Ситуационная задача пневмония у детей с ответом

Ситуационная задача пневмония у детей с ответом thumbnail
^
1. Крупозная пневмония.

Обоснование:

1) данные анамнеза:


  • синдром интоксикации, боль в грудной клетке, усиливающаяся при кашле, одышка, кашель со “ржавой мокротой”;

  • острое начало заболевания;

2) объективные данные: лихорадка,


  • при осмотре: гиперемия лица, герпетические высыпания на губах, отставание пораженной стороны грудной клетки при дыхании;

  • при перкуссии: притупление звука над нижней долей правого легкого;

  • при пальпации ‑ усиление голосового дрожания;

  • при аускультации ‑ ослабленное везикулярное дыхание, крепитация.

2. Общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево, увеличение СОЭ. Микроскопическое и бактериологическое исследования мокроты: выявление возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам. Рентгенография органов грудной клетки: затенение соответствующей доли легкого.

3. Плеврит, острая дыхательная недостаточность, коллапс при критическом снижении температуры, миокардит, очаговый нефрит, менингит, сердечная недостаточность, абсцесс легкого.

4. Пациентка нуждается в стационарном лечении.

^

Строгий постельный режим, наблюдение дежурного персонала.

Диета № 15, обогащенная витаминами, пища полужидкая, питательная.

Обильное питье: минеральные воды, фруктовые соки, клюквенный морс, чай с малиновым вареньем, чай с цветками липы.

Антибактериальная терапия: антибиотики (пенициллин, полусинтетические пенициллины ‑ ампициллин, оксациллин, ампиокс, амоксициллин, комбинированные препараты ‑ амоксиклав, аугментин, цефалоспорины ‑ кефзол) или сульфаниламиды (сульфадиметоксин, бисептол) .

Сосудистые средства: кофеин, кордиамин.

Оксигенотерапия.

Отхаркивающие средства: термопсис, алтей.

Отвлекающие средства: горчичники на грудную клетку после снижения температуры.

Обработка полости рта 2% р-ром гидрокарбоната Na или слабым раствором перманганата калия.

Обработка герпетических высыпаний цинковой мазью.

Дыхательная гимнастика.

Массаж грудной клетки.

Прогноз в отношении выздоровления благоприятный при своевременном и эффективном лечении.

Профилактика:


  • закаливание организма;

  • рациональная физическая культура;

  • устранение фактора переохлаждения;

  • соблюдение гигиены труда.

5. Техника оксигенотерапии ‑ согласно алгоритму действия.

Задача 5

Больной Г., 20 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, повышение температуры, кашель со слизисто-гнойной мокротой, одышку. Заболел 10 дней назад: появился насморк, кашель, болела голова, лечился сам, больничный лист не брал. Хуже стало вчера ‑ вновь поднялась температура до 38,40С.

Объективно: температура — 38,60С. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая, гиперемия лица. Число дыханий 30 в мин. При осмотре грудной клетки и при пальпации изменений нет. При перкуссии справа под лопаткой притупление перкуторного звука. При аускультации в этой области дыхание более жесткое, выслушиваются звучные влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс — 98 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 110/60 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

5. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии .
^
1. Правосторонняя очаговая пневмония.

Обоснование:

1) данные анамнеза:


  • синдром интоксикации;

  • одышка, кашель со слизисто-гнойной мокротой;

  • постепенное начало (после ОРЗ);

2) объективные данные:


  • при перкуссии ‑ локальное притупление перкуторного звука;

  • при аускультации ‑ дыхание более жесткое, звучные влажные мелкопузырчатые хрипы.

2. Общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево, увеличение СОЭ. Микроскопическое и бактериологическое исследования мокроты: выявление возбудителя и определение его чувствительности к антибиотикам. Рентгенография органов грудной клетки: очаговое затенение в легких.

3. Абсцедирование.

4. Пациент нуждается в стационарном лечении.

^ :

Постельный режим.

Диета № 15, обогащенная витаминами .

Обильное питье: минеральные воды, фруктовые соки, чай с малиновым вареньем, чай с липовым цветом .

Антибактериальная терапия: антибиотики с учетом чувствительности микробной флоры.

Сосудистые средства: кофеин, кордиамин.

Отхаркивающие средства: микстура с термопсисом, алтеем, бромгексин.

Отвлекающие средства: горчичники на грудную клетку после снижения температуры.

Оксигенотерапия.

Дыхательная гимнастика.

Массаж грудной клетки.

Прогноз благоприятен в отношении выздоровления и восстановления трудоспособности при своевременном и комплексном лечении.

Профилактика:


  • закаливание организма;

  • рациональная физическая культура;

  • устранение фактора переохлаждения;

  • соблюдение гигиены труда.

5. Техника оксигенотерапии ‑ согласно алгоритму действия.

Задача 6

Больной Ж., 35 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на слабость, недомогание, одышку, кашель с выделением обильной слизисто-гнойной мокроты без запаха, особенно по утрам, за сутки выделяется до 300 мл. Иногда отмечается кровохарканье. Болен в течение 5 лет, периодически состояние ухудшается, неоднократно лечился в стационаре.

Объективно: температура 37,40С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, цианоз губ, подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно, ногтевые фаланги пальцев ног и рук в форме “барабанных палочек”, ногти в форме “часовых стекол”, ЧДД — 22 в мин. При перкуссии над нижними отделами легких отмечается притупление перкуторного звука, при аускультации дыхание ослабленное, в нижних отделах выслушиваются единичные влажные хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс — 95 в мин., ритмичный. АД — 130/60 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

5. Продемонстрируйте технику в/в инъекций.

Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconСитуационные задачи на экзамен для лечебного, медико-диагностического…

Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология icon«здоровье населения»
Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconЭталоны ответов на ситуационные задачи №1-101 по внутренним болезням
Анемический синдром, болевой синдром, синдром почечной недостаточности, гиперпротеинемический синдромПроблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconПропедевтика хирургической стоматологии. Модуль Тестовые задания (тесты, ситуационные задачи)
По данным дентальной рентгенограммы в области апекса корня определяется округлый очаг деструкции костной ткани (0,3 Х 0,4см) с чёткими…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconКафедра пропедевтики внутренних болезней и терапии модуль «сестринская…
Объективно: температура 38,2°, лицо отечное, чд 22 в 1 минуту, пульс 98 в 1мин., напряженный, ад 160/110 мм рт ст. Вес 68 кг, рост…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconСитуационные задачи к итоговому №1 по частной микробиологии
Райта. Через сутки питательная среда осталась стерильной, реакция Райта отрицательна. На этом основании диагноз «бруцеллез» был снят….Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconОперативная хирургия
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconДеякі методисти розглядають проблемність як метод, що, напевне, не…
Деякі методисти розглядають проблемність як метод, що, напевне, не зовсім вірно. Проблемно можна прочитати лекцію ( в межах репродуктивного…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconХирургическая анатомия верхней
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconХирургическая анатомия и оперативная
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…

Источник

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная

медицинская академия Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра госпитальной педиатрии

ПНЕВМОНИИ НОВОРОЖДЁННЫХ ДЕТЕЙ

Учебное пособие для студентов 6 курса

педиатрического факультета

Оренбург 2009

УДК

— к. м.н., доцент

Учебное пособие составлено на кафедре госпитальной педиатрии ОГМА, заведующий кафедрой – д. м.н., профессор .

Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д. м.н., профессора .

Пособие предназначено для проведения практических занятий у студентов 6 курса педиатрического факультета по теме «Пневмонии новорожденных». Знание изложенного материала необходимо также для успешной сдачи II и III этапа ИГА, и для дальнейшей практической работы.

Рецензенты:

– зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА, д. м.н., профессор

– д. м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней и ухода за больными детьми ОрГМА

Рассмотрено и рекомендовано в печать редакционно-издательским советом ОрГМА

Оглавление

Тема занятия ………………….……….…………..…..стр.4 Цель занятия……………………………………………стр.4 Теоретическая справка……………………………..….стр.5 Самостоятельная работа студентов во внеучебное время…………………………………………………….стр.5 Самостоятельная работа студентов на практическом занятии………………………………………..………..стр.7 Тестовые задания……………………………………………стр.8 Клинические задачи…………………….…………….стр.10 Приложение……………………………………………стр.13 Список литературы…………………………….……..стр.32

Тема: ПНЕВМОНИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Целью занятия является изучение особенностей этиологии, патогенеза и клиники пневмонии новорожденных, зависимости ее течения от состояния здоровья матери, течения беременности и родов, а также вопросов своевременной диагностики и рационального лечения.

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

— классификацию пневмоний у новорожденных;

— особенности этиологии пневмоний у новорожденных и недоношенных детей;

— причины развития и патогенез симптомов дыхательной недостаточности;

— диагностические критерии пневмоний новорожденных;

— клинические проявления пневмоний в зависимости от этиологии и гестационного возраста;

— дифференциальную диагностику различных видов пневмоний;

— принципы лечения пневмоний различного генеза.

В соответствии с Госстандартом студент должен уметь:

— собрать анамнез у матери больного ребёнка;

— провести осмотр больного и выявить основные симптомы заболевания;

-оценить данные лабораторного исследования, рентгенологического обследования;

— составить план дополнительного обследования больного с целью уточнения этиологии и характера пневмонии;

— обосновать патогенетическую терапию;

— назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности

— обосновать диагноз заболевания, применяя для этой цели диагностические критерии;

— назначить лечение с учетом особенностей клинических форм и вскармливания ребенка.

— назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности.

выполнять следующие манипуляции: взвешивание новорожденного ребенка, измерение пульса, дыхания, температуры тела, введение лекарственных препаратов, непрямой массаж сердца, инфузионную терапию;

-оценить физическое развитие и нервно-психический статус ребенка;

— определить индивидуальный режим и рацион питания;

— проводить работу по гигиеническому воспитанию населения;

— владеть современными методами и формами познания, профессиональным языком, медицинской терминологией.

Теоретическая справка

Пневмонии у детей раннего возраста занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и младенческой смертности. Течение пневмонии у новорожденных значительно отличается от пневмонии, развивающейся у детей в других возрастных группах.

Пневмония — воспалительный процесс в ткани легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.

Самостоятельная работа во внеучебное время: при подготовке к занятиям студент должен повторить материал изучаемый ранее

Кафедра нормальной анатомии

Анатомия органов дыхания новорожденных.

Особенности включения малого круга кровообращения у новорожденных при рождении.

Кафедра гистологии

Этапы развития лёгочной системы.

Особенности гистологического строения дыхательной системы у новорожденных.

Кафедра нормальной физиологии

Понятие о функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения.

Кафедра патологической физиологии

Нарушение функции внешнего дыхания, газообмена.

Патогенез развития острой дыхательной недостаточности.

Кафедра патологической анатомии

Морфологическая основа пневмонии.

Анатомические и морфологические признаки острой дыхательной недостаточности.

Кафедра пропедевтики детских болезней

Оценка общего состояния ребёнка.

Методика осмотра дыхательной системы у новорожденных.

Семиотика синдрома острой дыхательной недостаточности у новорожденных.

Кафедра фармакологии

Антибиотики

Сердечные препараты

Эубиотики

Витамины

Сурфактант

Кафедра рентгенологии

Рентгенодиагностика заболевания лёгких.

Кафедра детской хирургии с курсом реанимации

Оперативное лечение аномалий развития лёгких.

Оказание неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности.

Кафедра детских инфекций

Пневмонии при внутриутробных инфекциях.

НАГЛЯДНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Микротаблицы: этиологии, основных клинических проявлений заболеваний легких у новорожденных. Подбор анализов крови.

3. Подбор медикаментов.

Ознакомление с методикой проведения рентгенографических исследований у новорожденных.

ФОРМЫ УИРС

— Реферирование журнальных статей и монографий

— Оценка проводимого иммунологического обследования

— Оформление реферата с анализом истории болезни как курсовой работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Во время курации и при разборе больного проводится оценка клинических, лабораторных, инструментальных и иммунологических методов исследований, отрабатывается методика обследования больного, ведение истории болезни.

КРИТЕРИИ ЗАЧЕТА И ФОРМЫ ОТРАБОТКИ

Семинар считается зачтенным при условии выполнения заданий по теоретическому собеседованию, решению ситуационных задач, по умению сформулировать диагноз, составить план обследования и назначить лечение больному. В случае не зачтения одного из разделов, пропуска занятия, студент отрабатывает его во внеурочное время.

Контрольные вопросы:

Методика обследования дыхательной системы у детей. Понятие дыхательной недостаточности. Этиология и патогенез различных форм пневмоний у новорожденных и недоношенных детей. Клинические проявления пневмоний у детей различного гестационного возраста. Дифференциальный диагноз различных форм пневмоний. Классификация пневмоний у новорожденных. Основные подходы к терапии пневмоний у новорожденных детей. Главные моменты антибактериальной терапии пневмонии Патогенетическая и симптоматическая терапия пневмоний. Диспансерное наблюдение новорожденных после перенесенной пневмонии.

Тесты для предварительного контроля

задание

ответ

Наиболее частыми возбудителями

внутриутробных пневмоний у новорожденных являются:

1.анаэробные бактерии

2.аденовирусы

3.синегнойная палочка

4.гемофильная палочка

5.цитомегаловирусы

2. Ранние неонатальные пневмонии возникают, как правило:

1.с первых часов жизни

2.на первой неделе жизни

3.со 2-ой недели жизни

4. после 1 месяца жизни

3.Для врожденных трансплацентарных пневмоний характерно заражение:

1.гематогенное

2. бронхогенное

3. лимфогенное

4. Характерными особенностями синегнойной пневмонии являются:

1.некротические изменения кожи

2. выраженная интоксикация

3. деструктивные изменения

4.Отсутствие мокроты

5.благоприятный прогноз

5. Поздние неонатальные пневмонии начинаются:

1.на 2-сутки

2. на 2 неделе жизни

3. с выраженных явлений интоксикации

4.возможны явления ОРЗ

5. как осложнение пневмопатии

6. К особенностям пневмонии у недоношенных детей относятся:

1.преобладание в клинике общих симптомов дыхательной недостаточности

2. выраженная лихорадка

3.наличие признаков угнетения ЦНС

4. отсутствие рентгенологических изменений

5.  высокая частота сочетания пневмонии с другими заболеваниями

6.  редко развиваются аспирационная и пневмоцистная пневмонии

Для постановки диагноза пневмонии у новорожденных достаточно провести обследование:

1.  клинический анализ крови

2.  рентгенографию органов грудной клетки

3.  бактериологическое

4.  нейросонографию

5.  бронхографию

При пневмонии новорожденных наиболее физиологичным является вскармливание:

1.  грудью

2.  сцеженным грудным молоком

3.  парентеральное питание

4.  адаптированные смеси

При пневмонии у новорожденных назначают иммунотерапию

1.  активную

2.  пассивную

Диспансерное наблюдение после перенесенной пневмонии в периоде новорожденности осуществляется:

1.  в течение 1 месяца

2.  в течение 1 квартала

3.  в течение 1 полугодия

4.  в течение 1 года

1,4,5

2

1

1,2,3

2,3,4

1,3,5

1,2,3

1,2

2

4

Задача № 1

Ребёнок преждевременно с массой 1500 г. От матери с патологической протекающей беременностью, страдающей пиелонефритом.

Рожден в лёгкой асфиксии, состояние тяжёлым не было, но через 8 часов после рождения состояние стало прогрессивно ухудшаться: появился общий цианоз, поверхностное дыхание с приступами апноэ по 6-8 секунд, втяжение межреберий, резкое вздутие грудной клетки. При аускультации по всем отделам лёгких масса крепитирующих хрипов. Выражена адинамия, мышечная гипотония, гипорефлексия. Тоны сердца чистые, ритмичные, Частота сердечных сокращений 140 в мин. Пастозность голеней.

— с чем связано данное состояние?

— оказать неотложную помощь.

— назначьте последующую терапию.

Эталон:

Внутриутробная пневмония у недоношенного ребенка, возможно Г(-) этиологии. Показан перевод ребенка на СДППД, антибактериальная терапия (полусинтетические пенициллины и аминогликозилы). Дезинтоксикационная терапия (глюкоза из расчета 50 мл/кг, физраствор, коррекция метаболических расстройств), внутривенные иммуноглобулины.

Задача № 2

Доношенный ребёнок родился от женщины, страдающей токсикозом 1 и 2 половины беременности, которая за 2 недели до родов перенесла ангину. Масса ребёнка 3800 г. Роды продолжались 14 часов, безводный период 18 часов. Рождён на 5 баллов, проводились реанимационные мероприятия.. Через 2 часа после рождения появилась одышка до 80 в мин., тахикардия до 180 уд. в мин. Живот вздут, в лёгких стали прослушиваться влажные хрипы. Было назначено лечение по поводу аспирационного синдрома. На второй день выявлено, что состояние не улучшается, появились приступы вторичной асфиксии, парадоксальное дыхание. Стал вялым, не сосет, выражена адинамия, мышечная гипотония, серость кожных покровов, сохраняется одышка и тахикардия, температура повысилась до 38,9.

— с чем связано ухудшение состояния у ребёнка?

— провести неотложные мероприятия.

— назначить последующую терапию.

Эталон:

Ранняя неонатальная постаспирационная пневмония. Необходим перевод на аппаратную ИВЛ, назначение антибактериальной (цефалоспорины, аминогликозиды), дезинтоксикационной, иммунозаместительной терапии.

Задача № 3

Мальчик родился с массой г., длина 52 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Из анамнеза известно, что во 2-ой половине беременности мать перенесла ОРВИ. В родах безводный период 16 часов. У матери хронический пиелонефрит. Состояние мальчика ухудшилось через 26 часов после рождения. Отмечено повышение температуры до 38◦, ЧД – 86, ЧСС – 184. Периоральный цианоз, акроцианоз. Скован. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно: укорочение перкуторного звука паравертебрально. Дыхание жёсткое, единичные крепитирующие хрипы. Тоны сердца приглушены, эмбриокардия. Живот умеренно вздут. Печень и селезёнка не пальпируются.

— поставить предварительный диагноз

— определить план обследования.

-оказать неотложную помощь. Назначить лечение.

Эталон:

Врожденная пневмония. Обследование: ОАК, рентгенография органов грудной клетки в 2 проекциях, электролитный состав крови, газы крови, НСГ, ЭКГ. Оксигенотерапия, антибактериальная, дезинтоксикационная, иммунотерапия.

ЗАДАЧА №4

Ребенок поступил в больницу на 15 день жизни. Лечился дома по поводу ОРЗ, но состояние ухудшалось. При поступлении: гнойное отделяемое из носа, температура 38,5◦, цианоз кожных покровов. Грудная клетка вздута, отмечается втяжение межреберий, дыхание поверхностное, при аускультации — влажные хрипы, число дыханий 60 в минуту, частота сердечных сокращений — 180 в минуту. Ребенок беспокоен, тонус мышц нормален, рефлексы определяются.

— с чем связано данное состояние?

— Оказать неотложную помощь.

— Наметить план терапии в дальнейшем.

Эталон:

Поздняя неонатальная домашняя пневмония вирусной этиологии. Оксигенотерапия, дезинтоксикационная (10% глюкоза, физраствор из расчета 120-140 мл/кг/сут), антибиотики вв, пассивная иммунотерапия.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рекомендуемая литература

1.  «Неонатология», М.,2004

2.  «Основы перинатологии» под ред. , , М., 2002

3.  «Современная терапия в неонатологии» под ред.

4.  , «Антибиотики и витамины в лечении новорожденных», С-П, 1993.

5.  «Пневмонии у детей» под ред. , , М., медицина, 1995 г.

6.  Национальное руководство по неонатологии под ред.

Источник