных микроорганизмов с инфицированием дыхательной системы.
Диагностика
Диагностика данного заболевания у новорожденных основаны на комплексном анализе:
- клинических признаков болезни;
- анамнеза;
- осмотра ребенка и физикальных обследований;
- лабораторных показателей:
- изменений в клиническом анализе крови;
- газов крови;
- КОС.
Но основное значение в качестве метода диагностики имеет рентгенография легких – определяющая очаг воспаления, изменения бронхов и внутригрудных лимфатических узлов, наличие рожденных аномалий и пороков.
Лечение
Пневмония, развившаяся период новорожденности считается опасной патологией, требующей постоянного наблюдения за состоянием ребенка и лекарственной коррекции. Поэтому лечится заболевание только в условиях стационара, его длительность (сколько времени малыш будет находиться в отделении) зависит от тяжести заболевания и наличия осложнений .
Терапию пневмонии у новорожденного начинают с назначения антибиотиков широкого спектра действия, коррекции нарушенного гомеостаза, дыхательных и сердечнососудистых нарушений, уменьшения токсикоза.
За малышом необходим постоянный уход:
- кормление грудным молоком или адаптированной смесью из зонда или рожка до исчезновения дыхательных нарушений и улучшения самочувствия ребенка;
- гигиенический уход за кожей;
- создание комфортного микроклимата в помещении или кувезе (у недоношенных новорожденных);
- профилактика переохлаждения или перегрева малыша, частое изменение положения тела.
Дополнительно назначается лечение:
- иммуноглобулины или другие иммуностимуляторы;
- симптоматические препараты (жаропонижающие, противокашлевые, муколитики, противовоспалительные лекарственные средства);
- витамины;
- пробиотики;
- общеукрепляющий и вибрационный массаж;
- физиотерапевтические процедуры, горчичные обертывания, масляные компрессы, ингаляции.
Длительность лечения пневмонии у новорожденных в среднем составляет около месяца.
Осложнения и последствия
При своевременном и правильном лечении пневмонии последствиями может стать частые простудные и респираторные инфекции, бронхиты, стойкое снижение иммунитета у ребенка.
Осложнения развиваются у малышей с незрелостью органов и систем, внутриутробной гипотрофией, родовыми травмами или пороками развития и другой сопутствующей патологией. Наиболее неблагоприятно протекает двухсторонняя пневмония у недоношенных детей.
Выделяют основные осложнения:
- легочные: ателектазы, пневмоторакс, абсцессы, плеврит, прогрессивная дыхательная недостаточность;
- внелегочные осложнения: отит, мастоидит, синусит, парез кишечника, недостаточность надпочечников, повышенное образование тромбов, сердечнососудистая недостаточность, кардиты, сепсис.
В течение года малыш находится под диспансерным наблюдением врача.
Особенности протекания и лечения у недоношенных детей
- У недоношенных новорожденных намного чаще развиваются врожденные и ранние неонатальные пневмонии в сравнении с доношенными детьми, что связано с высокой частотой пневмопатий, пороков развития и внутриутробных инфекций.
Пневмония имеет двухстороннюю локализацию воспалительного процесса со скудной клинической картиной, маскирующейся под другие соматические патологии или неврологические заболевания (вялость, адинамия, заторможенность, срыгивания, нарушения сосания).
- В клинической картине доминируют признаки токсикоза, а затем дыхательной недостаточности с большой выраженностью гипоксемии и респираторно-метаболического ацидоза.
- У недоношенных пневмония чаще развивается со скудной клинической картиной и склонностью к гипотермии, высокая температура при воспалении легких возникает редко.
- Большая частота внелегочных симптомов, усугубляющих течение болезни – прогрессирующая потеря веса, диарея, угнетение ЦНС с исчезновением сосательного и глотательного рефлексов.
- У недоношенных малышей отмечается большого количества осложнений как легочных, так и внелегочных.
- После перенесенной пневмонии отмечаются бронхолегочные дисплазии, вызывающие рецидивирующие бронхолегочные заболевания.
Профилактика
К основным профилактическим мероприятиям пневмонии у новорожденных относятся:
- полное устранение главных предрасполагающих и провоцирующих факторов;
- диспансеризация и оздоровление женщин, планирующих беременность, санация всех очагов инфекции до наступления беременности;
- контроль течения беременности и внутриутробного развития плода, устранение всех вредностей, скрининговые обследования;
- правильная тактика ведения родов, профилактика родовых травм;
- соблюдение санитарных и эпидемиологических мероприятий в родильном доме и соблюдение режима кувеза при глубокой недоношенности.
Профилактикой постнатальной пневмонии является полное ограничение контакта с инфекционными больными, естественное вскармливание создание комфортного режима в помещении, где постоянно находится ребенок.
Воспаление легких у новорожденных лечится сложно, часто вызывает диспластические процессы бронхов и альвеол, легочные и внелегочные осложнения, поэтому профилактика возникновения данной патологии – основа здоровья малыша в будущем.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник