Урок обж первая помощь при ожогах и при обморожении
Тема: Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.
Приветствие: Добрый день ребята. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы сегодня с вами будем узнавать много интересного и нового.
А сейчас сядьте правильно, расправьте плечи. Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровни груди ладонями вверх. Закройте глаза и представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко, которое дарит вам свое тепло, энергию для работы и хорошее настроение. Сделайте глубокий выдох. Думаю вы все положительно настроены на урок. Начнем.
1 минута.
1.Выведение темы урока.
Каждый возьмите лист А4 который лежит у вас на парте, это ваша инструктивная карточка на урок, подпишите их. Класс ФИО. Здесь задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Все задания выполняем на этих листочках.
На карточке есть первое задание, которое вам необходимо выполнить.
Задании1.
Из предложенного списка характеристика кожи выберете, что относится к эпидермису, а что относится к собственно коже: ( при этом подумайте все ли характеристики кожи относятся либо к эпидермису, либо собственно коже)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ
Содержит пигмент меланин А) Эпидермис
Состоит из ороговевших клеток
Вызывает ожог и обморожения Б) Собственно кожа
Содержит потовые и сальные железы
Содержит рецепторы и кровеносные сосуды
Что лишнего вы нашли в ответе?
Вызывает ожог и обморожения это лишняя характеристика.
(ответ АА-ББ)
А теперь выполняем второе задание:
Задание 2.
Вычеркните в ниже записанных словах все буквы а,л,к и прочитайте что у вас получилось:
аапкааолмкаощллкаь
паркиалла
оакжаоллгккеаа
каик
кокаблкалмлолараколккажаеланклиаикал
помощь при ожоге и обморожении
Что у вас получилось? Значит какую тему мы с вами будем изучать?
( говорят дети – спрашиваю того кто поднимает руки)
Напишите на ваших карточках сегодняшнее число и тему урока. ( написать и на доске.
З минуты
2. актуализация знании:
Ребята скажите пожалуйста, а что такое обморожение и ожог? ( послушать нескольких, конкретно тот кто поднимает руки).
А какие бывают ожоги и обморожения?( если есть ответы слушаем, если нет продолжаем)
Я вижу что вы затрудняетесь с ответами, поэтому мы с вами выполним третье задание в ваших карточках. (или если есть ответы, сказать вы молодцы, но а для того чтоб еще раз вспомнить все что вы знаете и систематизировать ваши знания) Данный вид работы является одним из задании огэ по биологии, географии, истории, обществознанию – работа с текстом.
Задание 3
Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос. Каждый в своих карточках.
Текст обморожения.
Текст ожоги.
У нас семь групп поэтому семь разных вопросов.
Стол№1,2,3 работают с текстом обморожения.
Стол№4,5,6,7 работают с текстом ожоги.
Текст обморожения.
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза). К обморожению на морозе приводят: тесная и влажная одежда и обувь; вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела; одежда по не погоде; алкогольное опьянение. Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения: I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри. III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым. IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
1стол. Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза).
2 стол. Причины обморожения?
К обморожению на морозе приводят:
Тесная и влажная одежда и обувь;
Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела;
Одежда по не погоде;
Алкогольное опьянение;
3 стол . Степени обморожения и их признаки?
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым.
IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
Текст Ожоги.
Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды. Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение. Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов. Ожоги бывают разной степени: 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи; 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью; ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности; 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
4 стол. Что такое ожог? Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.
5стол. Причины ожогов кожи? Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение.
6 стол. Типы ожогов и их причины? Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов.
7 стол .Степени ожогов? Ожоги 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.
Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.
Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.
Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
На выполнение задания 2 минуты.
Задание 4
Теперь работаем в группах (объяснить работу с менеджметом).
Вам необходимо по очереди прочитать ответ на ваш вопрос. У вас в ваших группах у всех один вопрос. Отвечать начинает участник №1далее 2.3 и4.. На выполнение задания 1 минута. (Структура Раунд робин- задаем вопрос, ученики по очереди отвечают на данный вопрос, учитель объявляет номер ученика который начинает отвечать.)
Задание 5
Теперь ваши вопросы и ответы необходимо озвучить всем нам. Из вашей группы участник №2 читает вопрос, а участник №3 отвечает. Для этого встаем. Громко чтоб все ваши ответы услышали.
Начинает стол1 и так все семь. Семь групп на каждую группу 1-2 минуты итого 15 минут.
Молодцы у вас все хорошо получается. Пришло время и немножко отдохнуть.
Физминутка
Все встаем ,пожалуйста. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение , эти же упражнения вы можете делать и на холоде, на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
Если замерзают руки сжимайте и разжимайте пальцы рук.
При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
3 этап изучение темы:
Ребята что такое ожоги и обморожения, причины, их степени и типы мы с вами повторили.
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
А как же оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, чтоб ответить на этот вопрос мы в карточках выполним следующее задание.
Задание 6
Вам предлагаются несколько утверждений, ваша задача в колонке таблицы с названием до поставить + если вы согласны с утверждением, а если нет -. Третья колонка пока пустая, вы там ничего не пишите.
1. Прочтите утверждения.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение задания 2 минуты.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
4. Давайте просмотрим видео ролики. 5 минут
5. Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».
Теперь давайте с соседом по плечу поменяемся листочками и проведем взаимопроверку, правильно вы выполнили задания после.
Правильные ответы на экране.
.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
_
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
_
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
+
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
+
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
_
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
+
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
+
Поставим соседу оценку:
«5»- все ответы правильные (7 баллов)
«4»- правильных ответов 6,5
Если у вас только 4 и менее правильных ответа оценку пока мы не поставим, это новая тема и к следующему уроку вы все еще раз повторите.
Кто получил «5» ….; «4»…..,
На выполнение задания после видео 2 минуты
4 этап .закрепление изученного материала:
Ситуационные задачи. Работа в группах.
Задача 1. Во время прогулки я нашел неизвестный баллончик. Мне стало интересно, и я бросил его в костер. Баллончик взорвался, огонь опалил мне руки. На руках появились волдыри, было очень больно. (ожог второй степени)
Задача 2. Я катался на лыжах. Дул сильный ветер, шел мокрый снег. У меня промокли варежки. Сначала руки замерзли, появилась небольшая боль и покалывание. Потом кожа на пальцах побледнела. (Обморожения, первой степени.)
задача 1 стол №1,3,5,7
задача 2 стол №2,4,6
Задание 7
Прочитайте задачу и выполните задания в группе
1. определить тип и степень повреждения кожи.
2. вспомнить, как можно оказать помощь и какие нужны для этого средства из аптечки
3. участнику группы №4 подойти и выбрать из аптечки, что вам нужно для оказания помощи.
4. в этой же карточке описать план как вы будете оказывать помощь, и показать какие средства будете использовать.
5. подготовиться к устному выступлению
На выполнение задания 3 минуты.
Задание8. Выступление 2 групп, по каждой задаче, одна группа, но если другая группа не согласна послушать и их.
Первая помощь при обморожении .
Прекратить воздействие холода на кожу, отвести в тепло.
Если обморожение не сильное первой степени можно участок растереть , а если 2,3,4 степени накладываем сухую, стерильную повязку.
3. Дать горячее питье.
4. Если обморожения сильное обязательно госпитализация.
Нельзя растирать снегом, льдом, маслом, спиртом.
Первая помощь при ожоге
1.Прекратить воздействие на кожу того что вызвала ожог
2.При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.
3.Наложить асептическую повязку.
4.Дать обезболивающие.
5.При ожогах 3 и 4 степени госпитализация.
Нельзя протирать спиртом, маслом, льдом, покрывать ватой.
Выступление на все группы 3 минуты
Д/З.Молодцы на уроке вы отлично поработали. А дома вам необходимо выполнить следующее задание: повторить еще раз , все то что мы изучали, а также подумать над вопросом и написать в тетрадях. Участники №1и 3 профилактикаобморожении; Участники 2 и 4 профилактика ожогов. ( написать на доске)
Возвращаемся к нашим карточкам, где вы найдете последнее задание, с названием рефлексия. После выполнения задания, ваши карточки со всеми выполненными заданиями вы сдаете мне. Я их проверяю и возвращаю вам, через вашего учителя.
Задание 9 Этап рефлексия.
Ребята спасибо вам за урок. Мне было очень хорошо и комфортно работать с вами, Желаю вам дальнейших успехов. Урок окончен.
Источник
Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- ОБЖ
- Уроки
- Первая помощь при ожогах и обморожениях
Цели занятия: 1.Изучить классификацию ожогов, обморожений их причины и признаки.
2. .Научиться оказывать первую помощь при ожогах и обморожении кожи.
Оборудование: ноутбук, проектор
Тип занятия: комбинированный
Содержание:
- Организационный момент (2)
- Актуализация знаний (5)
- Сообщение нового материала (10)
- Физминутка (8)
- Закрепление (15)
- Итог занятия (5)
Ход занятия:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
На прошлом занятии мы с вами начали изучать медицину.
Сегодня мы поговорим о повреждениях кожи, а именно: как наша кожа реагирует на высокие и низкие температуры, какие ожоги бывают, какие различают степени ожогов и обморожений. Познакомимся, как оказать первую помощь при повреждениях кожи.
3.Сообщение нового материала
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
Поэтому наша задача сегодня научиться быстро и главное правильно оказывать помощь в таких ситуациях.
1) Познакомимся с понятием «Ожог», классификацией и степенями ожогов ( Презентация «Ожог»)
В тетради сделайте краткие записи.
2) Следующее распространённое повреждение кожи — «Обморожение».
( Презентация «Обморожения»)
4.Физминутка
5.Закрепление
Сейчас вам необходимо вспомнить, повторить, что вы увидели, услышали.
Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой.
По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.
По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.
- Тест «Первая помощь при повреждениях кожи»
Читайте внимательно вопрос и выберите верный ответ.
Тестовое задание к занятию «Первая помощь при повреждениях кожи»
1. Ожог возникает при:
а) воздействии низких температур; б) воздействии огня; в) ушибах. Ответ:____
2. Если появились волдыри в результате ожога, то необходимо:
а) не трогать ; б) проколоть; в) смазать кремом. Ответ:____
3. Обмороженный участок кожи необходимо :
а) растереть снегом; б) растереть тканью; в) обложить льдом. Ответ:_____
4. Повязка при ожоге должна быть:
а) лёгкая, асептическая; б) согревающая; в) тугая, фиксирующая. Ответ:____
5. При обморожении пострадавшего нужно:
а) оставить в покое, ждать врача;
б) приложить холодный компресс и дать прохладное питьё;
в) обеспечить тепло и дать горячее питьё. Ответ:____
6. Какая степень обморожения и ожога самая тяжёлая?
а) I ; б) II ; в) IV ; г) III . Ответ:______
6.Итог занятия
Что вы узнали нового?
Чему научились?
Пригодятся ли полученные знания и умения вам в жизни?
Первая помощь при обморожениях
- Растереть сухой тканью.
- Поместить в тёплую воду.
- Растереть спиртом.
- Наложить теплоизолирующую
повязку.
- Дать горячее питьё.
- Предложить обезболивающее.
- Вызвать врача или доставить в
больницу.
Первая помощь при ожогах
- Устранить поражающий фактор.
- Охладить водой
( для ожога I – II ст.) .
- Наложить асептическую повязку.
- Обеспечить охлаждение поверх
повязки.
- Предложить обезболивающее.
- Предложить прохладное питьё.
- Вызвать врача или доставить в
больницу.
Просмотр содержимого документа
«Первая помощь при ожогах и обморожениях »
Предмет: ОБЖ
Категория: Уроки
Целевая
аудитория: 4 класс
Автор: Пономаренко Валентина Николаевна
Дата: 16.06.2014
Номер свидетельства: 105904
Источник
Урок 28
Тема: Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении
Цель: предполагается, что к окончанию урока в результате деятельности учащиеся будут знать:
• понятия «обморожение» и «переохлаждение»;
• причины обморожения и переохлаждения;
• признаки обморожения и переохлаждения;
• о мерах по предупреждению обморожения и переохлаждения;
• о мерах оказания помощи при обморожении и переохлаждении;
уметь:
• правильно действовать для обеспечения собственной безопасности в сильный мороз.
Задачи личностного развития:
• способствовать развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности; умений учащихся привлекать личный опыт при изучении темы; обогащению словарного запаса;
• содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации.
Ход урока
I. Организационный этап.
— Ребята, вы любите сказки и разные истории? (Ответы.) И я люблю, потому что каждая из них со смыслом и всегда нас учит уму-разуму, преподносит жизненный урок. Хотите услышать, что мне рассказал доктор Витаминкин? Тогда аккуратно и правильно сидите, внимательно слушайте и будьте готовы к работе. Готовы?
П. Повторение изученного материала.
1. Анализ ситуации.
— Послушайте историю от доктора Витаминкина.
Однажды жарким летним днем Саша с друзьями встретился во дворе.
— Не тепловато ли оделся? — заметили друзья. Но мальчик ответил, что он себя прекрасно чувствует. Сначала ребята играли в догонялки, затем в футбол. Вдруг Коля почувствовал головокружение, перед глазами замелькали звездочки. Мальчик присел на траву.
— Что-то мне нехорошо и очень хочется пить.
— Да у тебя лицо покраснело. Смотри, кровь из носа пошла!
— Сейчас вызовем врача.
— Что случилось с мальчиком? (Получил солнечный удар.)
— По каким признакам вы поняли, что это солнечный удар?
— Как бы вы поступили на месте ребят?
2.Игра «Верители вы, что…».
— А теперь ответьте на вопросы игры «Верите ли вы, что…». Отвечая, дайте обоснованный ответ. Итак, верите ли вы, что…
• тепловой удар и солнечный — это одно и то же?
• солнечные ожоги опасны?
• люди не могут себя обезопасить от солнечных лучей в жаркую погоду?
• младшие школьники тоже могут оказать помощь при солнечном ударе?
III. Сообщение темы и цели урока.
— Сейчас с жаркого лета перенесемся в морозную зиму. Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать.
Злой мороз
Нынче поутру мороз А мороз не унимается,
Ухватил меня за нос. И за ушки принимается,
А потом щипнул за пятку, И за щечки кусь да кусь,
Холодком заполз в перчатку. Только слышно хрусть да хрусть.
Пробежался по спине. Расхрабрился, затрещал,
Стало очень зябко мне. А я взял да убежал.
И. Золотухина
— Напомните, что делал мороз.
— Интересно, как это мороз может «ухватить за нос», «щипать за пятку», «заползти в перчатку», «пробежать по спине», и какие последствия для человека от таких действий мороза. Можно ли от этого уберечься? Если да, то как? А если пострадаем от мороза, можно ли как-то себе помочь? На все эти вопросы сегодня вы получите ответы. А тема урока звучит так «Меры оказания первой помощи при обморожении и переохлаждении». Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться? Какая цель урока? (Учитель дополняет ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1.Словарная работа.
— Зима прекрасная, но и коварная пора года. Выйдя на улицу в морозную погоду нужно быть постоянно начеку. Вы в этом убедились, когда слушали стихотворение, да и из своего опыта знаете тоже, что мороз не любит, когда люди не соблюдают определенные правила, тогда он доставляет им неприятности в виде обморожения и переохлаждения организма. Что же это такое? Продолжите: обморожение — это… (Ответы.) А теперь загляните в словарь и прочтите формулировку данного понятия (с. 96). (Обморожение — повреждение тканей (кожи) организма под воздействием холода.) А что же тогда переохлаждение? Ваши ответы. (Пауза.) Теперь загляните в словарь. (Переохлаждение — это общее состояние человека, при котором нормальная температуры тела падает до +35 °С и ниже под воздействием холода.)
2.Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (03:56—05:04, продолжительность 01:08).
— Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже 10—20 °С мороза. Обморожению способствует длительное пребывание на улице, высокая влажность воздуха и сильный ветер.
— Какие части тела часто подвергаются обморожению? (Ответы.)
— А теперь внимание на экран.
— При каких погодных условиях можно обморозиться? (При сильном морозе, а также при высокой влажности воздуха: чем она выше, тем легче обморозиться.)
— Какие части тела чаще всего подвергаются обморожению? (Щеки, уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.)
— Почему? (Все тепло концентрируется на жизненно важных органах, а этим частям тела не хватает тепла.)
3.Работа с текстом (карточка).
Учащиеся, не прочитав текст, пробуют ответить на вопрос учителя. После своего ответа, читают интересующуюся информацию и, если надо, дополняют сказанное.
— Мы узнали, какие части тела и почему подвергаются обморожению. Можем ли мы защитить их с помощью правильно подобранной одежды? Ответы на мои вопросы найдете в тексте, который есть у вас на партах.
Для того, чтобы предотвратить обморожение ушей, пальцев на руках и ногах, ступни ног и кисти рук, нужно чтобы одежда и обувь были не столько красивыми, сколько теплыми и удобными.
Начнем с головного убора. Теплая меховая шапка должна быть по размеру головы, закрывающая уши.
В чем лучше согреются пальчики: в перчатках или варежках? Отдать предпочтение нужно варежкам, так как они хорошо согревают руки за счет самих пальцев, которые находятся плотно друг к другу. Самые теплые варежки из шерсти с ворсом, выдерживают мороз в -15 «С Но для игры они не годятся, так как быстро впитывают влагу и покрываются льдом. А вот варежки, пошитые из непромокаемого синтетического материала и утепленные синтепоном или подкладкой из меха, подходят и для прогулок, и для игр.
Обувь должна быть с толстой подошвой, теплой, влагоотталкивающей, а также быть на размер больше. Это надо для того, чтобы не нарушилось кровообращение и небольшая прослойка воздуха между поверхностью ступни и обуви способствовало сохранению тепла.
Верхняя одежда должна быть теплой, непромокаемой и чуть свободной, чтобы сохранялась прослойка воздуха между одеждой и верхней одеждой, что будет способствовать сохранению тепла.
Для носа и щек одежды не существует, но эти части тела можно прикрыть шарфом или поднятым воротником, а также руками, конечно же, в варежках. Можно также воспользоваться специальным жирным кремом для рук и лица.
— Какой должны быть одежда и обувь? (Ответы.) Что об этом сказано в тексте?
— Какой должна быть шапка? (Ответы.) Найдите ответ в тексте.
— Что лучше выбрать для защиты пальцев: варежки или перчатки и почему? (Ответы.) Зачитайте третий абзац. Что узнали нового?
— Какой должна быть зимняя обувь, чтобы не пострадали пальцы и ступни ног? (Ответы.) Что об этом сказано в следующем абзаце? (После чтения.) Что узнали?
— Какой должна быть верхняя одежда? (Ответы.) Прочтите об этом в тексте.
— Можно ли защитить от обморожения нос и щеки? Как вы это делаете? Что сказано об этом в тексте?
— Запомните: через вашу голову, руки и ноги идет наибольшая теплоотдача, поэтому очень важно, чтобы шапка, шарф, варежки и обувь были теплыми. А верхняя одежда не должна быть тесной, иначе кровь не будет нормально циркулировать, а это, в свою очередь, увеличит риск обморожения Вроде бы и оделись правильно, но придя домой услышали от мамы: «Ты же обморозил себе нос?»
— Какие еще факторы способствуют обморожению? Во-первых, длительная неподвижность или малоподвижность, когда кровь плохо циркулирует, а значит, плохо согревает организм. Во-вторых» физическое переутомление. Во время активного движения не чувствуется, что нос или щеки подвергаются обморожению. Во время движений тело потеет, а значит, одежда становится влажной или мокрой. А влажные ноги или пальцы рук подвержены обморожению, В-третьих, голод. Перед тем как выйти на улицу следует хорошенько поесть. Пища дает нам энергию, которая пойдет на поддержание внутренней температуры тела.
4. Просмотр фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (05:05—06:05, продолжительность 01:00).
— Как же узнать, что ваш нос или кончики пальцев пострадали от мороза и на сколько это серьезно? В просмотренном фрагменте прозвучал один из первых признаков обморожения. Вспомните, какой? (Потеря чувствительности.) Давайте посмотрим следующий фрагмент. Внимание на экран. (После просмотра.)
— Назовите симптомы при I степени обморожения. (Все конечности бледнеют и теряют чувствительность. А уши сильно краснеют, потому что на них практически нет мяса, одни хрящи да кожа.)
— Обморожение I степени обычно наступает при непродолжительном воздействии холода. Первые признаки такого обморожения — чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка. Затем появляются кожный зуд и боли, которые могут быть и незначительными, и резко выраженными. Пораженный участок кожи — бледный, покрасневший — после согревания, в некоторых случаях имеет багрово-красный оттенок; развивается отек. Омертвения кожи не возникает. К концу недели после обморожения иногда наблюдается незначительное шелушение кожи. Полное выздоровление наступает на 5—7 день после обморожения.
— Как помочь своим конечностям при I степени обморожения? (Растирать конечности сухими руками, а не снегом или колючей варежкой, растирать дома, а не на морозе, до тех пор, пока они не согреются. Рекомендуют делать ванны с прохладной водой и постепенно повышать ее температуру до температуры тела. Потом обмороженные конечности осушить полотенцем или наложить мягкие согревающиеся повязки.)
— Назовите симптомы при II степени обморожения. (На коже появляются пузыри.)
— Обморожение II степени возникает при более продолжительном воздействии холода. Кроме пузырей, наполненных прозрачной жидкостью, наблюдается тоже побледнение, похолодание, утрата чувствительности обмороженного участка. После согревания боли интенсивнее и продолжительнее, чем при обморожении I степени, беспокоят кожный зуд, жжение. Полное восстановление целостности кожного покрова происходит в течение 1—2 недель, рубцы не образуются.
— Как помочь при обморожении II степени? (Быстрее обратиться к врачу.)
— Не следует делать быстрое согревание или растирание при обморожениях I—II степени. Надо наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой чаты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Сраженные конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань. Пострадавшему дают горячее питье и пищу.
— Назовите симптомы при III степени обморожения. (Начинается омертвление ткани, которое приходится удалять хирургическим путем.)
— Образующиеся в начальном периоде пузыри наполнены кровянистым содержимым, дно их сине-багровое, нечувствительное к раздражениям. Происходит гибель всех элементов кожи. Сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными. Отторжение отмерших тканей заканчивается на 2—3 неделе, после чего наступает рубцевание, которое продолжается до одного месяца.
— Если вы почувствовали, что пальцы онемели, т. е. не чувствительны, немедленно идите домой или зайдите в ближайший магазин, аптеку и т. д., чтобы согреться. Когда придете домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, ушей, носа, щек. Если пустить на самотек, обморожение может привести к серьезным последствиям, а именно, к гангрене и последующей ампутацией конечности.
5. Учебный диалог с просмотром фрагмента видеоролика «Безопасность жизни и здоровья в зимнее время» (06:05—07:50, продолжительность просмотра 00:45).
— Теперь давайте поговорим о переохлаждении организма. Напомните, что это такое. (Ответы.) Иными словами, нельзя мерзнуть на улице, тогда и организм наш не переохладиться. А для этого нужно в первую очередь, правильно одеться.
— Напомните, каким должен быть головной убор, верхняя одежда, обувь. (Ответы.)
— А теперь немного поговорим про то, как вы должны одеваться, готовясь выйти на холод, особенно зимой. Говорят, что нужно одеваться, как капуста. Что это значит? (Ответы.) Одежды должно быть много, но теплой, удобной и свободной. Это даст возможность сохраняться теплу за счет прослоек воздуха между одеждой и поверхностью тела. Кроме того, одежда не будет сковывать движения и сжимать ткани организма, не станет мешать нормальной циркуляции крови. А активное кровообращение — это главная теплоцентраль нашего тела!
— Что же вы наденете? (Ответы.) Надо выбирать не майку, а фуфайку, если майку, то потом выбираем гольф, а наверх шерстяной свитер. Девочки не забывают про теплые колготки, а мальчики про легинсы, только потом брюки. Хлопчатобумажные носки заменяем на шерстяные, они хорошо впитывают влагу. Запомните, лучше тепло удерживают натуральные ткани — натуральная шерсть, мех и хлопок, а вещи из синтетики плохо «дышат», не только хуже справляются с защитой тела от холода, но и могут повысить риск замерзания. Поэтому, если правильно подобрать одежду и обувь для прогулок или игр, то ваш организм не переохладится. Но, не смотря на все, каждый из нас хоть раз да замерзал, а значит — переохлаждался.
— Вспомните, какие признаки указывают на то, что вы замерзли, что организм переохладился. (Дрожь, скованность движений, побледнение кожного покрова, нечеткая речь, безразличие к происходящему.)
— А теперь внимание на экран.
— Когда можно замерзнуть? Приведите примеры. (Детом, попав под холодный ливень. На осеннем ветру, который пробирает до костей. Обмануться, глядя на весеннее солнце, которое светит, но не греет.)
— Как можно замерзнуть зимой? (Достаточно постоять без движения 15 минут.)
— Чего нельзя делать, если замерзли? (Нельзя дрожать и стучать зубами. От этого становиться холоднее еще больше.)
— Что нужно делать для того, чтобы не замерзнуть? (Двигаться, расслабиться, унять дрожь и выровнять дыхание, дышать носом.)
— Как на морозе можно согреться? (Растирать ладони одна об другую. Делать энергичные махи руками, при этом руки должны быть максимально расслаблены, а пальцы напряжены. Использовать «эскимосский» способ: руки вытягиваются вдоль тела, пальцы растопыриваются, плечами делают резкие и частые движения вверх-вниз. Когда руки согреются, их можно засунуть подмышки.)
— Как можно согреть ноги? (Шевелить пальцами ног, танцевать, приседать, бегать на месте.)
— Что делать, если замерзли нос, щеки и уши? (Растереть сухими ладонями.)
— Чего нельзя делать, если вы согрелись? (Нельзя останавливаться, садиться на холодную скамейку.)
— Как же помочь себе или сестре (брату) дома при переохлаждении? (Ответы.) Необходимо снять мокрую одежду, переодеть II сухую, уложить в постель и укутать одеялом. Приложить к грудной клетке грелку с теплой водой. Дать горячий чай. Если человек не может согреться, можно принять ванну с теплой водой, не выше 37— 40 °С. Затем снова лечь в постель, укутаться одеялом. Запомните: согревать нужно постепенно и сразу принимать ванну нельзя.
— А теперь под музыкальное сопровождение выполним упражнения, которые помогут нам согреться во время мороза и не дадут не только переохладиться организму, но и обморозиться, так как обморожение и переохлаждение практически всегда идут рядом.
Музыкальная физкультминутка. Гимнастика для глаз.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в г?