Ситуационная задача по сестринскому делу пролежни


Задача № 2

При посещении пациентки на дому медицинская сестра обратила внимание на резкий запах мочи в квартире.
При сестринском обследовании: Пеленка под лежачей пациенткой влажная, пропитана мочой. В анамнезе у пациентки недержание мочи и нарушение чувствительности в связи с полученной травмой позвоночника.
Объективно: кожа влажная с признаками мацерации.

Пациентка не предъявляет жалоб, говорит, что за ней хорошо ухаживают. Родственники стараются, чтобы она дольше была сухой, ограничивают питье, особенно на ночь. Мочи у пациентки выделяется мало, но она очень концентрированная и имеет резкий запах.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом.

Эталон ответа к задаче №2

Проблемы пациента:


  1. нарушение комфортного состояния: недержание мочи

  2. дефицит знаний об уходе

Проблемы пациента

План ухода

Цели

Характер сестринского вмешательства

краткосрочные

долгосрочные

недержание мочи

к концу недели пациент узнает, что при соответствующем уходе это тягостное явление уменьшится. Оно не будет причиной дискомфорта

пациента к моменту выписки недержание мочи беспокоить не будет

  1. Обеспечить физический и психический покой пациенту

  2. Проследить за соблюдением водного режима пациентом.

  3. Обеспечить психологическую поддержку пациенту.

  4. Обеспечить пациента индивидуальными средствами ухода (решить вопрос о возможности применения памперсов в ночное время)

  5. Следить за личной гигиеной пациента

  6. Обучить родственников пациента особенностям домашнего ухода за ним..

Задача № 3

Пациентка Старостина Е.Г. 70 лет, четыре месяца назад перенесла острое нарушение мозгового кровообращения, после которого сохраняется слабость в левой половине тела.

Пациентка ведет малоподвижный образ жизни, предпочитает больше лежать. Пассивна, на улицу не выходит, так как боится потерять равновесие и упасть.

Отмечает наличие хорошего аппетита, любит хорошо поесть.

Последнее время часто испытывает неприятные ощущения в области живота. Стул нерегулярный, 1 раз в 3-4 дня, страдает от метеоризма. Язык обложен налетом.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом.

Эталон ответа к задаче №3

Проблемы пациента:


  1. нарушение опорожнения кишечника: запоры

  2. дефицит знаний о самоуходе

  3. дефицит знаний о диете

Проблемы пациента

План ухода

Цели

Характер сестринского вмешательства

краткосрочные

долгосрочные

нарушение опорожнения кишечника: запоры

у пациента стул будет не реже раза в 2 дня к концу недели

пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара

  1. Обеспечить молочно-растительную диету

  2. Следить, чтобы пациент принимал побольше жидкости

  3. Выбрать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток.

  4. Следить за тем, чтобы пациент больше двигался (согласовать этот вопрос с врачом).

  5. Выполнять назначения врача.

  6. Обучить элементарным приемам ЛФК и массажа живота

  7. Провести беседы о профилактике запоров.

Задача № 4

К медицинской сестре Оле обратилась за помощью бывшая пациентка. Она не знает, что делать, т.к. уже второй день глаза ее воспалены, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть их из-за склеившихся ресниц.

Накануне она не придала особого значения тому, что один глаз покраснел, появилось гнойное отделяемое и зуд. Она решила чаще умываться и подождать с наложением косметики. Но эти ограничения привели лишь к тому. Что воспалился и второй глаз.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом.

Эталон ответа к задаче №4

Проблемы пациента:


  1. отсутствие знаний по уходу за воспаленными глазами.

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

отсутствие знаний по уходу за воспаленными глазами.

Самостоятельно осуществляет процедуры по ликвидации воспалительных явлений после обучения медсестрой.

  1. Провести беседу, рассказать о механизме передачи инфекции (при умывании) с одного глаза на другой.

  2. Рекомендовать проконсультироваться у окулиста.

  3. Осуществить туалет глаз раствором фурациллина.

  4. Обучить пациентку методике обработки пораженных глаз

  5. Закапать глазные капли по назначению врача.

Задача №5

Участковая сестра при посещении Иванова Н.А. обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров.

Вот уже несколько лет. Н.А. прикован к инвалидной коляске, т.к. перенес перелом позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь.

В течение последней недели из-за отсутствия дочери за Н.А. присматривает его сестра. Она говорит, что стремится создать для больного тихую спокойную обстановку. С удовольствием отмечает, что Н.А. часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно его поворачивать в постели или пересаживать его в кресло-каталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у Н.А.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом

Эталон ответа к задаче №5

Проблемы пациента:


  1. Нарушение целосности кожного покрова -пролежни

  2. Дефицит знаний и навыков по уходу за парализованным больным

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

пролежни в результате отсутствия знаний и навыков по уходу за парализованным больным

первые признаки пролежней у тяжелобольного уменьшатся к концу 3-х суток

  1. Провести занятия с сестрой пациента:


    • выяснить уровень знаний, готовность к обучению;

    • рассказать о причинах, послуживших образованию пролежней, об особенностях перемещения пациента в постели или кресле. Обратить внимание на отрицательное воздействие смещающей силы;

    • познакомить со средствами профилактики и лечения пролежней;

    • осуществить показ и научить методике обработки пролежней;

    • оценить качество достигнутых результатов

  2. Обработать пролежни

  3. Создать комфортные условия пациенту в постели, кресле.

Задача № 6

Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное белье. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя.

Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять белье, когда состояние пациентки довольно тяжелое.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом

Эталон ответа к задаче № 6

Проблемы пациента:


  1. дефицит самоухода на фоне тяжелого состояния

  2. дефицит знаний родных по элементам личной гигиены

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

дефицит самоухода на фоне тяжелого состояния

получает соответствующий уход, оказываемый медсестрой и родными

  1. Организовать уход, соответствующий потребностям пациентки (привлекать участие родных).

  2. Оказывать помощь при проведении утреннего туалета, приеме пищи, физиологических отправлениях, смене белья.

  3. Контролировать состояние пациентки во время процедур

  4. определить объем двигательной активности (консультация врача).

проблемы родных

дефицит знаний родных по элементам личной гигиены

осуществляет гигиенические процедуры после обучения сестрой.

  1. Выяснить уровень знаний и умений по выполнению гигиенических процедур лежачему больному.

  2. Планировать обучение в соответствии с уровнем знаний.

  3. Организовать обучение.

  4. Осуществлять контроль за усвоением.

Задача № 7

Куршина Е.И., пациентка гинекологического отделения, предъявляет жалобы на боль в области правой ягодицы.

Она говорит, что не может лежать на этой стороне, а в положении сидя испытывает дискомфорт.

При осмотре медсестра обратила внимание на гиперемию и болезненность в верхней части ягодицы. При пальпации определяется уплотнение тканей.

Е.И. несколько дней получает инъекции антибиотика, витаминов и масляного раствора синестрола. Препараты вводили внутримышечно, по схеме.

При разговоре с пациенткой медицинская сестра выяснила, что перед введением синестрола раствор подогревали, а последние две инъекции осуществили без предварительной подготовки.

Е.И. волнуется по этому поводу и боится вероятности возникновения абсцесса.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом

Эталон ответа к задаче № 7

Проблемы пациента:


  1. Нарушение комфортного состояния — инфильтрат

  2. беспокойство по поводу возможного возникновения абсцесса.

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

Нарушение комфортного состояния — инфильтрат

отсутствие ощущения неудобства и признаков воспаления через 2 суток

  1. создать комфортные условия в постели.

  2. изменить место введения препаратов.

  3. подогреть масляный раствор перед введением

  4. проводить противовоспалительную терапию. Наложить компресс на область инфильтрата.

  5. проконсультировать пациентку по поводу необходимости принятия физиопроцедур по назначению врача.

  6. обезболивающее средство по назначению врача.

  7. дать рекомендации относительно двигательной активности.

беспокойство по поводу возможного возникновения абсцесса.

пациентка спокойно обсуждает сложившуюся ситуацию

  1. провести беседу, дать характеристику сложившейся ситуации, состоянию мягких тканей.

  2. вызвать хирурга для консультации.

  3. выполнить процедуры, назначенные врачом.

Задача № 8

Две недели назад в отделение поступил пациент в крайне тяжелом

состоянии, который сразу же из приемного отделения был направлен в отделение реанимации. В настоящее время состояние пациента улучшилось, но он жалуется на неприятные ощущения в области волосистой части головы, зуд.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом

Эталон ответа к задаче № 8

Проблемы пациента:


  1. Нарушение комфортного состояния — педикулёз

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

Нарушение комфортного состояния — педикулёз

отсутствие ощущения неудобства и признаков зуда после обработки на педикулез

  1. Осмотреть пациента на педикулез.

  2. Убедить пациента в необходимости проведения санобработки.

  3. Провести санобработку пациента по алгоритму.

  4. Провести дезинсекцию и влажную обработку помещения, где проводилась санобработка пациента.

  5. Одежду пациента отправить в дезкамеру.

Задача № 9

При проведении дезинфекции медицинского инструментария несколько капель рабочего раствора дезинфицирующего средства «Бианол» попало процедурной сестре в глаз.

Задание

Окажите первую помощь при случайном попадании средства бианол в глаза. Ответ обоснуйте.

Эталон ответа к задаче № 9


Цель

Действие

Теоретическое обоснование

Оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании рабочего раствора дезинфицирующего средства «Бианол» в глаза.

  1. Промыть глаза под струей проточной воды в течение 10-15 минут

  2. Закапать в глаза 30% раствор сульфацила натрия.

  3. Обратиться к врачу.

удаление дезинфицирующего средства

нейтрализация дезинфицирующего средства

при попадании средства в глаза возможны ожоги слизистой и повреждение роговицы

Задача № 10

При проведении дезинфекции поверхностей небольшое количество дезинфицирующего средства попало на кожу тыльной стороны кисти.

Задание

Окажите первую медицинскую помощь при случайном попадании на кожу.

Эталон ответа к задаче № 10


Цель

Действие

Теоретическое обоснование

Оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезинфицирующего средства на кожу.

Смыть дезинфицирующее средство большим количеством воды с мылом

Удаляет дезинфицирующее средство с кожи, оказывает выраженное местно-раздражающее действие на кожу.

Задача № 11

Пациенту пульмонологического отделения, у которого периодически возникают признаки удушья, назначены ингаляции астмопента. Пациент не пользовался ингалятором, т.к. не знает как его использовать.

При осмотре: дыхание шумное, слышное на расстоянии, отмечается короткий вдох и усиленный выдох.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную

  2. Составьте план ухода за пациентом

Эталон ответа к задаче № 11

Проблемы пациента:


  1. ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

ухудшение состояния, связанное с отказом использовать ингалятор для купирования приступа;

Нормализация дыхания после оказания помощи сестрой

  1. Создать комфортные условия в постели для улучшения вентиляции легких.

  2. Осуществить подачу

кислорода.


  1. Выполнение врачебных назначений

дефицит знаний по использованию ингалятора

Пациент демонстрирует знания и умения по применению ингалятора

  1. Выяснить уровень знаний и умений по применению карманного ингалятора

  2. Планировать обучение в соответствии уровня знаний.

  3. Организовать обучение в меж приступный период.

  4. Обучить расслаблению, правильному дыханию, задержке дыхания.

  5. Сделать акцент на подавлении ощущения страха, провоцирующего удушье.

  6. Оценить эффективность обучения.

Задача № 12

Пациентка интересуется у медицинской сестры, почему, когда она дома сама закапывает капли в ухо, почти всегда кружится голова. Капли она хранит в аптечке, в прохладном месте.

Сейчас в отделении при закапывании ничего подобного не происходит, процедура приятная, капли теплые и не вызывают дискомфорта, связанного с головокружением.

Задание:


  1. Сформулируйте проблемы пациентки. Выделите приоритетную.

  2. Составьте план ухода за пациенткой.

Эталон ответа к задаче № 12

Проблемы пациента:


  1. Нарушение комфортного состояния – головокружение связанное с неправильным использованием

  2. Дефицит знаний по применению ушных капель.

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

Дефицит знаний по применению ушных капель.

Пациент демонстрирует свои знания и умения по использованию ушных капель. Понимает, что ушные капли не будут вызывать неприятных ощущений после подготовки препарата к процедуре

  1. Определить соответствие головокружения и применения процедуры закапывания капель.

  2. Выяснить отсутствие других причин головокружения.

  1. Провести занятия:


    • выяснить уровень знаний, готовность к обучению;

    • рассказать о допущенной пациенткой ошибке при введении капель в слуховой проход.

    • сделать акцент о необходимом подогреве капель перед введением до температуры 37 гр.С.

    • рассказать, что применение низких и высоких температур ведет к раздражению вестибулярного аппарата и возникновению ятрогенных головокружений

    • осуществить показ и научить методике закапывания капель

    • оценить качество достигнутых результатов

  1. Осуществить закапывание капель по задней стенке слухового прохода с оттягиванием ушной раковины назад и кверху.

Задача № 13

В терапевтическом отделении на лечении находится больная с гипертонической болезнью. При очередном контакте с пациенткой медицинская сестра обратила внимание на побледнение кожных покровов, синюшное окрашивание ногтевых пластин и похолодание конечностей. При измерении температура тела пациентки 37,7 гр.С.

Больная предъявляет жалобы на сильную головную боль, неприятное ощущение холода, сопровождающееся дрожью во всем теле. Пациентка говорит, что накануне приходила проведать подруга, которая чихала и, видимо, занесла инфекцию.

Задание


  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациенткой

Эталон ответа к задаче № 13

Нарушены потребности:


    1. в поддержании температуры тела;

    2. в безопасности;

    3. комфортного состояния.

Проблемы пациента:


  1. озноб, сопровождающий период подъема температуры тела (первый период лихорадки);

  2. Нарушение комфортного состояния -головная боль

проблемы пациента

цель/ ожидаемые результаты

сестринские вмешательства

озноб, сопровождающий период подъема температуры тела (первый период лихорадки);

В течение двух часов температура тела у пациентки перестанет повышаться. К моменту выписки лихорадка не будет.

  1. Создать комфортные условия в постели:


    • грелку к ногам;

    • теплое витаминизированное питье

    • дополнительное одеяло при необходимости

  2. Контролировать уровень подъема температуры

Нарушение комфортного состояния — головная боль,

головная боль отсутствует в результате медикаментозной терапии

  1. Выполнение назначений врача

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник

Методические указания к работе студентов на практическом занятии.

Содержательный модуль 3.

Структура и основные задачи ухода за больными детьми в стационаре.

Практическое занятие №8.

Тема: Проведение гигиенических  и лечебных ванн в зависимости от возраста. Профилактика проле­жней.

Теоретические вопросы для внеурочного самостоятельного изучения и обсуждения к практическому занятию №8:

  1. Правила проведения гигиенических ванн у детей.
  2. Особенности проведения гигиенической ванны у ребенка первого года жизни.
  3. Лечебные ванны, классификация.
  4. Показания к проведению лечебных ванн.
  5. Методика проведения лечебных ванн в зависимости от вида.
  6. Пролежни, определение.
  7. Причины возникновения пролежней.
  8. Основные клинические признаки пролежней.
  9. Профилактика пролежней.
  10. Основные лечебные мероприятия при возникновении пролежней.

Литература:

Основная:

  1. Методические разработки для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
  2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница, 2004 – с. 24-30.

Дополнительная:

  1. Общий уход за детьми / Под ред. А.В.Мазурина, А.М. Запруднова, К.И. Григорьева – Москва, 1998, — 292 с.

Распределение баллов,  присваиваемых студентам:

При усвоении темы №8 содержательного модуля №3 за учебную деятельность студенту выставляется оценка по 4-х бальной (традиционной) шкале, которая потом конвертируется в баллы следующим образом:

ОценкаБаллы
“5”(отлично)3 балла
“4” (хорошо)2 балла
“3”(удовлетворительно)1 балл
“2” (неудовлетворительно)0 баллов

                     Тесты и задачи для проверки исходного уровня знаний.

1.Подмывание детей первого года жизни проводят:

а) после каждого мочевыделения и дефекации

б) только после дефекации

в) 1 раз в день

г) 2 раза в день

д) 1 раз в неделю.

2.Подмывание девочек проводят:

а) в направлении спереди назад

б) в направлении сзади наперед

в) в любом направлении

г) сидя

д) лежа.

3.Гигиеническая ванна для детей первого полугодия жизни проводится:

а) ежедневно

б) через день

в) 1 раз в 3 дня

г) 1 раз в неделю

д) 2 раза в день.

4.К мероприятиям относительно профилактики пролежней можно отнести:

а) протирание «небезопасных» участков тела ребенка раствором глюкозы

б)протирание «небезопасных» участков тела ребенка 5% спиртовым раствором йода

в) использование мешочков, заполненных семенами проса

г) прикладывание к местам возможного поражения спиртового компресса

д) обеспечение ребенку постоянного положения на спине.

5.Пролежни возникают в следующих областях тела ребенка:

а) области костных выступов лопаток

б) руках

в) задняя поверхность грудной клетки

г) передняя поверхность грудной клетки

д) боковая сторона бедер.

6.Продолжительность гигиенической ванны детей 2-го года жизни составляет:

а) 8-10 мин.

б) 10-20 мин.

в) 2-3 мин.

г) до 30 мин.

д) время не ограничено.

7.Горячие лечебные ванны проводят при температуре воды:

а) 40-42С

б) 38С

в) 33С

г) выше 42С

д) ниже 37С.

8.Гигиеническая ванна для детей второго полугодия жизни проводится:

а) через день

б) ежедневно

в) 1 раз в 3 дня

г) 1 раз в неделю

д) 2 раза в день.

9.Гигиеническая ванна для детей старше первого года жизни проводится:

а) 1 раз в неделю

б) через день

в) ежедневно

г) 1 раз в 3 дня

д) 2 раза в день.

10.К мероприятиям относительно профилактики пролежней можно отнести:

а) стряхивание крошек после каждого приема пищи

б) уложить ребенка на «твердую» постель

в) подстилание клеенки под больного

г) смена положения ребенка в постели (если позволяет его состояние) каждые 12 часа

д) смена положения ребенка в постели каждые 6 часов.

11.К мероприятиям относительно профилактики пролежней можно отнести:

а) протирание области крестца 5% раствором глюкозы

б) смена положения ребенка в постели каждые 4 часа

в) прикладывание пузыря со льдом к пояснично-крестцовой области

г) использование функциональных кроватей

д) протирание «небезопасных» участков тела ребенка 90% раствором этилового спирта .

12.Пролежни возникают в следующих областях тела ребенка:

а) область крестца

б) руках

в) передняя брюшная стенка

г) задняя поверхность бедер

д) область плечевых суставов.

13.Продолжительность гигиенической ванны детей старше 2-х лет жизни составляет:

а) 10-20 мин.

б) 8-10 мин.

в) 2-3 мин.

г) до 30 мин.

д) время не ограничено.

14.Продолжительность гигиенической ванны детей первого года жизни составляет:

а) постепенно увеличивается от 3-5 до 10 мин.

б) 10-20 мин.

в) 2-3 мин.

г) до 30 мин.

д) время не ограничено.

15.Индифферентные лечебные ванны проводят при температуре воды:

а) 37С

б) 38С

в) 33С

г) выше 37С

д) ниже 37С.

16.Продолжительность гигиенической ванны детей первого года жизни составляет:

а) постепенно увеличивается от 3-5 до 10 мин.

б) 10-20 мин.

в) 2-3 мин.

г) до 30 мин.

д) время не ограничено.

17.Прохладные лечебные ванны проводят при температуре воды:

а) 33-30С

б) 38С

в) 33С

г) выше 33С

д) ниже 30С.

  1. Холодные лечебные ванны проводят при температуре воды:

а) меньше 20С

б) 28С

в) 33С

г) выше 20С

д) ниже 37С.

    Ситуационные задачи для проверки конечного уровня знаний.

Задача №1.

Ребенку М., 10 лет, 2 суток тому назад была проведена операция – апендэктомия, перитонит. Состояние ребенка тяжелое. Самостоятельно ребенок не двигается. При осмотре выявлена гиперемия кожи в участках обеих лопаток, пояснично-крестцовой области. Какое осложнение может возникнуть у данного ребенка? Что необходимо делать в такой ситуации?

Задача №2.

У ребенка 5 месяцев, который находится в реанимационном отделении, на коже лопаток появились гиперемия и отек. Какое осложнение возникло у ребенка?

Задача №4.

У ребенка С., 15 лет, который находится в отделении интенсивной терапии в лежачем положении, в пояснично-копчиковой области имеет место гиперемия кожи, пузыри с кровянистым содержимым. Какое осложнение возникло у данного пациента, что необходимо сделать в данном случае?

Задача №5.

Ребенку 3 месяца. Мама купает его 2 раза в неделю, через 10 мин. после кормления. Температура воды при купании малыша составляет 36С. Какие ошибки допускает мама при купании ребенка?

Задача №6.

Девочку 6-ти месяцев жизни мама подмывает после дефекации и мочеиспускания сзади наперед. В чем мама допускает ошибку при подмывании девочки?

Задача №7.

Медсестра детского отделения назначила ребенку 5 мес. лечебную хвойную ванну. Правильно ли поступила медицинская сестра?

Задача №8.

Врач назначил ребенку общую хвойную ванну. Методика проведения ванны, показания для ее проведения.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Тести асептика, антисептика, стерилізація.
  2. Задачи по сестринскому делу, процессу, манипуляциях
  3. Планирование сестринской помощи пациенту с хирургической инфекцией, выполнение врачебных назначений
  4. Тесты с ответами по лечебной деятельности.
  5. Задачи с ответами по катетеризации
  6. Методы лечения пролежней
  7. Лечение пролежней в домашних условиях
  8. Профилактика пролежней
  9. Тестовые вопросы по наложении повязок в хирургической практике с ответами
  10. Тесты по стерилизации, дезинфекции и антибиотиктер
  11. Паразитарные заболевания тесты с ответами
  12. Тесты по стерилизации
  13. Медицинские тесты по сестринскому делу
  14. Медицинские тесты по сестринскому делу
  15. Сестринское дело без категории вопросы по экзамену на казахстком 5
  16. Сестринское дело без категории вопросы по экзамену на казахстком 3
  17. Сестринское дело без категории вопросы по экзамену на казахстком 2
  18. Сестринское дело без категории вопросы по экзамену на казахстком 1
  19. Сестринское дело без категории вопросы по экзамену на казахстком
  20. Гнойные заболевания серозных полостей тесты с ответами

Источник