Упражнение для уха при отите

Упражнение для уха при отите thumbnail

Упражнения для слуховой трубы могут пригодиться во время полётов на самолёте, дайвинге, быстрой езде на автомобиле. В таких ситуациях евстахиева труба не успевает быстро выровнять атмосферное давление и возникает болевой синдром.

Также гимнастику для слуховых труб применяют при различных заболеваниях, таких как: отит, тубоотит, евстахиит и других. Гимнастика улучшает кровообращение, подвижность барабанных перепонок и растяжение спаек.

Путешествия уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Отпуск, всегда такой долгожданный, и хочется провести его с максимальной пользой для душевного и физического здоровья. 

С развитием туризма нам стали доступны самые отдаленные уголки Земного шара — всего несколько часов на самолете, и перед нами открывается совершенно другой мир. 

Но увы. Порой, долгие перелёты связанные с резким набором высоты и с не менее утомительным снижением могут доставить массу неудобств нашему уху и слуховой трубе.

Наверное, многие из нас не раз сталкивались с неприятными ощущениями в ухе при взлете и посадке или при нырянии с аквалангом и при подводном плавании. Обычно про такое состояние мы говорим: «закладывает уши». 

Врачи-оториноларингологи объясняют данный феномен очень просто. Резкий перепад атмосферного давления вызывает прогиб барабанной перепонки во внутрь, так как организм не успевает выровнять давление и привыкнуть к новым атмосферным условиям. В результате, в слуховой трубе, среднем и внутреннем ухе возникает отрицательное давление и как следствие сильное перенапряжение.

Обратимся немного к терминологии. Вход и выход воздуха в среднем ухе осуществляется посредством слуховой (евстахиевой) трубы. Этот канал отдалённо напоминает стержень шариковой ручки. 

Длинна слуховой трубы взрослого человека колеблется от 6 до 8 см. Слуховая труба открывается в носоглотке небольшим отверстием окаймлённой лимфоидной тканью.

Из носоглотки слуховая труба уходит в самую середину черепа, поэтому рассмотреть и «пощупать» слуховую трубу не представляется возможным. Именно по этому, проблемы со слуховой трубой всегда решаются довольно долго и не просто.

Благодаря слуховой трубе, давление воздуха в среднем ухе выравнивается с атмосферным, в результате чего выравнивается и давление в барабанной перепонке.

Упражнения при перепадах атмосферного давления

В быту резкие и сильные перепады атмосферного давления могут возникнуть: во время полётов на самолёте, на аттракционах, быстрой езде на автомобиле, езде на скоростном лифте, быстром и не контролируемом погружении под воду. Именно в этих ситуациях евстахиева труба попросту не успевает быстро выровнять атмосферное давление, что приводит к заложенности уха и болевому синдрому.

При этом, если у человека есть такие сопутствующие заболевания как: искривление перегородки носа, хронический ринит, полипы полости носа, вероятность заложенности уха многократно возрастает.

1234.jpg

Что же делать, не прибегая к помощи доктора, которого не всегда и найдёшь в чужой стране, если Вы всё таки попали такую не приятную ситуацию?

Чтобы быстро восстановить внутриушное давление, Вам помогут несколько простых и весьма эффективных упражнений:

  • движение языком вперед-назад;
  • зевание;
  • движение нижней челюстью вправо-влево;
  • пустой глоток с закрытым ртом;
  • вдох одной ноздрей, выдох — другой, поочередно;
  • вдох с закрытым носом;
  • пользование жевательной резинкой.

Для многих профессий, связанных с частыми переменами атмосферного давления (пилоты воздушных судов, стюардессы, шахтеры, подводники) особенно важно, чтобы  механизм работы слуховой  трубы осуществлялся четко и без сбоев. 

Экипаж самолета

Чтобы «помочь» организму быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и обеспечить слаженную работу процессов в нашем ухе, рекомендуем проводить сеансы специальных упражнений, так называемую, гимнастику для слуховых труб, предложенную французскими коллегами – оториноларингологами:

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Дыхание

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, выдыхать медленно через рот, живот втягивается.
  2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, задержать дыхание, затем наклон вперед, руки расслабленно вниз, выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом,  (ноздри раздуты и напряжены), выдох через нос.
  4. Широко раскрыть рот-зевание. Затем глотание, т. е. смыкание  верхнего неба с задней частью языка.
  5. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  6. Широко раскрыть рот, глубоко дышать через рот.

«Подметание»

  1. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу в направлении маленького язычка.
  2. Открыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднимается на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
  3. То же самое, что и в п.2, но с закрытым ртом.

Язык

  1. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  2. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  3. Поставить кончик языка на передние зубы, упираясь в них, вытянуть переднюю часть языка.
  4. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).

Челюсти

  1. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  2. Движение нижней челюсти вправо-влево.
  3. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»). 

Губы, улыбка

  1. Вытянуть как можно дальше вперед трубочкой губы.
  2. Улыбка — губы и мышцы шеи напряжены, видны зубы.
  3. Чередовать 1 и 2.
  4. «Кривая» улыбка вправо-влево.

Надувание щёк

  1. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием. 
  2. Надувать поочередно левую и правую щеки.
  3. Надувать верхнюю губу.
  4. Втягивать щеки.
  5. Надувать щеки — втягивать щеки.
  6. Как можно шире открывать рот.

Можно так же проводить самопродувание слуховых труб с закрытым носом. Делать это нужно очень осторожно и обязательно при отсутствии какого либо отделяемого в носу (слизи, гноя и т.п.).

Так же можно пробовать пить и проглатывать обычную тёплую не газированную воду с закрытым носом. 

Эти упражнения можно повторять по 4-5 раз каждое, приблизительно 5-6 раз в день.

Если вы уже вернулись из поездки, заложенность уха сильная и ни как не проходит, пожалуйста, не тяните время и обратитесь к лор врачу. 

Диагнозы которые могут развиться в результате описанной ситуации называются: аэроотит, тубоотит, евстахеит, острый катаральный средний отит.

Мы вам обязательно поможем! И чем быстрее вы обратитесь, тем более быстрым и эффективным будет лечение!!! Это правда.

Не болейте, будьте здоровы и счастливы!

Всегда Ваш, Доктор Зайцев.  

Источник

Íà âîëíå ïîñòîâ ïðî òî, êàê æèâåòñÿ ëþäÿì ñ ðàçíûìè áîëåçíÿìè è îñîáåííîñòÿìè îðãàíèçìà, õî÷ó ðàññêàçàòü, êàêîâà æèçíü äàëåêî íå ïåíñèîíåðà ñ õðîíè÷åñêîé òóãîóõîñòüþ àæ 4 ñòåïåíè íà îáà óõà.

Êîãäà-òî ó ìåíÿ áûë ïðåêðàñíûé ñëóõ, íî êîãäà ìíå áûëî ëåò 9-10, ñòàëè çàìå÷àòü, ÷òî ÿ ÷àñòî ïåðåñïðàøèâàþ. Ïîøëè ê ËÎÐó, íàì ñêàçàëè ó âàñ àäåíîèäû â íîñó. Îíè èìåëè ìåñòî, íî íàñòîÿùàÿ ïðè÷èíà âûÿâèëàñü ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò, êîãäà ïîñòàâèëè âåðíûé äèàãíîç — õðîíè÷åñêàÿ äâóñòîðîííÿÿ ñåíñîíåâðàëüíàÿ òóãîóõîñòü. Íà òî âðåìÿ ìíå äàëè 2 ñòåïåíü, ñåé÷àñ ìíå 24 è ó ìåíÿ óæå 4-ÿ, òî åñòü äàëüøå óæå ãëóõîòà. Ïðè÷èíà — ïëîõàÿ ïðîâîäèìîñòü ñëóõîâûõ íåðâîâ.

Ïðåäûñòîðèÿ: ìíå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñäåëàëè èíúåêöèþ àíòèáèîòèêà ïåíèöèëëèíîâîé ãðóïïû, ïîñëå ÷åãî ÿ âåñü ïîøåë ñèíèìè ïÿòíàìè è ÷óòü íå îòúåõàë. Íî ýòî äàëî îòîòîêñè÷åñêèé ýôôåêò, ïðè÷åì ïðîÿâèëîñü âñå ñïóñòÿ ìíîãî ëåò, â ïåðèîä àêòèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, áëèæå ê ïåðåõîäíîìó âîçðàñòó. Ïî êðàéíåé ìåðå ýòó êàðòèíó ìíå íàðèñîâàë âðà÷ èç ìîñêîâñêîé êëèíèêè, è îíà âûãëÿäèò íàèáîëåå ïðàâäîïîäîáíîé.

Òàê ÷òî æå ÿ ñëûøó (áåç ñëóõîâûõ àïïàðàòîâ (ÑÀ))?  áàíàëüíîì ñìûñëå ÿ ñëûøó ìíîãî ÷åãî. À âîò êà÷åñòâî çâóêà…èç-çà ïëîõîé ïðîâîäèìîñòè ñëóõîâûõ íåðâîâ â ìîçã ïîñòóïàþò ïðèãëóøåííûå è ñèëüíî êîðÿâûå èìïóëüñû.  ðåçóëüòàòå íå óäàåòñÿ ðàçîáðàòü, ÷òî òåáå ãîâîðÿò,  ðå÷ü íàïîìèíàåò ìÿìëèíüå, íåïîíÿòíûé íàáîð çâóêîâ, èç êîòîðûõ ÿ ïûòàþñü âûñëóøàòü êóñî÷êè ñëîâ, ÷àñòü ðàçîáðàòü ïî ãóáàì, íó à ÷àñòü — ïî äîãàäêå. À åñëè ãîâîðÿò ñðàçó íåñêîëüêî ÷åëîâåê — âîîáùå áåç øàíñîâ ÷òî-òî ðàçîáðàòü. Òî åñòü íóæíî ïîéìàòü ñóòü òîãî, ÷òî òåáå ãîâîðÿò. Íåçíàêîìûå ëþäè î÷åíü ÷àñòî ïðèíèìàþò ìåíÿ çà òóïîãî, îñîáåííî åñëè ïîñòåñíÿòüñÿ è íå ñêàçàòü ñðàçó ÷òî òû íå ñëûøèøü (à ÿ èíîãäà ñòåñíÿþñü — ÿ âåäü íå äåä). Îáùàòüñÿ â òàêîì ðåæèìå — äàëåêî íå óäîâîëüñòâèå, ãîëîâà óñòàåò, è ïîòîì òû ñëûøèøü åùå õóæå. Íå óäîâîëüñòâèå ýòî è äëÿ ñîáåñåäíèêà, êîòîðîìó ïðèõîäèòñÿ îðàòü, äà åùå è ïîâòîðÿòü íå ïî ðàçó. È ÿ ýòî ïîíèìàþ, ïîíèìàþ ÷òî ëþäÿì òðóäíî ñî ìíîé ðàçãîâàðèâàòü è îíè íå õîòÿò ïî ýòîé ïðè÷èíå ñî ìíîé ãîâîðèòü, äàæå óáåãàþò èíîãäà, ïîýòîìó ãîâîðþ ÿ ñ êåì-òî òîëüêî ïî êðàéíåé íåîáõîäèìîñòè. Äàæå äîìà. Ñî ìíîé íèêòî íå õî÷åò ïîãîâîðèòü. Ïîæàëóé, ýòî ñàìîå îáèäíîå. Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå ó ìåíÿ íåò äðóçåé, íå ñ÷åñòü, ñêîëüêî ðàç êî ìíå ïîäõîäèëè (èëè ÿ ïîäõîäèë) ñ öåëüþ ïîáåñåäîâàòü, ïîçíàêîìèòüñÿ, íî ëþäè, ðàññóñîëèâ ÷òî è ê ÷åìó, êàæäûé ðàç èìåëè íà ëèöå ìûñëü «äà ÷åãî åìó ïîâòîðÿòü ñòîÿòü, ïîéäó âîí ñ Âàñüêîé ëó÷øå ïîáîëòàþ», è îíè øëè è îáùàëèñü ñ äðóãèìè ëþäüìè, à ÿ óæå áûë íå íóæåí. Ïîíà÷àëó ÿ öåïëÿëñÿ çà òåõ, êòî èçúÿâëÿë æåëàíèå ñî ìíîé îáùàòüñÿ, íî ëþäè áåçíàäåæíî óõîäèëè îò âñÿêèõ ðàçãîâîðîâ.

Òàê ÿ îïóñòèëñÿ íà ñàìîå äíî (à ìîæåò íàîáîðîò ïîäíÿëñÿ äî 90 óðîâíÿ?) â ïëàíå âåðáàëüíîãî îáùåíèÿ — êàê çàíÿòèå, êàê èñòî÷íèê ðàçâëå÷åíèÿ îíî ìíå áîëüøå íå íóæíî. Òî åñòü ÿ ãîâîðþ ñ êåì-òî «ïî äåëàì», à áîëòîâíÿ — íå äëÿ ìåíÿ, ÿ ïðîñòî ïðèâûê.Íàó÷èëñÿ îáõîäèòüñÿ áåç ýòîãî. Êîãäà êòî-òî ïîäõîäèò ïîáîëòàòü — âîñïðèíèìàåòñÿ ýòî êàê îáóçà, — íóæíî íàïðÿãàòü óøè è ìîçãè, ÷òîáû ïîéìàòü ñóòü ðàçãîâîðà, êîòîðûé íè÷åãî íå çíà÷èò. È âñå-òàêè âåðáàëüíîå îáùåíèå çàëîæåíî â íàñ ñ äåòñòâà, òàê êàê ìû, ëþäè, ñóùåñòâà ñîöèàëüíûå, è âðåìÿ îò âðåìåíè ÷óâñòâóåøü íåõâàòêó íåîáõîäèìîñòè ñ êåì-òî ïîãîâîðèòü. Òîãäà âêëþ÷àåòñÿ ôàíòàçèÿ, è òû âîîáðàæàåøü êàê îáùàåøüñÿ ñ æåëàåìûì ïåðñîíàæåì, ãîâîðèøü ñàì ñ ñîáîé «ïðî ñåáÿ», à èíîãäà è âñëóõ (íå íà ëþäÿõ êîíå÷íî). Êòî-òî ñêàæåò, ÷òî ìíå ïîðà â ïñèõóøêó, íî ÿ äóìàþ ýòî çàêîíîìåðíàÿ àäàïòàöèÿ ê ðåàëüíîñòè, è íà äàííûé ìîìåíò íå ñêàæó, ÷òî ìåíÿ ýòî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, íî ïî êðàéíåé ìåðå ÿ ýòèì óñïåøíî îáõîæóñü.

Ïî ïîâîäó ðàáîòû,ó÷åáû è ïðî÷åå…

Òàê êàê ÿ ãëîõ è ãëîõíó äàëüøå, òî ñòàíîâèòñÿ âñå òðóäíåå. 11 êëàññîâ è äâà ïåðâûõ êóðñà óíèâåðà çàêîí÷èë ñàì, íà óðà, ïîëüçîâàëñÿ îäíèì ñëóõîâûì àïïàðàòîì íà çàíÿòèÿõ. 3-4 êóðñ óæå òðóäíåå, ïåðåïèñûâàíèå ëåêöèé, áåñêîíå÷íûå ðàññïðîñû «÷å íàì çàäàâàëè», áëàãî åñòü ñîöñåòè, ãäå ìîæíî âñå íàïèñàòü è òåáå äîõîä÷èâî îòâåòÿò. Ñàìàÿ æåñòü — ìàãèñòðàòóðà. «ß ñâîæó è íèõðåíà íå ñëûøó, íèõðåíà» (ñ) Ôðýíêè Óàèëä))). Ñëûøàë 50% ëåêöèé, è ýòîò øëàê ïèñàë â êà÷åñòâå ëåêöèè)) Ê òîìó âðåìåíè ÿ âñå ðàâíî óæå ïîíÿë, ÷òî íà ëåêöèÿõ íè÷åãî íóæíîãî è âàæíîãî íå ãîâîðÿò, òîëüêî âîäîé ïîëèâàþò. Áîëüøå âñåãî ìó÷àëñÿ ñ äèïëîìíîé ðàáîòîé, çàêîí÷èâ â èòîãå ñ êðàñíûì äèïëîìîì (òîëüêî çà÷åì îí ìíå — ÕÇ). Õîðîøî, ÷òî åñòü íîðìàëüíûå ëþäè, ãîòîâûå âñåãäà ïîìî÷ü.

Ñ ðàáîòîé áåäà.  21 âåêå áîëüøèíñòâî ðàáîòû ñâÿçàíî òàê èëè èíà÷å ñ ðàáîòîé ñ ëþäüìè. Áåç òåëåôîíà íå îáõîäèòñÿ äàæå êóðüåð ñ ïðîäàâàíîì (ïî òåëåôîíó ÿ ïîñëåäíåå âðåìÿ íå ãîâîðþ äàæå ñ ðîäíûìè — áåñïîëåçíàÿ òðàòà âðåìåíè, ïðîùå íàïèñàòü â ìåññåíäæåðå), ïîýòîìó íèêòî íèêóäà áðàòü íå õî÷åò. Âñïîìèíàþ êàê ÿ áûë íà ñîáåñåäîâàíèè íà äîëæíîñòü äâîðíèêà, òàê ãëàâíûå óìû â ëèöå íà÷àëüíèêîâ, çàìîâ è ïðî÷èõ ñòîÿëè âñå âìåñòå ðåïó ÷åñàëè «×¸ æå, áðàòü ïàðíÿ òî èëè íå áðàòü, íå ñëûøèò âåäü). ÄÂÎÐÍÈÊÎÌ ¸ìà¸! ×åãî ìíå òàì ñëóøàòü, òî? Ìåòëó ÷òî-ëè? Âèäèìî «Ìóìó» íå ÷èòàëè.  èòîãå çäðàâûé ñìûñë ïîáåäèë è ìåíÿ âçÿëè. Ïîòîì ÿ äîëãî áîëòàëñÿ áåç ðàáîòû, áûëî ìíîãî «ìû âàì ïåðåçâîíèì» (çà÷åì âîîáùå çâîíèòü ãëóõîìó?), â èòîãå óñòðîèëñÿ â êîíòîðó, ãäå è ñèæó äî ñèõ ïîð íà ìèíèìàëêå. Î ïîâûøåíèè â äîëæíîñòè ðå÷è íå èäåò, ðàáîòà ñ òåëåôîíîì, ó÷àñòèå â ñîâåùàíèÿõ, çàñåäàíèÿõ è ïðî÷åå…

Ïî ïîâîäó ÑÀ. Ñåé÷àñ ó ìåíÿ óæå ïÿòûé è øåñòîé (ò.å. íà îáà óõà), ïîìîãàþò ëèøü îò÷àñòè. Äåëî â òîì, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ïîäîáðàòü ÑÀ íåâîçìîæíî, è ÷åëîâåê óõîäèò èç ñàëîíà ÑÀ áåç íàäåæä ÷òî-ëèáî íîðìàëüíî óñëûøàòü â ñâîåé æèçíè. Ó ìåíÿ ñëó÷àé íà ãðàíè òàêîãî. ß ñëûøó âûñîêèå ÷àñòîòû íà óðîâíå íîðìû, à ïðîâàë ó ìåíÿ â òåõ ÷àñòîòàõ, íà êîòîðûõ êàê ðàç ãîâîðèò ÷åëîâåê (îñîáåííî íèçêèé ìóæñêîé ãîëîñ). Ïîýòîìó, åñëè ïîäòÿíóòü ýòè ÷àñòîòû ïðè íàñòðîéêå ÑÀ, òî âûñîêèå ÷àñòîòû áóäóò óæå íåâûíîñèìî ãðîìêèìè. Êàêîé-òî êîìïðîìèññ íàøëè, ãî àïïàðàòû íå ïîìîãàþò íà âñå 100%. Ñ íèìè ÿ ñëûøó ïðîöåíòîâ 60 òîãî, ÷òî ìíå ãîâîðÿò, åñëè íàïðÿãàòüñÿ. Íîøó òîëüêî íà ðàáîòå, îäåâàþ íà ëþäÿõ, åñëè òðåáóåòñÿ ïîãîâîðèòü. ÑòÎÿò îíè 50 òûñ. ðóáëåé çà êàæäûé. Óøè îò íèõ ÷åøóòñÿ íåâûíîñèìî, â óøàõ îòïîòåâàåò, âñ¸ ýòî ÷àâêàåò, õëþïàåò, ïîñòîÿííûé ñðà÷ â óøàõ, çàáèâàíèå òðóáî÷åê, â îáùåì, ïðèâûêíóòü íåâîçìîæíî, ÷òî áû íå ãîâîðèëè âðà÷è è êàêèå áû ñ÷àñòëèâûå ïëàêàòû íå âèñåëè â ñàëîíå ÑÀ.

Ñïàñèáî âñåì, êòî äî÷èòàë, âñåì çäîðîâüÿ, è ïîáîëüøå!

Источник

Продувание слуховых трубПродувание слуховых труб – эффективный метод выравнивания внешнего и внутреннего давления на барабанную перепонку. Физиотерапевтические манипуляции позволяют устранить местные проявления таких ушных заболеваний как туботимпанит (евстахиит), катаральный и диффузный отиты. Основная цель совершения процедуры – ликвидация ощущения заложенности ушей и предупреждение разрыва барабанной перепонки.

Для нормализации давления внутри уха необходимо восстановить проходимость евстахиевой трубки. Именно она выполняет вентиляционную функцию, сообщая ушную полость с носоглоткой. На уровне задней стенки ротоглотки слуховой канал заканчивается односторонним клапаном, который называется трубным валиком. Он открывается только при зевании и глотании, что способствует перенаправлению воздушных масс в барабанную полость и, соответственно, выравниванию внешнего и внутреннего давления на ушную перепонку.

Цель продуваний

Совершая продувание уха в домашних условиях, можно устранить ощущение заложенности и переливания жидкости в полости среднего уха. Причинами возникновения дискомфортных ощущений чаще всего являются:

  • отиты;
  • баротравмы;
  • аллергические реакции;
  • закупорка слухового канала серной пробкой;
  • воспалительные процессы в слизистых ЛОР-органов;
  • резкая смена давления при погружении под воду, взлете на самолетах.

В результате просвет в слуховом канале, сообщающем ухо с носоглоткой, сильно сужается. Это ведет к нарушению вентиляционной функции евстахиевой трубки и возникновению отрицательного давления в ушной полости. Внутри органа слуха постоянно происходит поглощение кислорода тканями слизистых оболочек. По этой причине в нем создается низкое давление, которое заставляет ушную перепонку втягиваться в полость среднего уха.

Перепады давления и закупорка ушного канала ведет к скоплению серозных выпот в ухе, что является одной из основных причин возникновения ощущения переливания жидкости в органе слуха.

Правильно выполненное продувание слуховых труб в домашних условиях приводит к увеличению в них просвета и восстановлению дренажной и вентиляционной функций.

Показания к применению процедуры

Прежде чем прибегать к выполнению физиотерапевтической процедуры, следует проконсультироваться со специалистом. Неправильные манипуляции могут стать причиной возникновения серьезных баротравм,Показания к применению вплоть до разрыва ушной перепонки. Кроме того, совершать продувания не рекомендуется при мирингите, т.е. воспалении барабанной мембраны. Резкое изменение давления может привести к возникновению болей и воспалительных процессов во внутреннем ухе.

Совершать манипуляции по восстановлению давления можно при наличии следующих симптомов:

  • ощущение наполненности в ушах;
  • сильное снижение слуха;
  • заложенность ушей;
  • постоянное «щелканье» в голове;
  • нарушения в координации движений.

При наличии серьезных ушных заболеваний продувание совершают в амбулаторных условиях с помощью специального катетера или прибора Политцера.

Вышеперечисленные признаки в 90% случаев свидетельствуют о скоплении жидкости в ушной полости и, соответственно, закупорке слухового канала. Однако следует учесть, что результативность от проведения манипуляций зависит от частоты и правильности выполнения специальных упражнений.

Методы продувания

Как продуть уши в домашних условиях? Существует не менее 10 методик самостоятельного продувания слуховых труб. Большинство из них были разработаны для предотвращения баротравм у профессиональных водолазов, подводников, пилотов и т.д. Многие из них можно использовать в качестве дополнительного физиотерапевтического лечения ушных заболеваний и последствий отита.

Важно! Категорические не рекомендуется совершать продувания при наличии инфекционных процессов в носоглотке. Это может стать причиной попадания патогенов в полость среднего уха, что чревато развитием гнойного отита.

Для открытия устья слухового канала и восстановления нормального давления внутри уха могут использоваться:

  • маневр Вальсальвы – выдыхание воздуха при закрытом носе и рте;
  • техника Лоури – глотания при заблокированных ноздрях и закрытом рте;
  • маневр Френзеля – применение языка в качестве нагнетателя воздуха в полость носа и рта;
  • техника Отовента – продувание ушных каналов с помощью баллона воздуха, нагнетаемого специальной грушей;
  • маневр Эдмондса – выдыхание с параллельным выдвижением нижней челюсти при заблокированном носе и рте;
  • техника Тойнбри – имитация проглатывания воды при заблокированных ноздрях.

Методы продувания

Большинство вышеперечисленных техник не требуют использования специальных приспособлений. Однако для достижения желаемых терапевтических результатов важно правильно выполнять физиотерапевтические манипуляции. Ниже описаны самые простые, но эффективные способы восстановления нормальной проходимости слуховых каналов.

Метод Вальсальвы

Метод Вальсальвы – один из самых простых способов продувания ушных каналов, который используется для купирования местных проявлений туботимпанита и катарального отита. Для осуществления техники необходимо сделать глубокий вдох и, прижав ноздри к носовой перегородке, сделать выдох через нос.

Важно! Нельзя делать резкий выдох во время процедуры, поскольку это может привести к повреждению отделов внутреннего уха.

Выполнение техники Вальсальвы способствует нагнетанию воздуха в носоглотку, благодаря чему он проникает в слуховой канал. Это способствует увеличению просвета в евстахиевой трубке и оттоку жидкости из среднего уха. Однако следует учесть, что продувание ушей в домашних условиях может стать причиной возникновения следующих осложнений:

  • повреждение ушного лабиринта при резком и сильном выдохе;
  • инфицирование среднего уха при попадании патогенов в носоглотку;
  • разрыв ушной перепонки при создании высокого внутреннего давления.

Перед выполнением физиотерапевтической процедуры желательно очистить носовые ходы от слизи. Чтобы предотвратить проникновение болезнетворной флоры в слуховой канал нужно промыть нос солевым раствором.

Техника Тойнбри

Техника основана на нагнетании воздуха в евстахиеву трубку не при форсированном выдохе, а при глотании. В момент проглатывания слюны происходит расширение устья слухового канала. При отекании слизистойТехника Тойнбри носоглотки в ротовой полости повышается давление воздуха, который проникает в барабанную полость и тем самым восстанавливает нормальное давление на ушную перепонку.

Как делать самопродувание ушей? Чтобы устранить заложенность и тяжесть в голове, необходимо проделать следующее:

  1. прижмите ноздри к носовой перегородке;
  2. наберите в рот небольшое количество воды;
  3. сглотните воду.

Процедуру нужно повторять до тех пор, пока в ушах не возникнет щелчок, сигнализирующий о выравнивании внутреннего и внешнего давления. Этот метод продувания ушных трубок является одним из самых безопасных, поэтому может использоваться для устранения симптомов отита у детей от 5 лет.

Метод Отовента

Метод Отовента – домашний аналог методики продувания ушных трубок по Политцеру. Для совершения процедуры нужно приобрести в аптеке так называемый баллон «Отовента». Простое устройство представляет собой воздушный шарик с пластиковым наконечником, который вводится в ноздрю для продувания евстахиевой трубки. Во время выполнения процедуры риск критического повышения давления внутри уха практически отсутствует, что обусловлено высокой эластичностью используемого шара.

Чтобы устранить заложенность и нормализовать отток жидкости из уха физиотерапевтические манипуляции желательно совершать ежедневно на протяжении 4-5 дней. Как продуть ухо в домашних условиях?

  • прижмите одну ноздрю к носовой перегородке;
  • вставьте во вторую ноздрю наконечник баллона «Отовента»;
  • сделайте вдох и попытайтесь надуть носом шарик;
  • аналогичные манипуляции проделайте со второй ноздрей.

Об успешности выполнения техники будет сигнализировать характерный щелчок в ухе.

Тренировка мышц

Большинство людей неправильно выполняют самопродувание, что обусловлено неумелым управлением носоглоточными мышцами. Чтобы взять под контроль мышцы неба, носоглотки и надгортанника, следует выполнять несколько простых упражнений. К числу самых эффективных из них относятся:

  • контроль надгортанника: наберите небольшое количество воды в рот и, запрокинув голову, полощите горло, стараясь не проглатывать воду;
  • Тренировка мышцостановка воздуха на выдохе: широко открыв рот, сделайте неглубокий выдох так, чтобы воздух не вышел из трахеи, т.е. постарайтесь выдохнуть в «закрытое горло»;
  • гортанные звуки: сделайте выход в «закрытое горло», после чего выпустите небольшое количество воздуха, открыв надгортанник (о правильности выполнения упражнения будет свидетельствовать шипящий звук).

Вышеописанные упражнения желательно делать по 3-4 раза в день до тех пор, пока пациент не почувствует полного контроля над мышцами мягкого неба и надгортанника. Умение управлять мышцами носоглотки повышает эффективность выполнения процедур по продуванию слуховых трубок минимум на 30-40%.

Автор: Гусейнова Ирада

Источники: medscape.com, health.harvard.edu,
medicalnewstoday.com.

Источник