Средства лфк при острой пневмонии

Средства лфк при острой пневмонии thumbnail

Методика лечебной физкультуры

Особенности методики лечебной физкультуры при острой пневмонии зависят от патологических и физиологических процессов в органах дыхания, а также тесно связанных с ними органах и системах. К последним в первую очередь относится сердечно-сосудистая система. Большое значение имеет также реакция организма на воспалительный процесс, вызванный определенным возбудителем, и тяжесть клинического течения.

Благодаря существованию висцеро-моторных и висцеро-кожных рефлексов при пневмонии, как и при других заболеваниях легких, наблюдаются разной степени выраженности изменения в коже и миофасциальных структурах.

Задачи лечебной физкультуры:

• ускорение ликвидации очага воспаления;

• улучшение бронхиальной проходимости и дренажной функции бронхов;

• восстановление равномерности вентиляции легких;

• устранение мышечного дисбаланса;

• улучшение деятельности нейрогуморальных механизмов регуляции функции внешнего дыхания;

• восстановление или повышение функции внешнего дыхания;

• улучшение вентиляционно-перфузионных отношений (устранение диссоциации между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком);

• улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, повышение защитных свойств организма, психологического статуса и толерантности к физическим нагрузкам.

Реализация поставленных задач зависит от особенности заболевания, его формы и стадии, индивидуальной реакции организма. Коррекция патологических изменений проводится в три этапа.

1- й этап — щадящий двигательный режим (2—4 дня) — стационар (поликлиника).

Поставленные задачи на этом этапе решаются, прежде всего, с помощью упражнений в расслаблении мышц плечевого пояса, шеи и грудной клетки. Для улучшения вентиляции в непораженных отделах легких и повышения окситенации крови применяется локализованное сознательно управляемое дыхание с удлиненным выдохом. Дыхательные упражнения чередуются с упражнениями в расслаблении мышц рук, плечевого пояса, шеи и с движениями для мелких, средних, а затем и крупных мышц рук и ног, паузы отдыха. Повторение дыхательных упражнений 3—5, остальных — 8-12 раз. Отношение упражнений дыхательных, релаксирующих и для конечностей — 1:1:1. Занятия индивидуальные и проводятся в и.п. лежа на спине и на боку. Продолжительность и плотность занятия зависят от клинического течения заболевания, возраста и физической подготовленности пациента.

2- й этап — щадящий тренирующий режим (6—9 дней) — (стационар—поликлиника—реабилитационный центр).

Занятия ЛФК проводятся при тяжелом течении в исходном положении пациента лежа и сидя, в остальных случаях — лежа, сидя, стоя.

Локализованное дыхание выполняется не только для улучшения вентиляции в непораженных отделах легких, но и непосредственно в участке воспаления. В этом периоде статические и динамические дыхательные упражнения выполняются с удлиненным выдохом и постепенным углублением вдоха. Увеличивается количество дренирующих упражнений. Большое внимание необходимо уделять упражнениям для мелких, средних и крупных мышечных групп конечностей, которые оказывают благотворное влияние на экстракардиальные и кардиальные факторы кровообращения.

Если пневмония осложняется плевритом, необходимо своевременно ввести в комплекс лечебной гимнастики упражнения для растягивания спаек, пока возможна их ликвидация или растягивание.

Дыхательные дренирующие упражнения целесообразно чередовать с упражнениями для конечностей и в расслаблении мышц плечевого пояса, шеи, лица, рук, ног и туловища в соотношении 2:1:1:1. При выполнении упражнений могут применяться различные предметы, а при легком течении и хорошей физической подготовленности пациента — легкие снаряды (например, гантели 1—3 кг).

Занятия групповые. Комплекс упражнений повторяется 2—3 раза в день (1 раз с инструктором, остальные — самостоятельно).

Кроме того, пациенту рекомендуются прогулки на свежем воздухе (в теплое время года) по 30—40 мин в сутки, воздушные ванны и теплые обтирания.

3-й этап— тренирующий период (15—20 занятий и более) — (реабилитационный центр— поликлиника—санаторий)

Занятия ЛФК проводятся 1 раз в день, но пациент обязан самостоятельно неоднократно в течение дня выполнять рекомендованные ему дыхательные упражнения.

Физические упражнения выполняются в любых исходных положениях. В этом периоде используются: статические и динамические дыхательные упражнения с углубленным вдохом, дренирующие, растягивающие плевральные спайки. Если у пациента есть признаки нарушения бронхиальной проходимости, ему рекомендуются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом. Упражнения для мышц конечностей и туловища могут выполняться с отягощениями и на тренажерах.

Продолжительность занятия ЛФК 30-40 мин, плотность — от 60-70 до 70-80%, ЧСС — от 55 до 75% максимального возрастного пульса.

Рекомендуется дозированная ходьба (от 1500 до 3000 м и более в сутки), постепенное снижение температуры воды при обтираниях и затем переход к более активным закаливающим процедурам с учетом времени года и реактивности организма (обливания, бани, плавание).

В конце 2-го — начале 3-го периодов лечения назначается массаж грудной клетки (классический лечебный, сегментарный) с использованием всех приемов. Но при выраженных обструктивных проявлениях не используется прерывистая вибрация вплоть до купирования этого состояния.

Особое внимание при массаже необходимо обращать на устранение патологических изменений в коже и соединительной ткани приемами растирания в областях над и под ключицами, над грудиной и лопатками, паравертебральных, над нижней реберной дугой и в местах прикрепления ребер к грудине. Особенно тщательно необходимо выполнять приемы полукружного разминания и растяжения при массаже мышц паравертебральной области на стороне воспаления легочной ткани.

К объективным признакам улучшения состояния по окончании курса комплексного лечения относят исчезновение клинических, рентгенологических, лабораторных проявлений пневмонии; улучшение вентиляционной функции легких; уменьшение или исчезновение обструкции бронхов; уменьшение изменений в коже и миофасциальных структурах; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

В отдаленном периоде стойким улучшением считаются: нормализация функциональных и иммунологических показателей, отсутствие временной нетрудоспособности по основному заболеванию в течение года, снижение числа дней нетрудоспособности по ОРЗ.

Функциональный исход реабилитации больных пневмонией рассматривается как хороший, удовлетворительный, сомнительный и неудовлетворительный. Обычно хороший исход сопровождается излечением, восстановленном функциональных показателей вентиляции и сердечно-сосудистой системы, сохранением прежней профессии; удовлетворительный — излечением, но с умеренным нарушением ФВД (уменьшение показателей на 1/4 должной) и сердечно-сосудистой системы (выявляются при физической нагрузке) со сниженной работоспособностью. Сомнительный исход — это чаще клиническое излечение с временной и стойкой нетрудоспособностью.

В таком случае объективно имеются нарушения функциональных показателей (ФВД уменьшена на 1/3 от должной, нарушения сердечно-сосудистой системы выявляются в покое, но компенсированные). При неудовлетворительном исходе клинически наблюдается излечение, но возникает стойкая нетрудоспособность вследствие выраженных нарушений ФВД и сердечно-сосудистой системы, выявляющихся в покое.

Читайте также:  К чему приводит нелеченная пневмония

И.Н. Макарова

Опубликовал Константин Моканов

Источник

Пневмония — это заболевание, характеризующееся воспалением всех структур легочной ткани. Тяжесть и продолжительность пневмонии во многом зависит от типа возбудителя и реакции организма. Воспаление легочной паренхимы охватывает дистальную часть терминальных бронхиол, дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и альвеолы, что влечет за собой ограничение дыхательной поверхности легких. Воспалительный процесс часто не ограничивается легочной паренхимой и распространяется на близлежащие бронхи, сосуды и плевру — тогда можно говорить о сопутствующем бронхите, васкулите, плеврите.

В основу современной классификации пневмоний положен этиологический фактор. Выяснение этиологии пневмонии имеет значение не только для правильного выбора медикаментозного лечения, в частности антибиотика, но и для своевременного назначения ЛФК, физиотерапии. Знание морфологических изменений в тканях легких и бронхов при пневмонии, вызванной тем или иным возбудителем, формы и стадии заболевания способствует правильному и своевременному назначению лечебной физкультуры и выбору адекватных средств.

ЛФК принадлежит важная роль в комплексной терапии пневмонии. Раннее использование специальных дыхательных упражнений с учетом показаний и противопоказаний заметно ускоряет выздоровление больных.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

Задачи ЛФК:

  • 1. восстановление или повышение функции внешнего дыхания;
  • 2. укрепление дыхательной мускулатуры;
  • 3. увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;
  • 4. способствовать растяжению плевральных спаек и очищению дыхательных путей от патологического секрета.
  • 5. восстановление равномерности вентиляции легких;
  • 6. устранение мышечного дисбаланса;
  • 7. улучшение деятельности нейрогуморальных механизмов регуляции функции внешнего дыхания;
  • 8. улучшение вентиляционно-перфузионных отношений (устранение диссоциации между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком);
  • 9. улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и защитных свойств организма;
  • 10. повышение психологического статуса и толерантности к физическим нагрузкам.

Физические упражнения способствуют увеличению вентиляции легких, которое достигается при повышении подвижности нижнего легочного края и экскурсии легких, устранении краевых ателектазов, ускорении рассасывания в очаге воспаления благодаря активизации лимфотока и кровотока по системе бронхиальной артерии, дренированию бронхов. Используют упражнения: статические (локализованное дыхание), динамические дыхательные, дренирующие и растягивающие спайки. Улучшение трофических процессов в ткани легких способствует профилактике пневмофиброза.

Дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, повышая функциональные резервы миокарда, увеличивая мышечный кровоток, снижая общее периферическое сосудистое сопротивление, повышая оксигенацию крови и утилизацию кислорода.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

  • 1. острая стадия болезни (высокая температура, астматический приступ);
  • 2. злокачественные новообразования легких;
  • 3. острые гнойные воспаления;
  • 4. опасность возникновения кровотечения.
  • 5. тяжелая сердечная и легочная недостаточность.

Общие критерии назначения ЛФК: улучшение общего состояния, снижение температуры до субфебрильных или нормальных цифр, уменьшение лейкоцитоза, исчезновение острофазных реакций периферической крови. Определению срока назначения ЛФК в конкретном случае помогает знание возбудителей заболевания, морфологических и патофизиологических нарушений, которые они вызывают в организме.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП — лежа на спине

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  • 2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
  • 3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП — лежа на боку

  • 6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
  • 7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  • 8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент « приходится на нижнюю долю. Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП — сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  • 2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
  • 3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох — в ИП, выдох — руки развести в стороны.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП — стоя

  • 6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
  • 7. Круговые движения руками — «гребля».
  • 8. В руках булаву. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу.

На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

  • 9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
  • 10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.
Читайте также:  Антибиотик при пневмонии у собак

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП -*- стоя

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

  • 1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в И П.
  • 2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.
  • 3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
  • 4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.
  • 5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).
  • 6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
  • 7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
  • 8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
  • 9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
  • 10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Источник

Пневмония

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха.

Нижнегрудное, или реберное, дыхание сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости.

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и при этом полноценно вентилируются только нижние доли легких.

При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

• оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

• улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

• уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

• ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

• уменьшить проявление бронхоспазма;

• увеличить отделение мокроты;

• стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Задачи ЛФК при острой пневмонии:

• максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

• усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

• противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3–5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5–10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4–8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры — 10–15 мин.; самостоятельные занятия — по 10 мин. 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5–7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 1–15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8–10 раз в среднем темпе.

Продолжительность занятия — 15–30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7–10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин.; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП — лежа на спине.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе — опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП — лежа на боку.

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания акцент приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Читайте также:  Как умирают от пневмонии взрослые

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП — сидя на стуле.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад — вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох — в ИП, выдох — руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя за плечи.

ИП — стоя.

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками — гребля.

8. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе — наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20–25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП — стоя.

Ходьба по залу на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3–5 мин.).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках «медицинбол», руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3–5 мин.).

6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох — с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру лечебной гимнастики можно ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Пневмония
Пневмония – инфекционное заболевание легких, возникающее либо самостоятельно, либо как осложнение других заболеваний.Массаж назначают при остаточных явлениях пневмонии, а также при ее хронической

Пневмония
Воспаление легких, или пневмония, – это острое инфекционное заболевание, которое вызывают различные виды бактерий, вирусов и грибков. Оно развивается, как осложнение вирусного заболевания, в процессе которого возбудители проникают в легкие.Воспаление

Пневмония
Пневмония — воспаление легких. Это инфекционное заболевание легких, возникающее либо как самостоятельная болезнь, либо как осложнение других заболеваний. Пневмония не заразна и не передается от человека к человеку. Развитию заболевания способствуют сильное

ПНЕВМОНИЯ
Пневмония, или воспаление легких, вызывается микробами.Существует несколько различных типов заболевания, но с точки зрения симптомов они почти не отличаются друг от друга.Методы лечения одинаковые.Микроорганизмы, вызывающие пневмонию, почти всегда

Пневмония
Лечение. При появлении жара давать больному пить чистую горячую воду — настолько горячую, насколько он сможет выдержать — от стакана до полулитра каждые пятнадцать-двадцать минут, пока не пройдет озноб. Это приведет к обильному потоотделению, при котором

ПНЕВМОНИЯ
Пневмония — воспаление легочной ткани, одно из самых опасных и труднопереносимых заболеваний органов дыхания. Больному пневмонией назначают курс медикаментозного лечения, диету, богатую витаминами С и Р, кальцием. Эти мероприятия можно дополнить средствами

Пневмония
Следующее заболевание подобного рода — пневмония (более привычное название — воспаление легких, недуг, характеризующийся воспалением легочной ткани).Чтобы помочь легким освободиться от мокроты, вы можете прибегнуть к следующему рецепту.Требуется: 4 головки

Пневмония
Пневмония – это воспаление легких. Обычно она вызывается пневмококками. В природе их существует 34 вида. Симптомы болезни – температура, слабость, болезненное дыхание, бред, иногда рвота.При крупозной пневмонии поражается доля или целое легкое с вовлечением в

Пневмония
Пневмония характеризуется поражением респираторной части легких и может возникать как самостоятельное заболевание или как осложнение после перенесенных болезней и операций.Как уже говорилось, золотой ус эффективно действует при различных легочных

Пневмония
Рецепт 1
Сок из свеклы – 100 млМед – 100 гСмешать свекольный сок с медом. Принимать смесь по 1 столовой ложке 5 раз в день.Рецепт 2
Сок из свеклы – 50 млСок из моркови – 50 млСок из черной редьки – 50 млСок из репчатого лука – 50 млСок лимона – 30 млСмешать все соки. Пить по

Пневмония
Пневмония лечится комплексно: больной должен строго соблюдать режим дня, правильно и рационально питаться, заниматься физиотерапевтическим лечением и лекарственной терапией.В последнее время широкое распространение получило лечение пневмонии различными

Пневмония
Пневмония лечится комплексно: больной должен строго соблюдать режим дня, правильно и рационально питаться, заниматься физиотерапевтическим лечением и лекарственной терапией.В последнее время широкое распространение получило лечение пневмонии различными

Пневмония
Ароматерапия приносит облегчение больным с хроническим воспалением легких.* * *Сделайте в редьке отверстие и влейте в него 2 столовые ложки жидкого меда. Редьку положите в посуду, прикройте вощеной бумагой или срезанной верхушкой, выдержите так 3 часа. При

Пневмония
Наиболее частым заболеванием, особенно недоношенных детей, является пневмония. Из всех заболеваний органов дыхания пневмония связана с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, а также с иммунологической реактивностью детей раннего

Источник