Тактика фельдшера при пневмонии у детей

Тактика фельдшера при пневмонии у детей thumbnail

Воспаление легких (пневмония) – смертельно опасная болезнь, которая выражается гипертермическим синдромом, катаральными проявлениями, кашлем с выделением мокроты и дыхательной недостаточностью. Особенно опасна пневмония в детском возрасте. До появления антибиотиков детская смертность от пневмонии превышала все мыслимые значения, однако и в современном мире периодически регистрируют случаи смерти детей (как правило, в возрасте до 1 года).

У ребенка диагностировать пневмонию весьма проблематично по тем причинам, что далеко не всегда дети адекватно оценивают свое состояние, могут характеризовать жалобы. Есть и такие случаи, когда ребенок плачет и кричит, на вопросы о своем состоянии не отвечает, контакту не поддается. Кроме того, у детей часто случаются атипичные формы, которые не поддаются общепризнанным алгоритмам диагностики, это отражается на лечении пневмонии у детей. Ситуация осложняется еще и тем, что много достаточно эффективных антибиотиков у ребенка назначать нельзя. Какой должна быть тактика родителей, участкового педиатра и врача в стационаре детской больницы для того, чтобы в максимально короткие сроки ребенка вылечить от пневмонии? И почему лечение пневмонии у детей не стоит проводить дома? Ответы на эти вопросы будут предоставлены ниже.

Тактика ведения больного воспалением легкого ребенка

Естественно, прежде чем обсуждать тактику ведения ребенка с пневмонией, необходимо ее установить (или хотя бы просто заподозрить). Естественно, первые проявления этого заболевания заметят родители (другие взрослые родственники). Если ребенок маленький, он не будет вообще ничего говорить (до двух-трехлетнего возраста), ребенок постарше уже сможет более-менее четко сформулировать свои жалобы. В первую очередь, в глаза бросится упадок сил и общая вялость ребенка. Он будет апатичен, не будет бегать, прыгать, проявлять какую-либо активность. Будет существенно снижен аппетит, много будет спать. При такой симптоматике обязательно надо измерить температуру тела. При пневмонии в большинстве случаев она будет высокой (достигнет фебрильных значений, поднимется до 38 градусов Цельсия и выше). Необходимо прислушаться к дыханию – при воспалении легких оно будет ослаблено.Аускультация

Как лечить пневмонию у детей? В любом случае, без медицинской помощи здесь не обойтись, особенно если возраст ребенка до двух лет, это родители должны понимать очень точно. При обнаружении у ребенка подобного рода симптомов обязательно надо вызывать на дом участкового педиатра или бригаду скорой медицинской помощи. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка дома, надеяться на помощь от народных средств, самолечения.

В принципе, если ребенок не проявляет чрезмерно выраженной симптоматики (выражающейся в стойкой гипертермии, выраженной дыхательной недостаточности), можно ограничиться вызовом участкового педиатра. Ведь с этим врачом, как правило, складываются доверительные отношения на протяжении всего времени сотрудничества. Кроме того, он знает ребенка с рождения, осведомлен про анамнез жизни, социально-бытовые условия, отношения в семье и так далее. В другом случае, когда наблюдается тяжелое состояние ребенка, обязательно вызвать бригаду скорой медицинской помощи (с врачом, не только с фельдшером) – у участкового педиатра в большинстве случаев нет с собой препаратов неотложной медицинской помощи.

После приезда медицинских работников будут определены дальнейшие действия. В первую очередь врач будет разговаривать с родителями, попытается выяснить жалобы и анамнез. Скорее всего, родители ребенка укажут уже на то, что он болеет уже несколько дней, а в последнее время ему стало хуже: повысилась температура, стал еще более вялый, постоянно спит, тяжело дышит. Как правило, адекватное лечение (антибактериальную терапию) в таком случае ребенок не получает. Или же получает терапию, но не правильную (не тот антибиотик, неправильно подобранная дозировка). Лечение ограничивается приемом жаропонижающих и сиропов от кашля (преимущественно травяного происхождения). Немаловажным будет упоминание родителей про общение накануне с больным ребенком или же перенесенное переохлаждение (можно будет исключить вероятность токсического или же пищевого отравления).

Далее будет оценка объективного состояния ребенка. Характерными признаками пневмонии, как и любого другого инфекционного процесса, будет бледность кожных покровов, выраженная общая слабость, повышение температуры тела до фебрильных значений. Может ребенок жаловаться на боль в грудной клетке. Скорее всего, будет гиперемия ротоглотки (без налета – если есть пленки, то это дифтерия или ангина), увеличение поднижнечелюстных и заднешейных лимфоузлов. Аускультативно – дыхание будет жестким (то есть выдох по продолжительности будет больше, чем вдох), будет выслушиваться обилие влажных мелкопузырчатых хрипов в области очага воспаления паренхимы легкого.

АускультацияПри перкуссии – выраженное притупление перкуторного звука над областью поражения. Живот будет мягкий, безболезненный, стул нарушен не будет, печень и селезенка не увеличены. Очень важно будет оценить менингеальные знаки – ригидность затылочных мышц в первую очередь. Собрав все эти признаки воедино (при том условии, что все патогномоничные патологические изменения будут обнаружены в нижней части левого легкого), можно будет выставить следующий диагноз: острая респираторная вирусная инфекция, острая внегоспитальная левосторонняя нижнедолевая пневмония под вопросом. Почему под вопросом – окончательный диагноз «пневмония» можно только выставить при наличии данных рентгенологического исследования. Однако, исключив острый живот и отравление, можно уже будет определяться с тактикой ведения больного ребенка. Даже если в данном случае диагноз «воспаление легких» рентгенологически не подтвердится (хотя это еще не гарантия того, что его нет – прикорневую и атипичную форму пневмонии еще никто не отменял), тактика ведения больного будет приблизительно одинакова.

Неотложная медицинская помощь

При выраженном гипертермическом синдроме необходима будет инъекция литической смеси (анальгин, димедрол, папаверин в соотношении 1:1:1). Хотя перед тем, как колоть, нужно будет определить тип лихорадки – если ноги и руки холодные, то значит «белая», папаверин нужен обязательно, если конечности теплые – значит лихорадка «красная», папаверин можно и не колоть (этот препарат вазодилятатор, оказывает расширяющее действие на сосуды; зарубежный аналог – но-шпа). В принципе, возможна на догоспитальном этапе антибактериальная терапия (эмпирическая) антибиотиком широкого спектра действия.

Оставлять ребенка дома в таком состоянии очень и очень опасно. Это допустимо (и то, с письменного разрешения родителей) только в том случае, если ребенок уже не маленький – хотя бы десять-двенадцать лет от роду, у него слабовыраженная симптоматика, отсутствуют проявления дыхательной недостаточности и есть договоренность с врачом о постоянном мониторинге состояния больного. А во всех остальных случаях — обязательная госпитализация в стационар в ургентном порядке.

Этап перевозки

Транспортировать ребенка с воспалением легких необходимо только в санитарном транспорте, под присмотром врача и фельдшера. Родителям тоже ехать обязательно вместе с ними. Категорически запрещено перевозить больного ребенка в обычном автомобиле.

Сатурация

Проверка сатурации.

Во время транспортировки в обязательном порядке должен вестись мониторинг сатурации – показателя, который показывает насыщаемость кислородом крови. Если он составляет менее 95%, то это свидетельствует о развитии дыхательной недостаточности (то есть, легкие не компенсируют потребность организма в кислороде) и ребенку необходимо подавать кислород черед маску (от переносимого баллона, который есть в каждой машине бригады скорой медицинской помощи). Также нужен постоянный контроль частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и температуры. Кроме того, бригадой скорой медицинской помощи должен быть обеспечен венозный доступ (установлен периферический катетер в лучевую или локтевую вену) и желательно уже начать на догоспитальном этапе инфузионную терапию кристаллоидными растворами (физиологический раствор натрия хлорида 0,9%, раствор глюкозы 5%, реосорбилакт, ксилат).

Касательно того, куда госпитализировать такого больного. Этот вопрос будет решаться, отталкиваясь от следующих факторов:

  1. Состояние ребенка. Если у него высокая лихорадка, выраженная дыхательная недостаточность (этот симптом основополагающий в определении тактики) – однозначно госпитализировать надо в отделение реанимации или интенсивной терапии инфекционной или областной детской больницы. Несмотря ни на что, так как может потребоваться проведение интубации и подключение к аппарату искусственной вентиляции легких. Если же ребенок средней степени тяжести и его состояние более-менее стабильно, у него вменяемые родители, которым можно доверять, то в этом случае допустимо положить его в обычное соматическое инфекционное отделение (ургентное).
  2. Наличие свободных мест. Понятное дело, при полностью занятом отделении класть некуда, необходимо будет при помощи санитарной авиации переправлять в медицинское учреждение того населенного пункта, где возможно оказание квалифицированной медицинской помощи. Особенно это актуально в эпидемии свиного или птичьего гриппа.
  3. Материально-техническое оснащение медицинского учреждения.
  4. Максимальная близость расположения больницы по отношению к месту жительства пациента (это уже совсем в тяжелой ситуации).
  5. Возраст пациента — дети до 1 месяца госпитализируются в неонатальное отделение.

Лечение в стационаре

СтационарГоспитализировав ребенка, немедленно начинается его плановое лечение. Первоочередно решается вопрос о необходимости проведения искусственной вентиляции легких. Если же необходимости в такой процедуре нет (это в большинстве случаев), то врач приемного отделения осматривает ребенка, ознакамливается с объемом медицинской помощи, оказанной на догоспитальном этапе – это в том случае, если госпитализация произошла ночью. Это явление наблюдается очень даже часто, так как в ночное время происходит выброс глюкокортикоидов – гормонов, снижающих иммунные силы организма. Если же ребенка привезли в больницу в рабочее время дневной смены, то на приемном покое его просто оформляют (заводят историю болезни, записывают во все бюрократические бумажки) и отправляют в соматическое отделение для больных с инфекционными заболеваниями.

Проводится инфузионная терапия, однако очень осторожно – объем вливаемых растворов должен быть строго высчитан по формуле, отталкиваясь от функциональной потребности в жидкости плюс патологические потери, это принцип, который лежит в ее основе. Назначается антибактериальная терапия пневмонии у детей эмпирически, так как посев мокроты с определением чувствительности к антибактериальным препаратам еще не готов. Рационально применять тот же антибиотик, что и на догоспитальном этапе. Как правило, это один из следующих препаратов:

  1. Цефтриаксон, цефоперазон в дозировке 50 — 80 мг/кг (из расчета на массу тела и то, сколько лет ребенку).Цефтриаксон
  2. Сульбактомакс в дозировке от 1,5 г до 3 г (из расчета на массу тела и то, сколько лет ребенку).
  3. Зинацеф, цефуроксим в дозировке 30-100 мг на 1 кг массы тела ребенка за 2-3 приема (из расчета на массу тела и то, сколько лет ребенку).
  4. Амикацин в дозировке по 5 мг/кг каждые 8 ч (из расчета на массу тела и то, сколько лет ребенку).
  5. Цефепим в дозировке 1 г в/в (из расчета на массу тела и то, сколько лет ребенку).

Все антибиотики вводить на протяжении 14 дней.

При выраженной симптоматике возможно сочетание двух антибиотиков, например, присоединение к схеме лечения антибиотика из группы макролидов – кларитромицина, ровамицина или азитромицина (если есть подозрение на атипичную форму пневмонии, которую вызывают хламидии и микоплазмы). Может получиться так, что перечисленные выше антибиотики не помогут. Тогда уже необходимо подключение самых сильных антибиотиков, которые есть на сегодняшний день – тиенам и ванкомицин (уже в виде инфузий). Схема – тиенам, амикацин, ванкомицин плюс любой макролид в таблетках – самая мощная на сегодня и перекрывает любую патологическую микрофлору. Фторхинолоны (левофлоксацин, ципрофлоксацин) детям до четырнадцати лет не назначаются, в виду их ототоксичности.

Вот такая антибактериальная терапия у детей от года до 14 лет, основные принципы которые лежат в ней.
После того, как ребенка госпитализировали, проводят дополнительные обследования – общий анализ крови, общий анализ мочи, посев мокроты с определением чувствительности флоры к антибиотикам и самое главное – обзорная рентгенография органов грудной клетки, которая и подтвердит диагноз. После всех проведенных анализов менять антибиотик нужно только в случае его неэффективности на тот, к которому определена чувствительность.

Обязательна в этом случае и мощная терапия пробиотиками – 1-2 вида пробиотика и пребиотика (энтерожермина), для защиты микрофлоры кишечника от мощной антибактериальной терапии.

Надо назначить отхаркивающие препараты и противокашлевые. Самая оптимальная комбинация – амброксол и эреспал в возрастной дозировке, в виде сиропа.

При сильно выраженном иммунном ответе показана разовая инъекция дексаметазона, ингаляции с вентолином.

Нельзя обойтись в стационаре и без физиотерапии:

  • делать ингаляции с минеральной водой «Боржоми» (противокашлевая физиотерапия) по 5 минут три ингаляции в сутки, 14 дней, можно детям до года;Боржоми
  • делать ингаляции с гидрокортизоном (противовоспалительная) физиотерапия) в течении 5 минут две ингаляции в сутки, 10 дней, можно детям до года;
  • делать ингаляции с диоксидином (антисептическая физиотерапия), в течении 5 минут две ингаляции в день, 10 дней, не рекомендовано детям до года, только от 2 лет;
  • делать ингаляции с амбробене (противокашлевая физиотерапия) (раствор) 5 минут три ингаляции в день, 14 дней, можно детям до года;

Уже в периоде реабилитации показан массаж при пневмонии у детей и надо делать дыхательную гимнастику, ингаляции продолжать. Эти виды физиотерапии в острый период (особенно гимнастика) противопоказаны.

По поводу того, за сколько дней можно вылечить эту болезнь – в среднем, это если без осложнений, до 14 дней. Дыхательную гимнастику делать еще месяц.

Выводы

Пневмония – заболевание серьезное и не надо пытаться вылечить его самостоятельно, без медицинской помощи в стационаре, итог может быть плачевный.

Советуем почитать: Симптомы пневмонии у детей

Видео: Антибиотик при лечении воспаления легких — Доктор Комаровский

Источник

Студент должен знать

  • основные причины развития синдрома острой дыхательной недостаточности при
    острой пневмонии;
  • клинические проявления синдрома ОДН при пневмонии;
  • этапы диагностического поиска;
  • клиническая картина и критерии дифференциальной диагностики;
  • объем неотложной помощи пациентам на догоспитальном этапе при ведении
    пациентов с синдромом ОДН при пневмонии;
  • правила транспортировки и порядок госпитализации в стационар пациентов с
    пневмонией, сопровождающейся синдромом ОДН;
  • правила оформления медицинской документации.

Студент должен уметь

  • провести субъективное и объективное обследование пациентов при пневмонии на
    догоспитальном этапе;
  • определить степень тяжести пациента;
  • осуществить диагностику и сформулировать диагноз;
  • выбрать тактику фельдшера на догоспитальном этапе, включающую вызов
    специализированной бригады (при необходимости) и транспортировку пациента в
    стационар;
  • до прибытия спец. бригады и во время транспортировки выполнять
    лечебнодиагностические мероприятия, направленные на купирование симптоматики,
    профилактику и лечение осложнений;
  • обеспечить инфекционную безопасность пациента и мед. персонала;
  • оформить учетную и отчетную документацию.

Содержание темы

Основные причины развития синдрома острой дыхательной недостаточности при
острой пневмонии. Основные патологические факторы, лежащие в развитии
синдрома.

Основные диагностические критерии острой пневмонии:

  1. Остро развивающийся синдром общих воспалительных изменений:
    — повышение температуры тела;
    — чувство жара;
    — озноб;
    — изменение показателей крови;
  2. Синдром интоксикации:
    — общая слабость;
    — головная боль;
    — снижение аппетита;
  3. Синдром воспалительных изменений легочной ткани;
  4. Синдром вовлечения других органов и систем.

Основные диагностические критерии экссудативного плеврита:

  1. удушье возникает за счет сдавления части легкого и нарушения
    диафрагмального дыхания;
  2. наличие основного заболевания;
  3. резкое отставание пораженной половины в акте дыхания;
  4. асимметрия грудной клетки или выбухание межреберных промежутков;
  5. тупой перкуторный звук;
  6. ослабление дыхания и голосового дрожания;
  7. диагноз подтверждается рентгенологическим исследованием (интенсивное
    затемнение с косой верхней границей);
  8. для окончательного подтверждения диагноза — проведение плевральной
    пункции.

Оценка тяжести состояния пациентов с синдромом острой дыхательной
недостаточности при пневмонии. Алгоритм обследования пациента и постановки
диагноза. Этапы диагностического поиска: анамнез, физикальное обследование,
диагностические методы (возможные на ДГЭ). Дифференциально-диагностические
особенности данного синдрома при пневмонии.

Осуществление тактики, включающей вызов специализированной бригады (при
необходимости). До прибытия специализированной бригады и во время
транспортировки выполнение лечебно-диагностических мероприятий, направленных на
купирование симптоматики, профилактику и лечение осложнений.

Алгоритмы неотложной помощи пациентам с синдромом острой дыхательной
недостаточности. Заполнение основной медицинской документации. Транспортировка
и госпитализация пациентов с синдромом ОДН.

Источник

Пневмония у детей — острое инфекционное заболевание лёгочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или по физикальным данным, а также по инфильтративным или очаговым изменениям на рентгенограмме.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По условиям инфицирования пневмонии подразделяют на внебольничные и внутрибольничные. К внутрибольничным относят также пневмонии, развившиеся в течение 3 дней после выписки из стационара. Выделяют также пневмонии новорождённых, пневмонии у детей на ИВЛ, пневмонии у лиц с иммунодефицитными состояниями.

По клинико-рентгенологическим данным выделяют очаговую, очаговосливную, долевую (крупозную), сегментарную, интерстициальную пневмонии. Практически важно различать типичные формы: с чётким гомогенного вида очагом или инфильтратом на рентгенограмме, и атипичные: с не имеющими чётких границ изменениями на рентгенограмме.

По течению выделяют нетяжёлые и тяжёлые пневмонии. Тяжесть пневмонии обусловливают лёгочно-сердечная недостаточность, токсикоз иналичие осложнений:

□ плеврит;

□ лёгочная деструкция (абсцесс, буллы, пневмоторакс, пиопневмоторакс);

□ инфекционно-токсический шок.

Затяжное течение диагностируют при отсутствии обратной динамики процесса (обычно сегментарного) в сроки от 1,5 до 6 мес.

Диагностика

Возбудители пневмонии. Этиологический диагноз пневмонии при первом контакте обычно невозможен.

Клиническая диагностика пневмонии часто затруднена сходством симптоматики с другими респираторными заболеваниями, а характерные физикальные симптомы (укорочение перкуторного звука, локальные хрипы и изменения дыхания) выявляют менее чем у половины больных пневмонией детей. Надёжен рентгенологический диагноз, но проведение рентгенографии всем детям с ОРЗ не оправдано. Это послужило основанием для выработки алгоритма, резко повышающего вероятность выявления

пневмонии у детей с признаками ОРЗ (кашель и др.). К настораживающим и характерным для пневмонии симптомам относятся:

Температура тела выше 38 °С в течение 3 сут и более.

□ Температура тела ниже 38 °С позволяет снять диагноз (кроме детей первого полугодия жизни с хламидийной и пневмоцистной пневмонией, где основной симптом — резкая одышка и кашель).

□ Многие родители обращаются по поводу высокой температуры тела у ребёнка длительностью 1—2 дня. У таких детей пневмония вероятна при отсутствии обструктивного синдрома, одышки и физикальных симптомов, но при наличии токсикоза.

Одышка в покое:

□ >60 в минуту у детей до 2 мес;

□ >50 — от 2 мес до года;

□ >40 — от года до 5 лет).

Втяжения уступчивых мест грудной клетки (в отсутствие бронхиальной обструкции).

Бронхиальная обструкция с высокой вероятностью исключает типичную внебольничную пневмонию и встречается лишь изредка при атипичных формах и внутрибольничном заражении.

Стонущее дыхание (в отсутствие бронхиальной обструкции).

Цианоз носогубного треугольника.

Признаки токсикоза (больной вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение сознания, резкая бледность при повышенной температуре тела).

Стонущее дыхание, втяжение межреберий, цианоз, массивное укорочение перкуторного звука, как и выраженные признаки токсикоза, свидетельствуют о тяжести пневмонии.

Алгоритм диагностики пневмонии. Хотя бы один из трёх симптомов, определяемых на первом этапе, выявляют у 75% больных пневмонией детей и лишь у 10-15% больных ОРЗ без пневмонии детей. Учёт локальной симптоматики и асимметрии хрипов повышает выявляемость пневмонии до 95%. Применение данного алгоритма в амбулаторных условиях позволяет резко снизить гипердиагностику пневмонии, а также излишнюю госпитализацию и число

рентгеновских снимков у детей с ОРЗ.

Лечение

Антибиотики. Стартовую терапию пневмонии начинают незамедлительно. При сомнении в диагнозе у нетяжелых больных допустимо отложить начало лечения (при возможности быстро провести рентгенографию!). Выбор стартового антибиотика при внебольничной пневмонии зависит от предполагаемой формы заболевания и возраста больного.

Выбор стартового лекарственного средства при внебольничной пневмонии

Возраст, форма

Этиология

Стартовое лекарственное средство

Альтернатива

1-6 месяцев. Типичная (с инфильтративной или очаговой тенью)

E.coli, другие энтеробактерии, стафилококк, реже пневмококк и H. Influenzae типа b

Внутрь, в/в, в/м: амоксициллин + клавулановая кислота или ампициллин + оксациллин

В/в, в/м: цефалоспорины 2-3 поколений, ванкомицин или меропенем (меронем*)

1-6 мес

атипичная (с

диффузными

изменениями)

Chlamydia

trachomatis, реже

пневмоцисты,

Mycoplasma hominis,

Ureaplasma

urealyticum

Внутрь макролид:

азитромицин,

или мидекамицин

(макропен*), или

джозамицин, или

спирамицин

Внутрь: котримоксазол

6 мес — 15 лет

типичная

неосложнённая

(гомогенная

тень на

рентгенограмме)

Пневмококк

(+H. influenzae

бескапсульный)

Амоксициллин

или азитромицин

или другой макролид (при

непереносимости

лактамов)

Внутрь:

амоксициллин

+ клавулановая

кислота или

цефуроксим

в/м, в/в:

цефазолин или

цефуроксим

6 мес — 15 лет

атипичная

(негомогенная

тень)

Mycoplasma

pneumoniae,

Chlamydia

pneumoniae

Внутрь:

азитромицин или

другой макролид

Внутрь:

доксициклин (дети

старше 8 лет)

6 мес — 15 лет

осложнённая

(плеврит,

деструкция)

Пневмококк,

у детей до 5 лет

Н. influenzae

типа b, редко

стрептококк

В/м, в/в:

ампициллин или

цефазолин;

до 5 лет: амокси-

циллин + клавула-

новая кислота или

цефуроксим

В/в, в/м:

цефалоспорин

3-го поколения

или ванкомицин

■ При неосложнённых формах назначают пероральные антибиотики. При обеспечении нормального ухода и наблюдения за ребенком он может быть оставлен дома.

Детей первых 6 месяцев жизни с типичными пневмониями с высокой температурой тела лечат в стационаре. Стартовые ЛС должны подавлять как стафилококки, так и кишечную флору; при тяжёлых формах допустимо начинать лечение с цефтриаксона.

Для лечения атипичных пневмоний применяют макролиды или азалид азитромицин (например, сумамед*). При хороших условиях нетяжёлых больных (одышка менее 70 в минуту) можно лечить на дому.

У детей от 6 месяцев до 6 лет лечение нетяжёлых пневмоний можно проводить амбулаторно пероральными препаратами, но при тяжёлой форме обязательна госпитализация.

□ Комбинации антибиотиков (например, цефазолина с гентамицином), расширяющие антимикробный спектр, показаны при осложнённых формах и неясной этиологии.

□ Макролиды или азалид азитромицин назначают при подозрении на атипичную пневмонию (хламидийную, микоплазменную), допустима их комбинация с пенициллинами при неясном диагнозе.

У детей 6 от до 15 лет нетяжёлые пневмонии лечат на дому пероральными препаратами:

пенициллинами при типичной пневмонии;

макролидами при атипичной формах;

допустима их комбинация при неясной этиологии.

При осложнённой пневмонии госпитализация обязательна, стартовый антибиотик вводят парентерально.

Другие неотложные мероприятия. Помимо антибиотиков, при пневмонии важно соблюдение питьевого режима (1 л/сут и более), при необходимости гидратацию проводят перорально. При инфузии кристаллоидов более 50—80 мл/кг/сут возникает риск отёка лёгких. При дыхательной недостаточности обычно достаточно ингаляции кислорода. При нарушении микроциркуляции (мраморность кожи, холодные конечности при высокой температуре тела), которая часто сочетается с ДВС-синдромом, назначают

гепарин* (в/в капельно или п/к; 50-100 ЕД/кг каждые 6 ч) и инфузии реополиглюкина* (15—20 мл/кг/сут).

Инфекционно-токсический шок требует введения вазотонических средств:

эпинефрина (адреналина*) или фенилэфрина (мезатона*), высоких доз глюкокортикоидов, борьбы с ДВС-синдромом.

Другие мероприятия. Витамины вводят детям с неправильным питанием до болезни. Рекомендации к широкому назначению при пневмонии средств так называемой патогенетической терапии: иммуномодуляторов, «дезинтоксикационных», стимулирующих», «общеукрепляющих», вливаний плазмы, гамма-глобулина и т.д., как правило, не основаны на строгих доказательствах. Они не улучшают исход пневмонии, лишь удорожая лечение и создавая риск осложнений. Введение белковых препаратов оправдано при гипопротеинемии, препаратов крови — при падении концентрации

гемоглобина менее 50 г/л, железа — при сохранении анемии в периоде реконвалесценции.

Источник