Сколько лежать в реанимации после ожога

Теория.
Да, глубокими и серьезными ожогами тоже занимаются реаниматологи. Если говорить точно, то это настолько сложная и многоплановая вещь, что ее выделяют в «ожоговую болезнь», а наука о лечении ожогов называется комбустиология. Конечно же, речь идет о серьезных случаях, когда поражается более 10-15% при глубоких повреждениях и сверх 30% кожи при поверхностных ожогах.
В случае ожоговой болезни развивается системное повреждение организма, которое может привести к быстрому летальному исходу. Я, например, в своей практике не помню, чтобы в обычном (имеется в виду непрофильном) реанимационном отделении поправлялись бы пациенты с ожогами более 70% поверхности тела. Существует несколько основных направлений по выведению человека из ожогового шока.
С чего начинается терапия?
Первым делом надо оценить локализацию и площадь ожога, его глубину. Для более точного описания существуют специальные картинки-схемы. На них наносятся места повреждений, а потом очень просто вычислить площадь ожога. Почему это важно? Ну во-первых, это помогает определится с примерным прогнозом для пациента. Кроме того, площадь — это важные данные для проведения расчета объема инфузии в первые часы и дни для пострадавшего.
Важно при первом же контакте с пациентом понять, был или нет ожог верхних дыхательных путей. В дальнейшем, при нарастании отека слизистой, человек просто не сможет дышать. В случае подтверждения ожога надо сразу решать вопрос об интубации и возможном переводе пациента на ИВЛ. Об ожоге органов дыхания говорят подпаленные усы или борода у мужчин, следы копоти в ротовой полости или возле рта, носа, в случае если пациент без сознания и не может рассказать детали происшествия.
Интенсивная терапия.
Ну вот пациент обследован и приехал в реанимацию. Какие основные мероприятия по его лечению проводятся в отделении?
Я уже писал про инфузию (то, что в народе называют капельницами). Их действительно много! Например, для среднего мужчины с площадью ожога около 30% потребность в инфузии будет около 9 литров в сутки
Причем половину из этого надо будет ввести в первые 8 часов. Важно, чтобы эти растворы были сбалансированы по своему составу. Почему так много? С поврежденных поверхностей кожи беспрепятственно отделяется плазма – жидкая часть крови. Потери ее могут быть настолько колоссальны, что стерильные простыни насквозь промокают и капают плазмой на пол с кровати. Кроме того, поврежденные температурой ткани, отдают в большом количестве продукты своего распада в кровь. В данном случае инфузия является еще и детоксикационным средством.
Следующим основным направлением является мощная аналгезия. И тут не обойтись без наркотических аналгетиков.
Большинство пациентов страдают от клиники болевого шока. Обычно наркотические аналгетики вводят в режиме непрерывной инфузии.
Ожоговые поверхности по своей сути являются отличными входными воротами для инфекции. Потому очень важно таких пациентов изолировать от остальных больных, решается вопрос о профилактическом назначении антибиотиков. Споры о том, как проводить туалет ожоговой поверхности – под повязкой или открыто, на сегодняшний день окончательно не решен.
Кратко, подводя итоги статьи:
- При больших повреждениях, необходимо раннее и полноценное проведение противошоковых мероприятий.
- Основа терапии в первые дни — это инфузионная нагрузка, обезболивание и профилактика инфекционных осложнений.
- Дальнейшая терапия, такая как кожная пластика, профилактика стриктур после ожогов, например в суставной области, обычно проводится после выведения пациента из шока и стабилизации состояния.
Источник
При поступлении в стационар все больные с ожогами, превышающими 15% поверхности тела, а лица моложе 14 и старше 50 лет с ожогами более 10% поверхности тела, пострадавшие с ожогами дыхательных путей и электроожогами госпитализируются в противошоковую палату.
Основа реанимации обожженных — инфузионно — трансфузионная терапия, позволяющая уменьшить гиповолемию, улучшить реологические свойства крови, обеспечить достаточно адекватный органный кровоток. Параллельно с введением жидкости больному необходимо вводить другие лекарственные препараты, предупреждающие развитие многочисленных патологических изменений, свойственных ожоговому шоку.
Подавляющее большинство лекарственных препаратов вводят внутривенно. Количество внутримышечных и подкожных инъекций должно быть максимально ограниченным, так как развивающиеся при ожоговом шоке нарушения сосудистой проницаемости, экстрацеллюлярный отек препятствуют нормальной всасываемости препарата, снижают его эффективность и создают «депо» лекарственного средства на месте введения.
В практической деятельности необходима всесторонняя оценка степени нарушений и соответственно коррекция проводимого лечения. Ниже приводятся ориентировочные схемы трансфузионного лечения ожогового шока в зависимости от степени его тяжести, которые позволяют, как правило, проводить достаточно адекватное лечение и способствуют правильной его организации (табл. 3, 4, 5).
Таблица 3
Ориентировочная схема лечения ожогового шока легкой степени
Таблица 4
Ориентировочная схема лечения ожогового шока средней тяжести
Схемы предусматривают лечение больных в возрасте от 14 до 50 лет с массой тела около 70 кг. У больных старше 50 лет при сочетанных ожогах дыхательных путей количество вводимых жидкостей уменьшается на одну треть (сокращение объема вводимых глюкозоэлектролитных растворов).
Лечение тяжелой и крайне тяжелой степени ожогового шока одинаково сложно и находится на грани возможностей медикаментозного воздействия.
Параллельно с инфузионно-трансфузионной терапией проводят медикаментозное лечение, направленное на коррекцию нарушений гомеостаза.
Для профилактики нарушений и нормализации деятельности сердца назначают сердечные гликозиды (каждые 12 ч при легкой и средней степени тяжести ожогового шока и каждые 8 ч при тяжелом и крайне тяжелом шоке). К введению строфантина следует прибегать в исключительных случаях при развитии острой сердечной недостаточности.
Таблица 5
Ориентировочная схема лечения ожогового шока тяжелой и крайне тяжелой степени
Для уменьшения спазма сосудов микроциркуляторного русла применяют сосудорасширяющие препараты. Рекомендуется введение эуфиллина 2—3 раза в сутки при легкой и средней тяжести ожоговом шоке и 4—6 раз при тяжелой и крайне тяжелой степени, а также дроперидола и 0,125% раствора новокаина внутривенно.
Особо благоприятное влияние кортикостероидов на гемодинамику у обожженных в состоянии ожогового шока известно. Однако их применение возможно только при восполненном объеме сосудистого русла. В противном случае введение кортикостероидов может привести к значительному снижению артериального давления.
Имеющийся опыт дает основание рекомендовать использование гидрокортизона (125—250 мг) или преднизолона (60—90 мг) в сутки при тяжелом и крайне тяжелом
ожоговом шоке.
Снижение функции внешнего дыхания является одним из главных источников развития гипоксии при ожоговом шоке. В связи с этим необходимо принять все возможные меры к увеличению оксигенации легких. Для этого рекомендуется придавать больному полусидячее положение, вводить анальгетики и антигистаминные препараты, эуфиллин. Для дополнительной оксигенации применяются ингаляции увлажненного кислорода в течение 10—15 мин ежечасно.
Нормализация функции почек при лечении ожогового шока в значительной мере достигается проведением адекватной инфузионно-трансфузионной терапии. С целью профилактики и лечения развивающейся почечной недостаточности всем пациентам, за исключением лиц с легкой степенью ожогового шока, показано введение осмотических диуретиков (маннит) в сочетании с салурети-ками( лазикс 40—80 мг).
Важное значение в лечении ожогового шока имеет создание щадящих условий для больного. Следует избегать перевязок в течение первых 2—3 дней после получения травмы, рекомендуется изолировать больного в специальной палате. Медикаментозная терапия включает анальгетики (1% раствор промедола по 1 мл 3—4 раза в сутки) в сочетании с антигистаминными препаратами, обладающими седативным действием (1% раствор димедрола по 1 мл 2—3 раза в сутки, 2% раствор супрастина по 1 мл 3—4 раза в сутки или 2,5% раствор пипольфена по 1 мл 2—3 раза в сутки). Более выраженного анальгетического и нейроплегического эффекта можно добиться с помощью назначения 0,005% фентанила по 2 мл 2—3 раза в сутки в сочетании с 0,25% раствором дроперидола по 2 мл 2—3 раза в сутки.
Немаловажное значение в медикаментозном лечении ожогового шока принадлежит препаратам, нормализующим обменные процессы: одни из них являются источниками энергии, другие — нормализуют ок ислительно — восстановительные процессы.
Так, известна результативность применения при ожоговом шоке растворов глюкозы в сочетании с инсулином. Предпочтительно вводить инсулин из расчета 1 ЕД инсулина на 2—3 г глюкозы. Увеличение количества инсулина обусловлено рядом факторов. Как известно, что при ожоговом шоке, как правило, увеличивается содержание сахара крови. Для уменьшения внутриклеточной гипокалиемии и воздействия на плазменную гиперкалиемию показано введение гипертонических растворов глюкозы с увеличенной дозой инсулина. Применение 500 мл 10% раствора глюкозы в сочетании с 20—25 ЕД инсулина уменьшает степень внутриклеточных потерь калия, нормализует обменные процессы, не вызывая гипогликемии.
Достаточно высокий энергетический потенциал сорбита также позволяет рассматривать этот препарат как средство, улучшающее обменные процессы. При средней степени тяжести ожогового шока с целью профилактики почечной недостаточности целесообразно заменять маннитол инфузиями 20% раствора сорбитола. Применение сорбитола показано также при тяжелой и крайне тяжелой степени ожогового шока. К препаратам, улучшающим метаболические процессы, относятся витамины, АТФ, ингибиторы калликреин-кининовой системы. В табл. 6 представлены препараты, влияющие на окислительно-восстановительные процессы, уточнены их дозы, применяемые при различных степенях ожогового шока.
Таблица 6
Препараты, влияющие на окислительно-восстановительные процессы, применяемые при различных степенях ожогового шока
Примечание. Суточная доза препаратов указана в миллилитрах.
Для снижения гиперкоагуляции и предупреждения диссеминированного внутрисосудистого свертывания больным с тяжелой и крайне тяжелой степенью ожогового шока назначают гепарин по 30000—40000 ЕД в сутки под контролем показателей коагулограммы.
Разноречивы мнения относительно целесообразности использования антибиотиков с целью предупреждения ранних инфекционных осложнений. Возможность бактериемии в шоковом периоде как будто делает обоснованной профилактическую антибиотикотерапию. В то же время инфицированность ожоговых ран в первые 2— 3 сут минимальна. Выявленные в последние годы отрицательные стороны антибиотикотерапии (аллергические реакции, снижение иммунологической защиты и т. д., незначительная профилактическая эффективность) значительно суживают показания к назначению антибиотиков при ожоговом шоке.
Для профилактики ранних инфекционных осложнений целесообразно при отсутствии рвоты назначение бактериофагов (коли-протейного, стафилококкового, сине-гнойного), чувствительность микрофлоры к которым выше, чем к наиболее часто применяемым в клинике антибиотикам. С этой же целью показано применение лизоцима (по 100 мг 3 раза в день в течение не менее 7 дней).
Удельный вес инфекционных осложнений в период ожогового шока невелик. Несомненно, в последующий периоды ожоговой болезни опасность возникновения инфекции возрастает: создаются благоприятные условия вегетации микроорганизмов в ожоговой ране, снижаются защитные силы организма обожженных, возрастает вирулентность и устойчивость к антибиотикам микрофлоры ожоговой раны. Все это объясняет трудности на пути профилактики и лечения инфекционных осложнений у обожженных и определяет необходимость поисков новых путей и направлений, которые способствовали бы более успешному разрешению данной проблемы.
Наиболее частым возбудителем инфекционных осложнений у обожженных является стафилококк, патогенные свойства которого увеличиваются по мере развития болезни, генерализации инфекционного процесса.
Проведенные исследования свидетельствуют о способности организма больных с ожогами к активному иммунологическому ответу на введение стафилококкового анатоксина. Выработка специфических антител осуществляется даже на фоне сниженной реактивности организма. Вышесказанное позволяет считать оправданными попытки создания у обожженных противостафилококкового иммунитета.
Учитывая, что по мере развития процесса в ожоговой ране возможность генерализации инфекции возрастает, целесообразным является создание максимально выраженного активного иммунитета в возможно более ранние сроки заболевания. В этом случае микрофлора не так страшна — организм подготовлен к борьбе с ней. Обеспечение противостафилококкового иммунитета оправдано и в случаях обнаружения стафилококков в сочетании с представителями иной микрофлоры, так как продукты их жизнедеятельности потенцируют токсины, выделяемые другими микроорганизмами, и грамотрицательная микрофлора часто развивается как суперинфекция на фоне стафилококковой обсемененности.
При площади поверхностного поражения до 20% (глубоких — до 5%) поверхности тела наиболее целесообразным является введение нативного стафилококкового анатоксина по укороченной схеме. Первую инъекцию (0,5 мл) производят при поступлении в стационар, две последующие (по 1 мл)—через 3 дня. Полный курс иммунизации занимает 7 дней. При этом отмечается быстрое нарастание титра антиальфастафилолизина — специфических противостафилококковых антител, играющих, согласно современным данным, главную роль в противостафилококковой защите организма. Количество антиальфастафилолизина к 18—21-му дню от начала иммунизации увеличивается в 16—20 и более раз и сохраняется на высоком уровне 2—3 мес.
Учитывая, что у больных с обширными и глубокими ожогами, находящихся в состоянии ожогового шока, всасываемость из тканей резко замедлена, начало иммунизации следует отложить до 3—4-го дня заболевания.
При наличии глубоких обширных ожогов развитие инфекционных осложнений стафилококкового генеза возможно как в ранние, так и в поздние сроки заболевания. В связи с этим возникает необходимость создания напряженного противостафилококкового иммунитета во все периоды ожоговой болезни. Последнее достигается иммунизацией по лечебной схеме, рекомендованной Институтом эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи: 0,1 —0,3—0,5—0,7— 1,0— 1,2— 1,5— 1,7— 2,0 с интервалами между инъекциями 3—5 дней. Повышение уровня антиальфастафилолизина происходит более медленно, достигая максимума к концу 6—8-й недели от начала иммунизации, но высокое содержание его в сыворотке крови сохраняется до 6 мес и более. Для профилактики ранних инфекционных осложнений с целью создания пассивного иммунитета перед началом активной иммунизации показано трех-четырехкратное переливание антистафилококковой плазмы.
Таким образом, исходя из тяжести термической травмы, предполагаемых сроков пребывания в стационаре, следует проводить иммунизацию стафилококковым анатоксином по одной из указанных схем, что позволяет добиться наилучшего эффекта в каждом конкретном случае. При назначении схемы введения анатоксина можно руководствоваться данными, представленными в табл. 7.
Таблица 7
Показания к применению различных схем введения нативного стафилококкового анатоксина в зависимости от тяжести термической травмы
Клинические наблюдения показывают, что профилактическое введение стафилококкового анатоксина, включенное в комплексное лечение обожженных, оказывает положительный эффект, что проявляется в улучшении общего состояния больных, уменьшении гнойного отделяемого ран, быстрой эпителизации поверхностных ожогов и подготовке грануляций к аутодермопластике. Применение стафилококкового анатоксина с профилактической и лечебной целью способствует стимуляции показателей антиинфекционной защиты организма.
Приведенные данные по иммунизации обожженных нельзя полностью отнести к категории экстренных. Однако, как показывает опыт, чем раньше начато проведение мероприятий по профилактике инфекционных осложнений, тем реже они встречаются.
В заключение необходимо подчеркнуть, что применение описанного комплекса инфузионно-трансфузионного и медикаментозного лечения не является догматичным. Его можно принять за основу, корригируя проводимую терапию в зависимости от выявляемых изменений.
Источник
Âñåì çäðàâñòâóéòå )
ìîÿ ïåðâàÿ ïîïûòêà ÷òî-ëèáî íàïèñàòü..ïîýòîìó íå ñóäèòå ñòðîãî )
Äîñèæèâàÿ ñâîé î÷åðåäíîé áîëüíè÷íûé â ýòîì áåñêîíå÷íîì ãîäó, ðåøèëà ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé. Ó÷èòûâàÿ òî, ÷òî ìíå (âñåãî) 38 ëåò, ìîæåò áûòü, êîãî-òî îíà íàïóãàåò, êîãî-òî — ïðåäóïðåäèò, à êîìó-òî ïîìîæåò..
 ñåðåäèíå àïðåëÿ ýòîãî ãîäà ÿ ïîåõàëà ïî ðàáî÷èì äåëàì â ñîñåäíèé ðàéîí ãîðîäà. Áûëà íå íà ìàøèíå â òîò äåíü. Ïîîáùàëàñü, îáìåíÿëèñü äîêóìåíòàìè, ñìîòðþ ïî êàðòå, êàê äîéòè äî áëèæàéøåé ñòàíöèè ìåòðî è ïîíèìàþ, ÷òî ñîðâàëñÿ ñåðäå÷íûé ðèòì.. Ó ìåíÿ ïðèñòóïû àðèòìèè íåñêîëüêî ëåò êàê, áûëà ïîïûòêà îïåðàöèè íåóäà÷íàÿ, ïîòîì ïðèñòóïû ñòàëè ïîðåæå, è òàáëåòêè ïîñòîÿííî íå ïèëà, äóìàëè — ìîæåò, âîîáùå âñ¸ ïðîéäåò ñàìî ñîáîé (òàê æå, êàê è íà÷àëîñü â îäèí íå î÷åíü ïðåêðàñíûé äåíü). Ñåðäöå ïðîâàëèëîñü è çàïðûãàëî, ñòàëî ïåðåõâàòûâàòü äûõàíèå, îùóùåíèÿ êàê ïîñëå ñòîìåòðîâêè íà âðåìÿ. Ïðèñåëà íà ñêàìåå÷êó âî äâîðå, äîñòàëà òàáëåòêè, ðàçæåâàëà, ïîä ÿçûê. Ïóëüñ ñîñ÷èòàòü íå ñìîãëà ñëèøêîì ÷àñòûé è ñ ïðîâàëàìè. Ïîêà òàáëåòêè äåéñòâóþò, ïûòàþñü ñîîáðàçèòü, ÷òî äåëàòü. Ïîíèìàþ, ÷òî ãäå-òî ñîâñåì ðÿäîì çäåñü 33ÿ áîëüíèöà íó âîò ïðÿìî íà ñîñåäíåé óëèöå. 10 ìèíóò..15..20.. íåò, ëó÷øå íå ñòàíîâèòñÿ, òîëüêî áóõàåò ÷óòü ïîðåæå. À ñîëíöå-òî êàêîå âûêàòèëîñü àïðåëüñêîå…îõ, ãóëÿòü áû ñåé÷àñ ñ ñûíîì ïîñëå øêîëû, à íå ïîìèðàòü â ýòîì áåçëþäíîì äâîðèêå. Ïîíèìàþ, ÷òî íàäî âñòàòü è èäòè. Âñòàëà. Ïîøëà. Ãîëîâà êðóæèòñÿ, íîãè äâèãàþòñÿ ñ òðóäîì, êàê áóäòî ïî ïîÿñ â âîäå èäó. Íó âîò æå áîëüíè÷êà íàêîíåö, óðà.. ñèëû êîí÷èëèñü ó øëàãáàóìà. Ñåëà íà çàáîð, ãëàçà çàêðûëà, äûøàòü ñîâñåì íåâìîãîòó. «..âóøêà, âû â ïîðÿäêå?» Ïàðåíü, òðîãàåò ìåíÿ çà ðóêó. Ãîâîðþ, äà, íåìíîæêî ïëîõî, ïîìîãèòå äîéòè äî ïðèåìíîãî. Ïîøëè, îí ìåíÿ äåðæèò. Ñåáå âíóòðè êàê ìàíòðó: äåðæèñü, äåðæèñü, íå ñðóáàéñÿ, íàäî îáÿçàòåëüíî ñêàçàòü äèàãíîç è âñ¸ ïðî ìîè ëåêàðñòâà âðà÷àì. Ñèëû îïÿòü çàêîí÷èëèñü óæå íà ïàíäóñå. Ïðîâàë. È ñíîâà èäåì, âîò äâåðè ïðèåìíèêà. Ñàíèòàð âûêàòûâàåò êðåñëî-êàòàëêó íàâñòðå÷ó. Áëàãîäàðþ ïàðíÿ è æåíùèíó êàêóþ-òî, êîòîðàÿ òîæå ïîìîãàëà ìíå äîéòè. Âðà÷è îêðóæàþò: «÷òî ñëó÷èëîñü?» ïûòàÿñü ïðîäûøàòüñÿ, ãîâîðþ, ÷òî ïàðîêñèçì àðèòìèè, ñèíäðîì âïâ, ïðèíÿëà 3 ïðîïàíîðìà ïîä ÿçûê ìèíóò 40 êàê, ýôôåêòà íåò. Ñ÷èòàþò ïóëüñ - ìíîãî. «Ìîæåò, â ðåàíèìàöèþ?…» íåååò, ìíå áû ïðîñòî êàïåëüíèöó, ðèòì âîññòàíîâèòñÿ, è ÿ äîìîé äàâëåíèå ïîíèæå ïðèâû÷íîãî, íî ïîêà äåðæó, è ýòî õîðîøî. «Ñìîæåøü êóðòêó ñíÿòü è íà êóøåòêó, ñíèìåì ÝÊÃ?» êîíå÷íî, ñìîãó, ÿ æå ñèëüíàÿ äåâî÷êà.. ðàññòåãèâàþñü ïðîâààààë ÿ íà êðåñëå ïåðåä çàêðûòîé äâåðüþ, ñâåðõó ãðîçíàÿ íàäïèñü ÐÅÀÍÈÌÀÖÈß, ïèêïèê äâåðü îòêðûëàñü, áåãîì ïî÷åìó-òî âíóòðü. Âðà÷-äåâóøêà, êîòîðàÿ ìåíÿ âåçåò, áûñòðî è ãðîìêî ãîâîðèò: «ÔÏ, áûñòðàÿ, ìîæåò âñòàòü». Çàâîçÿò â áëîê, ðàçäåâàþò, ó ìåíÿ åñòü ñèëû áîðîòüñÿ çà òðóñû, ÷òîá èõ îñòàâèëè ) è äàæå ñåðäöå óæå êàê-òî íå áåñïîêîèò ñèëüíî, à âîò äûøàòü ñîâñåì òÿæêî. Ïðèñîñêè ìîíèòîðà íà ãðóäü, êèñëîðîä ÷åðåç òðóáî÷êè â íîñ..êàòåòåð â âåíó íå ÷óâñòâóþ âîîáùå, òåëî êàê ðåçèíîâîå. Ïðèøåë âðà÷ èç ïðèåìíîãî, ãîâîðèò, áûëà ó íàñ, ïîìíþ ó íåå êëèíè÷åñêàÿ ñìåðü â àíàìíåçå (áûëî òàêîå..). Îïÿòü ïðîâàëèëàñü íåìíîæêî… Ïîäõîäÿò-óõîäÿò âðà÷è, äåâî÷êè-ìåäñåñòðû. Äåëàþò âñ¸ î÷åíü áûñòðî, íèêàêèõ ëèøíèõ ñëîâ. ×òî-òî ââåëè â âåíó, ñìîòðÿò ðèòì íà ìîíèòîðå, âåøàþò êàïåëüíèöó. Äåâóøêå-äîêòîðó íå íðàâèòñÿ, êàê ÿ äûøó. Âêëþ÷àåò ñáîêó àïïàðàò ÈÂË, ïðîñèò ìåäñåñòðó ïðèãîòîâèòü òðóáêó. Êðè÷ó (íó, èëè ìíå òàê êàæåòñÿ) íå íàäî òðóáêó, ïîæàëóéñòà, ÿ èõ áîþñü, ÿ ñàìà áóäó äûøàòü!.. âìåñòî èâë íàäåëè ìíå ìàñêó âî âñå ëèöî, êîòîðàÿ äîäûõèâàåò çà òåáÿ, åñëè ñâîåãî äûõàíèÿ íå õâàòàåò, è ïèùèò áàñîâèòî, åñëè çàáûâàåøü äûøàòü.  íåé òÿæåëî, êàê â ìàñêå ïîä âîäîé, çàòî íàäåæíî. Ëåæó, äûøó. Ïîëó÷øå âðîäå. Ïðîøó ïîçâîíèòå ìóæó, òåëåôîí â ñóìêå, îí íå çíàåò, ãäå ÿ à òåëåôîí áûë íà áëîêèðîâêå, ñàìà ïîñòàâèëà..â îáùåì, ïîçâîíèòü íå ñìîãëè. Ìóæ íàøåë ìåíÿ ïîçæå ñàì, îáçâîíèâ ïî 2 ðàçà âñå áîëüíèöû è óñïåâ íàïèñàòü çàÿâëåíèå â ïîëèöèþ î ìîåé ïðîïàæå Âå÷åð. Ðèòì âîññòàíîâèëñÿ, ìàñêó óáðàëè. ß ðâóñü äîìîé. Î÷åíü íå ëþáëþ áîëüíèöû, íå ìîãó â íèõ ñïàòü âîîáùå, èçìàòûâàþñü. Ãîâîðþ, îòïóñòèòå, ó ìåíÿ æå òàêîå íå ïåðâûé ðàç, äîìà ïîåì, ïîñïëþ, è çàâòðà êàê îãóðåö áóäó. Âðà÷ «íåò óæ, ëåæè! Íàñìîòðåëàñü ÿ íà òåáÿ..» êàê ÷óâñòâîâàëà îíà..à ìîãëà áû è îòïóñòèòü, ìåñòî â ðåàíèìàöèè â ñóòêè ñòîèò áîëüøå 10òð, è êàíäèäàòîâ òàì ïîëåæàòü â áîëüøîé áîëüíèöå âñåãäà íàâàëîì.. ìåíÿ íàøåë ìóæ è åãî ïóñòèëè êî ìíå íåíàäîëãî, ñ÷àñòüå êàêîå!.. Ãëàçà øàëüíûå, çàïàâøèå..äåðæèìñÿ çà ðóêè, åãî ðóêà ïîäðàãèâàåò..ïðîñòè ìåíÿ, ìîé õîðîøèé, íå óñïåëà ïîçâîíèòü-ïðåäóïðåäèòü, äóìàëà ñàìà âûêàðàáêàþñü.. îñòàþñü íî÷åâàòü â ðåàíèìàöèè.. ïîâåðíóëàñü íàáîê ïîóäîáíåå, ñìîãëà äàæå çàñíóòü. Ñêâîçü ñîí ÷óâñòâóþ îõ, êàê áîëèò ãîëîâààà îòõîäíÿê ÷òî-ëè ïîñëå ñòðåññà èëè ëåêàðñòâ? Áîëèò î÷åíü ñèëüíî è ïî÷åìó-òî òîëüêî ñïðàâà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ íà äðóãîé áîê è..÷òî çà ôèãíÿ? Ïî÷åìó-òî íå ìîãó ïîøåâåëèòü ëåâîé ðóêîé è ëåâîé íîãîé. Ïðîñòî íå ÷óâñòâóþ èõ, õîòÿ âîò æå îíè, æèâûå è òåïëûå. Ñòðàõà íåò, âñå ýìîöèè êàê-òî ïðèòóïèëèñü. Çîâó Àíþ (ìåäñåñòðó). Îíà çîâåò âðà÷à. Òà âûñëóøèâàåò ìîè æàëîáû è çîâåò äðóãîãî âðà÷à, âìåñòå îñìàòðèâàþò ìåíÿ. «ïîäíèìè ðóêè ïîäíèìè íîãè..ñîâñåì íå ìîæåøü? Ãîëîâà êàê áîëèò? Óëûáíèñü..ïîêàæè ÿçûê..êîëåì èãîëêîé âîò òàê ÷óâñòâóåøü?…» óáåæàëè. Àíÿ íàïðÿãëàñü, ïîãðóñòíåëà.. ãîâîðèò «..à äàâàé-êà ïîñòàâèì òåáå âñå æå êàòåòåð ìî÷åâîé». Ïðîøëî ñêîëüêî-òî âðåìåíè, íà ÷àñàõ áûëî îêîëî ïîëóíî÷è. Âðà÷ ïîäõîäèëà êî ìíå, çâîíÿ êóäà-òî, ñïðàøèâàëà, íå õóæå ëè, íå òÿæåëåå ëè äûøàòü (ÿ ïîòîì óæå óçíàëà, ÷òî íå õîòåëè äàâàòü ìàøèíó ñðåäè íî÷è, ÷òîá îòâåçòè ìåíÿ â 13óþ..è â 13îé ÿ íå î÷åíü áûëà íóæíà…ìîÿ âðà÷ çâîíèëà-ðóãàëàñü, îáúÿñíÿëà, ÷òî ïàöèåíòêà ìîëîäàÿ, òÿæåëàÿ, ñ÷åò èäåò íà ìèíóòû ). Áàõ! Âêëþ÷èëè ÿðêî ñâåò, çàøëè âðà÷è, è äâîå ñî ñêîðîé â ñèíåì, êàòàëêà. Ó Àíè òèõîíüêî ñïðàøèâàþ «êóäà ìåíÿ? ×òî ïðîèñõîäèò?» Ãîâîðèò, íå âîëíóéñÿ, ñåé÷àñ ñâîçèì òåáÿ â 13óþ áîëüíèöó íà Àâòîçàâîä íà êîíñóëüòàöèþ. Ìåíÿ ïåðåêëàäûâàþò íà êàòàëêó, çàáîòëèâî óêóòûâàþò îäåÿëîì, âåçóò, ãðóçÿò â ðåàíèìîáèëü. Õìóðûå è íåðàçãîâîð÷èâûå ñêîðÿêè óñòðàèâàþòñÿ â ñàëîíå ðÿäîì ñî ìíîé, êàê áîëüøèå ñèíèå óñòàëûå âîðîáüè. Åäåì, ìîë÷èì. Ìíå ïî-ïðåæíåìó íå ñòðàøíî..è äàæå íå î÷åíü èíòåðåñíî, ÷òî áóäåò äàëüøå. Âèäèìî, ÷òî-òî òèïà øîêà, à ìîæåò, ïðîñòî ïîâðåæäåííûé ìîçã òàê òîðìîçèë.. Åäåì áûñòðî. Êîãäà âûâîçÿò èç ìàøèíû, ñ òåìíîãî íî÷íîãî íåáà ìíå íà ëèöî ïàäàåò íåñêîëüêî êàïåëü òåïëîãî âåñåííåãî äîæäÿ. «Îé», ãîâîðþ, «äîæäèê!..» «Äîæäèê » — ïåðåãëÿíóëèñü ñêîðÿêè.  ïðèåìíîì 13îé òåìíî è ïóñòî. Ïîñðåäè íî÷è íàì íèêòî íå ðàä. Íåñêîëüêî ðàç çâó÷èò «ïî äîãîâîðåííîñòè ». Ïðèõîäèò î÷åíü íåäîâîëüíàÿ ïîæèëàÿ âðà÷-íåâðîëîã, îñìàòðèâàåò ìåíÿ åùå ðàç, ïîäðîáíî. Âåçóò íà ÊÒ (òàì âñå ñïÿò, ïîòîì ðàçîãðåâàþò àïïàðàò), ïîòîì íà ðåíòãåí (èñòîðèÿ ïîâòîðÿåòñÿ). Ïðèâîçÿò îáðàòíî â ïðèåìíèê. Íà ÊÒ âñå ÷èñòî, íî òàêîå ìîæåò áûòü â ñàìîì íà÷àëå, à êëèíèêà î÷åíü äàæå õàðàêòåðíàÿ. Ñêîðÿêè ñïðàøèâàþò «âåçåì îáðàòíî?» «Íó óæ íåò», îòâå÷àåò íåâðîëîã, «ÿ ïîòîì ñèäåòü íå õî÷ó ». Ìåíÿ äîëãî-äîëãî âåçóò ïåðåõîäàìè, êîðèäîðàìè, ëèôòàìè ïî ýòîé áåñêîíå÷íîé áîëüíèöå, ïðèâîçÿò â äëèííîå òåìíîå ïîìåùåíèå ñ ïðèãëóøåííûì ñâåòîì. Íåéðîðåàíèìàöèÿ. 12 êîåê â ðÿä, 1 çàïàñíàÿ ñáîêó, áóäåò ìîÿ… Ïîïèñêèâàþò ïðèáîðû, îãîíå÷êè â òåìíîòå. Ëþäè íà ãðàíè Êòî ñïèò ñàì, êîìó ïîìîãàþò â ýòîì ëåêàðñòâà è àïïàðàòû. Ìåäáðàò áóäèò âðà÷à, òîò òîëüêî ïðèëåã, ÷óâñòâóåòñÿ óñòàëûé, âçúåðîøåííûé.. Ñìîòðÿò ìîè áóìàãè, íåäîâåð÷èâî ïîäõîäÿò «ðàññêàçûâàé, êàê äåëî áûëî». Ðàññêàçûâàþ. Ýìîöèé ïî-ïðåæíåìó íåò. Êà÷àåò ãîëîâîé. «ó ìåíÿ íå ñêëàäûâàåòñÿ â ãîëîâå! âàø âîçðàñò è âñå âàøè..çàáîëåâàíèÿ » ãîâîðþ — «ÿ íè÷åãî íå ïðèäóìûâàþ » Âðà÷ ñîñðåäîòî÷åííî î ÷åì-òî äóìàåò, åùå ðàç ñìîòðèò ìîè áóìàãè. Êàê áû ïðî ñåáÿ «à ðå÷ü-òî âñå-òàêè íàðóøåíà » Ïîäõîäèò åùå êòî-òî èç ïåðñîíàëà, ïåðåãîâàðèâàþòñÿ, íå ñëûøó, î ÷åì. Ïîòîì âðà÷ ãîâîðèò «ïî ïðîòîêîëó ïðÿìûå ïîêàçàíèÿ, íî áóäåò î÷åíü îáèäíî ïîòîì óâèäåòü â ãîëîâå êðîâü..» (çäåñü ðåøàëñÿ âîïðîñ î òðîìáîëèçèñå ïðîöåäóðå ðàñòâîðåíèÿ òðîìáà ñ ïîìîùüþ ââåäåíèÿ ñïåöèàëüíîãî ëåêàðñòâà ÷åðåç âåíó. Äîëæíî âûïîëíÿòüñÿ î÷åíü ìíîãî óñëîâèé îäíîâðåìåííî, ÷òîáû ýòó ïðîöåäóðó ìîæíî áûëî âûïîëíèòü, íî, ò.ê. õàðàêòåð èíñóëüòà áûë íà òîò ìîìåíò äî êîíöà íåïîíÿòåí, òî áûë ðèñê, ÷òî åñëè èíñóëüò ãåìîððàãè÷åñêèé, ò.å. ñâÿçàí ñ êðîâîèçëèÿíèåì â ìîçã, òî òðîìáîëèçèñ ìîã óñóãóáèòü ïîâðåæäåíèÿ, ò.ê. óñèëèâàåò êðîâîòå÷åíèå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè èíñóëüò èøåìè÷åñêèé, ò.å. âûçâàí çàêóïîðêîé ñîñóäà â ãîëîâå èç-çà ïðèëåòåâøåãî òóäà òðîìáà, òî òðîìáîëèçèñ ïîçâîëèë áû áûñòðî ðàñòâîðèòü ýòîò òðîìá, è ïîÿâëÿëàñü íàäåæäà íà ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå. Ìåíÿ âåëè êàê èøåìè÷åñêèé èíñóëüò, íî ðèñê áûë, è âðà÷ äîëæåí áûë ïðèíÿòü íåïðîñòîå ðåøåíèå..) Ìíå ïîñòàâèëè êàïåëüíèöó ñ ïðåïàðàòîì..ïåðåíåñëà åå íå î÷åíü õîðîøî, îïÿòü ñòàëî òÿæåëåå äûøàòü..ìåäáðàò ñèäåë ðÿäîì ñî ìíîé, äåðæàë çà ðóêó, óñïîêàèâàë..÷åãî-òî åùå êîëîëè..â ïîëóìðàêå ðåàíèìàöèè êòî-òî ñòîíàë, êòî-òî êðÿõòåë, êòî-òî ïîíåìíîæêó ñèäåë íà êðîâàòè (ñ÷àñòëèâ÷èêè..), êòî-òî ëåæàë íåäâèæíî, ïðèêîâàííûé ê êðîâàòè ñâîèì ñîñòîÿíèåì è òðóáêîé èâë.. íåñëûøíî, ñëîâíî òåíè, õîäèëè ìåäñåñòðû, ïèêàëè è ïîïèñêèâàëè ïðèáîðû. Ìåíÿ ïîòèõîíüêó ñòàëî íàêðûâàòü íàêîíåö-òî, ïîÿâèëèñü ýìîöèè..ñïðîñèëà ó ìåäáðàòà «÷òî ñî ìíîé?» «ó òåáÿ èíñóëüò. Âèäèìî, èç-çà ïðèñòóïà àðèòìèè òðîìá óëåòåë â ìîçã è çàêóïîðèë òàì ñîñóä. Íå âîëíóéñÿ..òåáÿ âîâðåìÿ ïðèâåçëè, ìû òåáÿ ïîëå÷èì è ïîïðàâèøüñÿ!» ïîòîì íàñòóïèëî ñåðîå óòðî, íåéðîðåàíèìàöèÿ îæèëà, ïîÿâèëàñü íîâàÿ ñìåíà ïåðñîíàëà, âñå ïîêàòèëîñü, êàê îáû÷íî óòðåííÿÿ óáîðêà, òóàëåò, àíàëèçû, îñìîòðû, ïðîöåäóðû… Êîãî-òî ñòàáèëüíîãî ïåðåâîäèëè â îòäåëåíèå, êîãî-òî óâîçèëè â ìîðã.. è íå âñåãäà èñõîä çàâèñåë îò óñèëèé âðà÷åé. Ó ìåíÿ ê îáåäó ïîÿâèëñÿ ïðîãðåññ ñìîãëà íåìíîæêî øåâåëèòü áîëüøèì ïàëüöåì íà ëåâîé íîãå. ß îáðàäîâàëàñü ýòîìó íåèìîâåðíî, ïîñòîÿííî ñìîòðåëà íà ïàëåö, øåâåëèëà èì, è êàæäîìó ïðîõîäÿùåìó ðàäîñòíî ïîâòîðÿëà «øåâåëèòñÿ, ñìîòðèòå!…» ëþäè óëûáàëèñü  îòäåëåíèå äëÿ áîëüíûõ ÎÍÌÊ ìåíÿ ïåðåâåëè íà ñëåäóþùåå óòðî. ß áûëà ñòàáèëüíàÿ, õîòÿ è íå áåç ïðèêëþ÷åíèé çà âðåìÿ íàõîæäåíèÿ â ðåàíèìàöèè, è ó ìåíÿ áûë ïðîãðåññ ìîãëà øåâåëèòü ïîíåìíîãó âñåìè ïàëüöàìè íà íîãå, íåìíîãî ïîäíèìàòü íîãó. Ïîÿâèëàñü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è â ðóêå, õîòÿ è íå òàê âûðàæåííî. Äàëüøå 2 íåäåëè â ïåðâîì íåâðîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, ãäå ëåæàëè òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà. Ëþäè ðàçíûõ âîçðàñòîâ, õîòÿ, êîíå÷íî, â îñíîâíîì ïîæèëûå. Ìîåãî âîçðàñòà +/- íå áûëî ïðàêòè÷åñêè íèêîãî. Ðàçíîé òÿæåñòè èíñóëüòû, è âñå ëþäè ïî-ðàçíîìó âîññòàíàâëèâàëèñü. Êòî-òî ñêàòûâàëñÿ â äåïðåññèþ, êòî-òî íàñòðàèâàëñÿ áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Î÷åíü áûëî âèäíî, åñëè ÷åëîâåêà äåðæàò è ïîääåðæèâàþò â ýòîé æèçíè ðîäíûå èëè êàêàÿ-òî öåëü òàêèå áûñòðåå âñòàâàëè, îõîòíåå çàíèìàëèñü ãèìíàñòèêîé, ÷àùå óëûáàëèñü è ðàäîâàëèñü ïðîñòûì æèòåéñêèì ìîìåíòàì. Çà 2 íåäåëè ÿ ïðàêòè÷åñêè âåðíóëàñü â ïðåæíåå ñîñòîÿíèå âðà÷è ýòî íàçâàëè «ïîëíîñòüþ îáðàòèìûé íåâðîëîãè÷åñêèé äåôèöèò ïîñëå óñïåøíî ïðîâåäåííîãî òðîìáîëèçèñà». Íåìíîãî îñòàëèñü ïðîáëåìû â ðóêå, íî ýòî ìåëî÷è Ñêàçàëè, ÷òî ÿ ñ÷àñòëèâ÷èê. Ìíîãî ðàç ñ÷àñòëèâ÷èê. ×òî äîøëà äî áîëüíèöû, à íå óïàëà ãäå-íèáóäü ïîä çàáîðîì. ×òî íå óøëà äîìîé ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ ðèòìà è îñòàëàñü â áîëüíèöå. ×òî âîâðåìÿ ñìîãëà ñêàçàòü îá óõóäøåíèè, à âðà÷è âîâðåìÿ îòðåàãèðîâàëè è ïðèëîæèëè âñå óñèëèÿ, ÷òîáû êàê ìîæíî áûñòðåå äîñòàâèòü ìåíÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå îòäåëåíèå è íà÷àòü ëå÷åíèå. ×òî ïîïàëà èìåííî â 13óþ áîëüíèöó, â ðåãèîíàëüíûé ñîñóäèñòûé öåíòð, ñïåöèàëèçèðóþùèéñÿ íà èíôàðêòàõ è èíñóëüòàõ
Çà÷åì ÿ âñå ýòî íàïèñàëà? ß õîòåëà, âî-ïåðâûõ, ïîáëàãîäàðèòü âñåõ âðà÷åé. È â 33åé, è â 13îé áîëüíèöå, è âî âñåõ îñòàëüíûõ áîëüíèöàõ, è ðàáîòàþùèõ íà ñêîðîé. Ýòî àäñêèé òðóä, ïîâåðüòå. Àáñîëþòíî èçìàòûâàþùèé, è ìîðàëüíî, è ôèçè÷åñêè. Òðàâìèðóþùèé ïñèõèêó, óáèâàþùèé çäîðîâüå â íîëü. Ðàáîòàòü â öåéòíîòå, ïîñòîÿííî ïðèíèìàÿ ðåøåíèÿ, îò êîòîðûõ çàâèñèò æèçíü è çäîðîâüå äðóãèõ ëþäåé. Äà, â íàøèõ ðîññèéñêèõ ðåàëèÿõ ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ôàêò âûçäîðîâëåíèÿ èëè îñëîæíåíèé è äàæå ñìåðòè ïàöèåíòà çàâèñèò ìíîãî îò ÷åãî, è ïîõîæ íà ëîòåðåþ..óâû..íî áåç âðà÷åé âñ¸ ýòî ïðèîáðåëî áû õàðàêòåð õàîñà
È âòîðîå. Áîðèòåñü çà ñåáÿ è ñâîèõ ðîäíûõ. È ñëåäèòå çà ñâîèì çäîðîâüåì! Âñå áîëÿ÷êè ñåé÷àñ êàòàñòðîôè÷åñêè ìîëîäåþò. Ñî ìíîé â ïàëàòå ëåæàëà äåâî÷êà 32õ ëåò. Ïîñëå òÿæåëåííîãî ãåìîððàãè÷åñêîãî èíñóëüòà. Êðîâü â ãîëîâå, ãåìàòîìà 6ñì. Íå ïüåò, íå êóðèò, áëàãîïîëó÷íàÿ ñåìüÿ, ëþáÿùèé ìóæ, ñûí-ïåðâîêëàøêà. Ñêîðàÿ, êîãäà ïðèåõàëà ê íèì íà ñóäîðîãè è ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, ñíà÷àëà ïðåäïîëîæèëà, ÷òî íàêóðèëèñü èëè øèðíóëàñü ÷åì-òî. Ïîòîì ïîíÿëè, ÷òî äåëî ïëîõî äîì÷àëè..äîëãî-äîëãî âûõàæèâàëè, íàäåæäû íå áûëî ñïàñëè..äåâî÷êà ñåé÷àñ ïîòèõîíüêó âîçâðàùàåòñÿ ê æèçíè, ïðîáóåò õîäèòü..íåñêîëüêî êóðñîâ ðåàáèëèòàöèè..ýòî âñ¸ òÿæåëî, íî âîçìîæíî è ìîãëî áûòü ãîðàçäî õóæå.
Ìîæåò áûòü, ìîÿ èñòîðèÿ äàæå íåìíîãî ðîæäåñòâåíñêàÿ )
Äîáðà âñåì.
È ÇÄÎÐÎÂÜß!
Источник