Урок помощь при ожогах обморожении
Тема: Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.
Приветствие: Добрый день ребята. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы сегодня с вами будем узнавать много интересного и нового.
А сейчас сядьте правильно, расправьте плечи. Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровни груди ладонями вверх. Закройте глаза и представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко, которое дарит вам свое тепло, энергию для работы и хорошее настроение. Сделайте глубокий выдох. Думаю вы все положительно настроены на урок. Начнем.
1 минута.
1.Выведение темы урока.
Каждый возьмите лист А4 который лежит у вас на парте, это ваша инструктивная карточка на урок, подпишите их. Класс ФИО. Здесь задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Все задания выполняем на этих листочках.
На карточке есть первое задание, которое вам необходимо выполнить.
Задании1.
Из предложенного списка характеристика кожи выберете, что относится к эпидермису, а что относится к собственно коже: ( при этом подумайте все ли характеристики кожи относятся либо к эпидермису, либо собственно коже)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ
Содержит пигмент меланин А) Эпидермис
Состоит из ороговевших клеток
Вызывает ожог и обморожения Б) Собственно кожа
Содержит потовые и сальные железы
Содержит рецепторы и кровеносные сосуды
Что лишнего вы нашли в ответе?
Вызывает ожог и обморожения это лишняя характеристика.
(ответ АА-ББ)
А теперь выполняем второе задание:
Задание 2.
Вычеркните в ниже записанных словах все буквы а,л,к и прочитайте что у вас получилось:
аапкааолмкаощллкаь
паркиалла
оакжаоллгккеаа
каик
кокаблкалмлолараколккажаеланклиаикал
помощь при ожоге и обморожении
Что у вас получилось? Значит какую тему мы с вами будем изучать?
( говорят дети – спрашиваю того кто поднимает руки)
Напишите на ваших карточках сегодняшнее число и тему урока. ( написать и на доске.
З минуты
2. актуализация знании:
Ребята скажите пожалуйста, а что такое обморожение и ожог? ( послушать нескольких, конкретно тот кто поднимает руки).
А какие бывают ожоги и обморожения?( если есть ответы слушаем, если нет продолжаем)
Я вижу что вы затрудняетесь с ответами, поэтому мы с вами выполним третье задание в ваших карточках. (или если есть ответы, сказать вы молодцы, но а для того чтоб еще раз вспомнить все что вы знаете и систематизировать ваши знания) Данный вид работы является одним из задании огэ по биологии, географии, истории, обществознанию – работа с текстом.
Задание 3
Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос. Каждый в своих карточках.
Текст обморожения.
Текст ожоги.
У нас семь групп поэтому семь разных вопросов.
Стол№1,2,3 работают с текстом обморожения.
Стол№4,5,6,7 работают с текстом ожоги.
Текст обморожения.
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза). К обморожению на морозе приводят: тесная и влажная одежда и обувь; вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела; одежда по не погоде; алкогольное опьянение. Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения: I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри. III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым. IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
1стол. Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза).
2 стол. Причины обморожения?
К обморожению на морозе приводят:
Тесная и влажная одежда и обувь;
Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение тела;
Одежда по не погоде;
Алкогольное опьянение;
3 стол . Степени обморожения и их признаки?
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым.
IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.
Текст Ожоги.
Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды. Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение. Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов. Ожоги бывают разной степени: 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи; 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью; ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности; 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
4 стол. Что такое ожог? Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.
5стол. Причины ожогов кожи? Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение.
6 стол. Типы ожогов и их причины? Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов.
7 стол .Степени ожогов? Ожоги 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.
Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.
Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.
Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.
На выполнение задания 2 минуты.
Задание 4
Теперь работаем в группах (объяснить работу с менеджметом).
Вам необходимо по очереди прочитать ответ на ваш вопрос. У вас в ваших группах у всех один вопрос. Отвечать начинает участник №1далее 2.3 и4.. На выполнение задания 1 минута. (Структура Раунд робин- задаем вопрос, ученики по очереди отвечают на данный вопрос, учитель объявляет номер ученика который начинает отвечать.)
Задание 5
Теперь ваши вопросы и ответы необходимо озвучить всем нам. Из вашей группы участник №2 читает вопрос, а участник №3 отвечает. Для этого встаем. Громко чтоб все ваши ответы услышали.
Начинает стол1 и так все семь. Семь групп на каждую группу 1-2 минуты итого 15 минут.
Молодцы у вас все хорошо получается. Пришло время и немножко отдохнуть.
Физминутка
Все встаем ,пожалуйста. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение , эти же упражнения вы можете делать и на холоде, на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
Если замерзают руки сжимайте и разжимайте пальцы рук.
При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
3 этап изучение темы:
Ребята что такое ожоги и обморожения, причины, их степени и типы мы с вами повторили.
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
А как же оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, чтоб ответить на этот вопрос мы в карточках выполним следующее задание.
Задание 6
Вам предлагаются несколько утверждений, ваша задача в колонке таблицы с названием до поставить + если вы согласны с утверждением, а если нет -. Третья колонка пока пустая, вы там ничего не пишите.
1. Прочтите утверждения.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение задания 2 минуты.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
4. Давайте просмотрим видео ролики. 5 минут
5. Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».
Теперь давайте с соседом по плечу поменяемся листочками и проведем взаимопроверку, правильно вы выполнили задания после.
Правильные ответы на экране.
.
1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.
_
2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.
_
3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.
+
4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.
+
5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.
_
6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.
+
7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.
+
Поставим соседу оценку:
«5»- все ответы правильные (7 баллов)
«4»- правильных ответов 6,5
Если у вас только 4 и менее правильных ответа оценку пока мы не поставим, это новая тема и к следующему уроку вы все еще раз повторите.
Кто получил «5» ….; «4»…..,
На выполнение задания после видео 2 минуты
4 этап .закрепление изученного материала:
Ситуационные задачи. Работа в группах.
Задача 1. Во время прогулки я нашел неизвестный баллончик. Мне стало интересно, и я бросил его в костер. Баллончик взорвался, огонь опалил мне руки. На руках появились волдыри, было очень больно. (ожог второй степени)
Задача 2. Я катался на лыжах. Дул сильный ветер, шел мокрый снег. У меня промокли варежки. Сначала руки замерзли, появилась небольшая боль и покалывание. Потом кожа на пальцах побледнела. (Обморожения, первой степени.)
задача 1 стол №1,3,5,7
задача 2 стол №2,4,6
Задание 7
Прочитайте задачу и выполните задания в группе
1. определить тип и степень повреждения кожи.
2. вспомнить, как можно оказать помощь и какие нужны для этого средства из аптечки
3. участнику группы №4 подойти и выбрать из аптечки, что вам нужно для оказания помощи.
4. в этой же карточке описать план как вы будете оказывать помощь, и показать какие средства будете использовать.
5. подготовиться к устному выступлению
На выполнение задания 3 минуты.
Задание8. Выступление 2 групп, по каждой задаче, одна группа, но если другая группа не согласна послушать и их.
Первая помощь при обморожении .
Прекратить воздействие холода на кожу, отвести в тепло.
Если обморожение не сильное первой степени можно участок растереть , а если 2,3,4 степени накладываем сухую, стерильную повязку.
3. Дать горячее питье.
4. Если обморожения сильное обязательно госпитализация.
Нельзя растирать снегом, льдом, маслом, спиртом.
Первая помощь при ожоге
1.Прекратить воздействие на кожу того что вызвала ожог
2.При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.
3.Наложить асептическую повязку.
4.Дать обезболивающие.
5.При ожогах 3 и 4 степени госпитализация.
Нельзя протирать спиртом, маслом, льдом, покрывать ватой.
Выступление на все группы 3 минуты
Д/З.Молодцы на уроке вы отлично поработали. А дома вам необходимо выполнить следующее задание: повторить еще раз , все то что мы изучали, а также подумать над вопросом и написать в тетрадях. Участники №1и 3 профилактикаобморожении; Участники 2 и 4 профилактика ожогов. ( написать на доске)
Возвращаемся к нашим карточкам, где вы найдете последнее задание, с названием рефлексия. После выполнения задания, ваши карточки со всеми выполненными заданиями вы сдаете мне. Я их проверяю и возвращаю вам, через вашего учителя.
Задание 9 Этап рефлексия.
Ребята спасибо вам за урок. Мне было очень хорошо и комфортно работать с вами, Желаю вам дальнейших успехов. Урок окончен.
Источник
Урок: Первая помощь при несчастных случаях (обморожение).
Цели деятельности учителя:
Коррекционно-образовательная:
1. систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
2. формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.
3. формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
коррекционно-развивающая:
активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая:
Профилактика обморожений
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, мыслительная деятельность, дифференцированная работа.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер; видео ролик; карточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.
- Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».
В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.
Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.
- Актуализация знаний
Сообщение темы, целей урока
- Познакомимся с причинами обморожения
- Рассмотрим степени обморожения
- И научимся оказывать первую помощь при обморожениях
- Освоение нового материала
Беседа:
-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.
Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах. К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.
Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.
К обморожению на морозе приводят:
- Тесная и влажная одежда и обувь;
- Физическое переутомление;
- Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение;
- Предшествующая холодовая травма;
- Ослабление организма в результате перенесённых заболеваний;
- Голод;
- Потливость ног;
- Хронические заболевания;
- Курение и пр.причины.
Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.
IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов и костей.
Первая помощь при обморожениях.
Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку. Учитель на ученике показывает на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.
При обморожении II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».
Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?
Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.
Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом при глубоком обморожении.
Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.
- Физминутка
А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
- Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
- Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же сжимайте и разжимайте пальцы рук.
- При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
Профилактика обморожений (карточка – памятка №1)
Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать обморожений на сильном морозе:
- Не пейте спиртного – алкогольное опьянение на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла.
- Не курите на морозе – курение уменьшает циркуляцию крови, и таким образом делает конечности наиболее уязвимыми.
- Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» — при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
- Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для обморожения.
- Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа.
- Не носите на морозе металлических украшений – колец, серёжек и т.п. металл остывает гораздо быстрее тела, вследствии чего возможно «прилипание» к кожи с болевыми ощущениями.
- Пользуйтесь помощью друга – следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
- Не позволяйте обмороженному месту снова замёрзнуть – это вызовет куда более сильные повреждения кожи.
- Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до тёплого помещения. Если замёрзли руки – попробуйте отогреть их под мышками. Прячьтесь от ветра, вероятность обморожений на ветру значительно выше.
- Перед выходом на мороз нужно поесть – вам понадобиться энергия.
Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.
Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.
- Закрепление изученного материала.
-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.
- сижу верхом, не ведаю на ком (шапка)
- чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят (варежка).
- Весь в шерсти, а кожи нет (валенок).
- Два брата не могут расстаться: утром – в дорогу, ночью – к порогу (сапоги).
- Зимой протянулся, а летом свернулся (шарф).
-Как это всё называется? (одежда и обувь).
-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.
ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?
Работа с пословицами.
В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.
— На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.
( Да не велит стоять Мороз невелик)
Мороз невелик, да стоять не велит.
(ленивого хватает, а перед за нос шапку снимает Мороз проворным)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
( и железо рвёт, Мороз птицу бьёт и на лету)
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
( Два – мороз да вьюга друга)
Два друга – мороз да вьюга.
- Подведение итогов. Видео ролик как итог урока
-Закончите предложения, написанные на доске:
Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело…(не так уж плохо).
Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).
Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Дифференцированное.
Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.
Прочитать родителям памятки по профилактике обморожений.
Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать.
А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались подобным ситуациям.
Источник