Задачи и методика лфк при хронической пневмонии
— общее оздоровление и укрепление организма, повышение его иммунологической устойчивости;
— улучшение вентиляции и газообмена за счет выработки правильного механизма дыхания;
— улучшение трофики, крово- и лимфообращения в легких с целью ликвидации воспалительного процесса;
— развитие компенсаторных реакций аппарата внешнего дыхания и кровообращения с целью их адаптации к бытовым и производственным нагрузкам;
— увеличение подвижности ребер, диафрагмы, позвоночника; силы мускулатуры грудной клетки;
— восстановление полного дыхания с преимущественной тренировкой продолжительного выдоха.
ЛФК назначается во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного.
МЕТОДИКА ЛФК
При лечении больного в поликлинике или на дому методика ЛФК мало чем отличается от методики при острой пневмонии в стационаре. Особое внимание необходимо уделять специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют развитию полноценного дыхания, диафрагмального дыхания, подвижности грудной клетки и позвоночника.
Систематическое применение небольшого комплекса специальных физических упражнений способствует уменьшению, а иногда и полной ликвидации как инспираторной, так и экспираторной одышки.
На занятия в кабинете ЛФК поликлиники следует широко использовать упражнения с предметами (гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями и т.п.), а также на гимнастической скамейке, которые способствуют укреплению мышц брюшного пресса и грудной клетки и увеличению подвижности позвоночника.
Для улучшения функции кардиореспираторной системы дополнительно рекомендуется дозированная ходьба — вначале по ровной, а затем по пересеченной местности, с варьированием длины дистанции и темпа ее прохождения.
Тренирующий эффект физических нагрузок может быть с успехом достигнут при тренировках на велоэргометре.
ПЛЕВРИТ —
воспаление листков плевры, покрывающих легкие, внутреннюю часть грудной клетки, диафрагму и органы средостения. Кроме дыхательного аппарата в патологический процесс вовлекаются ряд других систем и органов: сердечнососудистая система, органы пищеварения, печень.
ФОРМЫ ПЛЕВРИТА:
— сухой или фибринозный — воспаление плевры с образованием на ней фибринозного налета, с минимальной продукцией жидкости. Бывает следствием пневмонии, ТБЛ и т.д. У больного имеется острая колющая боль, усиливающаяся при глубоком вдохе и кашле.
— выпотный, или экссудативный — воспаление плевры с выпотом в плевральную полость жидкого экссудата, чаще серозно-фиброзного. Большое количество экссудата делает положение больного тяжелым, появляется одышка, цианоз, вынужденное полусидячее положение. Скопление экссудата, как правило, происходит в нижнебоковых участках грудной клетки. В результате скопления экссудата в полости плевры и изменения соотношения эластичных сил внутри грудной клетки последняя принимает инспираторное положение с выбуханием грудной стенки на больной стороне. Ограничение экскурсии, оттеснение диафрагмы экссудатом книзу, болезненность при дыхании и сдавливание экссудатом легкого — все это приводит к поверхностному дыханию, уменьшению жизненной емкости легких. У больного возникает одышка, особенно при движении.
С выздоровлением у больного наблюдается обратное развитие экссудата, сопровождаясь его рассасыванием и образованием плевральных сращений (спаек), которые могут вызвать нарушение функций дыхательного аппарата и кровообращения.
-гнойный (бывает следствием поражения легочной ткани при абсцессе легкого, туберкулезе легких, ранении грудной клетки).
ЛЕЧЕНИЕ плеврита комплексное: высококалорийное питание с достаточным содержанием белков и витаминов, болеутоляющие, жаропонижающие и успокаивающие средства; тепловые процедуры и др.
ПОКАЗАНИЯ к назначению лечебной физической культуры: снижение температуры, уменьшение экссудата, улучшение общего состояния. Боли на пораженной стороне грудной клетки при вдохе и движении не являются противопоказанием к началу занятий.
ЗАДАЧИ ЛФК:
1- активизация крово — и лимфообращения, способствующая рассасыванию экссудата и ликвидации воспалительного процесса;
2- предупреждение образования плевральных сращений либо их растягивание;
3- восстановление нормальной подвижности легких и правильного механизма дыхательного акта;
4- повышение общего тонуса и эмоционального состояния больного.
МЕТОДИКА ЛФК:
3анятия в стационаре строятся по трем двигательным режимам: постельному, палатному и свободному. Большое место в методике лечебной гимнастики занимают специальные упражнения, направленные на ускорение рассасывания экссудата, либо воспалительного инфильтрата и на профилактику образования плевральных спаек, либо на их растяжение. Это упражнения для туловища: разгибание туловища назад с одновременным подниманием рук вверх; наклоны и повороты туловища в стороны и вращения туловища с различными положениями рук; те же упражнения с предметами: с палками, с набивными мячами (1-2 кг); упражнения у гимнастической стенки и на ней (висы, подтягивания в висе, выгибания). Все они используются в сочетании с дыхательными упражнениями, расширяющими грудную клетку преимущественно в нижних отделах, с наибольшим скоплением экссудата. В последующем дыхательные упражнения способствуют восстановлению механизма правильного дыхания.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 2944 | Нарушение авторских прав
Источник
Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания.
Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких. Нормализация газообмена происходит не только путем воздействия на внешнее дыхание, но и на тканевое (улучшение окислительных процессов и утилизации кислорода). Сокращение мышц является одним из раздражителей дыхательного центра. При выполнении физических упражнений активизируется обмен веществ в мышцах, вследствие чего в кровь поступает большое количество CO2 и молочной кислоты, оказывающих раздражающее действие на дыхательный центр.
В процессе дозированной тренировки специальные физические упражнения, совпадающие с фазами дыхания (движения рук, ног, туловища), становятся условным раздражителем дыхательного центра и рефлекторно вызывают учащение и углубление дыхания. Экспираторная одышка, возникающая на почве спазма бронхов, может уменьшиться или полностью ликвидироваться при помощи таких упражнений. Большую роль играет здесь носолегочный рефлекс, возникающий при дыхании через нос. Раздражение рецепторов в верхних дыхательных путях рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания.
Под влиянием физических и специальных дыхательных упражнений улучшается крово- и лимфообращение в легких и плевре, которое способствует активизации в них регенеративных процессов и предупреждению осложнений: спаек, эмфиземы, абсцессов и др.
Дыхательные упражнения, направленные на максимальное расширение грудной клетки и усиление работы диафрагмы, помогают рассасыванию и растягиванию образовавшихся спаек, ликвидации болевых ощущений. Специально подобранные исходные положения дают возможность улучшить дренажную функцию легких, что способствует удалению из бронхов и альвеол патологического содержимого: слизи, гноя.
Хар-ка заболеваний органов дыхания: бронхиты, пневмония, бронхиальная астма.
Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.
Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.
Пневмония(воспаление легких) бывает очаговой и крупозной. Очаговая пневмония — это воспаление небольших участков легочной ткани с вовлечением в процесс альвеол и бронхов. Очаговая пневмония может возникнуть как осложнение после многих инфекционных заболеваний (гриппа, кори и т. д.), у ослабленных послеоперационных больных, при наличии застойных явлений в легких. Крупозная пневмония — острое инфекционное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает целую долю легкого.
Крупозная и очаговая пневмонии характеризуются образованием в просвете альвеол экссудата, который может полностью рассосаться или осложниться нагноением. Вызывает это инфекционное заболевание пневмококк, стафилококк или вирус. Начало заболевания очень острое: внезапный озноб с последующим быстрым подъемом температуры (39—40°), кашель, сильная колющая боль в груди и общая слабость. Рентгенологически отмечают затемнение соответственно пораженной доле легкого. На 2—3-й день появляется мокрота ржавого цвета. С этого момента необходимо применять дыхательные упражнения, способствующие ее отхождению.
Специфика методики ЛФК при хронической пневмонии.
Основные задачи лечебной физической культуры:
1) усиление кровообращения и лимфообращения в легких с целью ускорения рассасывания экссудата и предупреждения осложнений; противодействие возникновению ателектаза (спадения легкого при нарушении проходимости бронхов);
2) предотвращение образования спаек в полости плевры;
3) активизация тканевого обмена с целью улучшения трофических процессов в тканях;
4) нормализация глубины дыхания, улучшение легочной вентиляции, увеличение подвижности диафрагмы, усиление выведения мокроты;
5) профилактика развития бронхита;
6) реабилитация физической работоспособности.
Курс лечебной физической культуры делится на 3 периода: I (щадящий) II (функциональный), III (тренирующий). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.
В I периоде занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении лежа. Используются простые гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища (сгибание, отведение, разгибание, приведение, наклоны в стороны), а также дыхательные упражнения. Дозировка упражнений — 4— 10 раз. Темп медленный.
Во II периоде проводятся занятия лечебной гимнастикой, дозированные ходьба и прогулки. В занятиях лечебной гимнастикой используются все исходные положения (в зависимости от состояния больного). Физические упражнения выполняются с большой амплитудой. Включаются упражнения с предметами: палками, набивными мячами. К концу периода применяются упражнения на гимнастической скамейке и стоя у гимнастической стенки.
Специальными дыхательными упражнениями при пневмонии являются: разгибания туловища с одновременным подниманием рук; наклоны и повороты туловища в стороны, вращения туловища с различным положением рук. Дыхательные упражнения статического и динамического характера. Дозировка упражнений— 6—12 раз. Темп упражнений средний.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Упражнения при хронической пневмонии легких показаны и эффективны не в стадии обострения!
Пневмония – это инфекционное заболевание воспаления легких.
Пневмонией человек может заболеть самостоятельно, либо после перенесенной тяжелой болезни, в виде осложнения. Она бывает острая и хроническая. При острой пневмонии поражается легочная ткань, а при хронической идет поражение легочной ткани и промежуточной.
Течение заболевания достаточно тяжелое и длительное, может как обостряться, так и вступать в процесс ремиссии.
Особенность хронической пневмонии состоит в том, что заболевание склонно к обострениям. Все обострения приводят к новым очагам и увеличению размеров поражения, разрастанию склеротических видоизменений, что ведет к пневмофиброзу с искажение легочной ткани, обструктивной эмфиземе легких.
Комплекс ЛФК при эмфиземе легких, хронической пневмонии и бронхиальной астме рассмотрим в другой статье.
Лечебные упражнения при хронической пневмонии легких во всех формах показана и эффективна. Лечение данной формы заболевания осуществляется комплексно. На ряду с лечебными упражнениями подключают массаж, физиотерапию, диетотерапию, лечение медикаментами. Следует прекратить или не начинать лечебные упражнения если у больного жар, боли в области легкого, тахикардия, повышенное затруднение дыхания, абсцесс легкого, кровотечение.
Как ЛФК влияет на пневмонию?
При выполнении лечебных упражнений улучшается психоэмоциональное состояние больного и повышается иммунитет. Особое внимание при выполнении упражнений следует уделить дыхательным упражнениям, которые позволяют восстановить правильное дыхание, диафрагмальное дыхание и добиться подвижности грудной клетки и позвоночника. В комплекс упражнений при хронической пневмонии включены упражнения на тренировку дыхания с увеличенной нагрузкой всего тела. Восстановление полного и правильного дыхания с помощью тренировки удлиненного выдоха. При хронической пневмонии наиболее эффективны упражнения способствующие увеличению отведения мокроты из легких, что крайне важно для процесса восстановления.
Лечебные упражнения при хронической пневмонии легких
Упражнения с использованием стула со спинкой:
- Сидя на стуле, медленным темпом, сгибаем руки в локтях – вдохнули (очень важно чтобы вдох был продолжительный), затем разгибаем – выдохнули – вып-ем 5-6 раз.
- Сидим на стуле, так чтобы спина не опиралась о спинку стула, кисти рук к плечам. Дыхание произвольное. Упражнение, на круговые движения в плечевых суставах назад, а потом вперед – вып-ем 4-5 раз на каждую сторону.
- Данное упражнение необходимо выполнять медленным темпом, выдох должен быть увеличенный. Отведение локтей назад с прогибанием спины – вдох, сведение локтей ссутуливаясь – выдох 5-6 раз.
- Сейчас упражнение выполняем, откинувшись на спинку стула, правая рука на животе, левая на груди. Тренировка диафрагмального дыхания. Медленным темпом, вдох через нос, 1-3 надуваем большой живот, 1-5 выдыхаем через рот, опуская живот – 20-40 сек.
- Руками удерживаемся за стул. Упражнение «Езда на велосипеде», средним темпом, дыхание при этом должно быть равномерным – 20-40 сек.
- Упражнение также выполняется при помощи стула. Руки расположены параллельно туловищу. Разводим в стороны руки – вдохнули, затем подтягиваем руками согнутую ногу к груди – выдохнули – делаем 5-6 раз на обе ноги.
- Теперь усаживаемся на стул без опоры на спинку, кисти сжали в кулаке. Упражнение выполняем быстрым темпом, дыхание произвольное. Круговые движения прямыми руками вперед, затем назад – 4-5 раз в разные стороны.
- Положение аналогично упр.№7. Упражнение выполняем медленным темпом. Отводим руки назад, с прогибанием спины – вдохнули, сведение рук вперед скрестно и сжимание грудной клетки кистями – выдохнули – повторяем 5-6 раз.
- Руки расположили вдоль туловища, темп медленный. Поднимание вверх прямых рук – вдох, опускание рук с одновременным подниманием вверх прямой ноги – выдох, вып-ем 4-5 раз.
- Кистями рук удерживаемся за стул. Упражнение «Ножницы». Выполняем средним темпом, дыхание произвольное 20-40 сек.
Очень эффективны упражнения при хронической пневмонии легких с использованием гимнастической палки:
- Упражнение из положения, стоя, темп медленный, выдох продолжительный. Берем в руки палку с верхним хватом, руки опущены вниз. Поднимание палки вверх и одновременно отводим ногу назад на носок и прогибаем спину – вдохнули, затем вернулись в первоначальное положение – вып-ть 3-6 раз.
- Берем палку за концы, заводим за спину. Упражнение выполняем медленным темпом. Пытаемся поднять палку через сторону вверх с наклоном в другую сторону до 4-5 раз.
- Палку необходимо захватить верхним хватом, ноги вместе, при приседании – обязательно выдох. Приседаем и одновременно палку поднимаем вперед – 5-6 раз.
- Ноги расставлены на ширину плеч, палку удерживаем с верхним хватом. Упражнение выполняем средним темпом. Поднимаем палку вверх с прогибанием спины – вдохнули, опускаемся с наклоном и поворотом туловища вниз до касания руками пола – выдохнули – повторить 4-5 раз.
- Взяли палку с захватом снизу, на ширине плеч, заводим ее за спину. Подтягиваем паку к локтям с одновременным прогибанием спины – выдох – пов-ем 5-6 раз.
- Ходьба в произвольном темпе в сочетании с дыханием – 1-2 минуты.
- Сели на стул, выполняем диафрагмальное дыхание аналогично упражнению №4.
- Сидя на стуле. Руки параллельно туловища. Поднимаем прямые руки вверх поочередно – вдохнули, затем опускание рук с расслаблением – выдохнули – по 3-4 раза на каждую руку.
- Сейчас упражнение на поднимание ноги вверх и опускание с расслаблением – повторяем 3-4 раза, дыхание произвольное.
- Отведение прямой руки в сторону – вдох, опустили с расслаблением – выдох – делаем по 3-4 раза каждой рукой.
- Кисти рук расположим на колени. Выполняем упражнение, сгибая и разгибая кисти и стопы – вып-ть 5-6 раз.
Источник
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) ìåòîä ðåôëåêòîðíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðàçëè÷íûå îðãàíû è ñèñòåìû, à òàêæå îðãàíèçì â öåëîì, ïðè êîòîðîì èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé, âûçâàííûõ çàáîëåâàíèÿìè è (èëè) èõ ïîñëåäñòâèÿìè, îñíîâàíî íà ÷åòêîé öåëåíàïðàâëåííîñòè ýòèõ óïðàæíåíèé, èõ ïîâòîðÿåìîñòè è, êàê ïðàâèëî, ïîñòåïåííîì óâåëè÷åíèè íàãðóçêè.
Ïðè ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå, êàê èçâåñòíî, ñàìîïðîèçâîëüíî ôîðìèðóþòñÿ íåêîòîðûå ïðèñïîñîáèòåëüíûå ìåõàíèçìû (âîâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíîé äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû â àêò äûõàíèÿ, èçìåíåíèå áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ, ðàáîòû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñîñòàâà êðîâè è äð.), íàïðàâëåííûå íà óäîâëåòâîðåíèå êèñëîðîäíûõ çàïðîñîâ.
Îäíà èç çàäà÷ ËÔÊ ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå òåõ êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå äëÿ äàííîãî áîëüíîãî ñ êîíêðåòíîé áîëåçíüþ è ñòàäèåé åå ðàçâèòèÿ áóäóò íàèáîëåå ýôôåêòèâíû.
Èçâåñòíî, ÷òî â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ ÷åëîâåê èñïîëüçóåò ëèøü 2025% äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ, îñòàëüíûå 7580% âêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå ïðåäúÿâëåíèÿ ê îðãàíèçìó ïîâûøåííûõ òðåáîâàíèé. Ýòî óêàçûâàåò íà íàëè÷èå áîëüøèõ ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò áûòü çàäåéñòâîâàíû â ïàòîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ.
Ïîñòîÿííàÿ òðåíèðîâêà ìûøå÷íîé òêàíè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ñèëû ìûøö, íîðìàëèçàöèè èõ ýëàñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïîñëå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Âñå ýòî èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå â ðåãóëÿöèè ôóíêöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà, òàê êàê ãëàäêàÿ ìóñêóëàòóðà äûõàòåëüíîé ñèñòåìû èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü, êàê â àêòå âíåøíåãî äûõàíèÿ, òàê è â ñàìîî÷èùåíèè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé îò âðåäíûõ ýëåìåíòîâ ïðè îñóùåñòâëåíèè òàê íàçûâàåìîé ìîòîðíîé ôóíêöèè áðîíõîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, äâèæåíèÿ áðîíõîâ íåîòäåëèìû îò àêòà äûõàíèÿ. Ñîêðàùåíèå ìóñêóëàòóðû, óêîðî÷åíèå è ñóæåíèå áðîíõîâ íà÷èíàþòñÿ ñ ìåëü÷àéøèõ áðîíõîâ è ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïî íàïðàâëåíèþ ê êðóïíûì áðîíõàì è òðàõåå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âûòàëêèâàíèþ âîçäóõà (âûäîõó) è óäàëåíèþ âðåäíûõ ÷àñòèö èç ëåãêèõ è ãëóáîêî ðàñïîëîæåííûõ áðîíõîâ ïî íàïðàâëåíèþ ê òðàõåå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè óêàçàííûå äâèæåíèÿ áðîíõîâ áîëåå ýíåðãè÷íû. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ïðè ñîñòàâëåíèè ìåòîäèêè äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ïðàâèëîì: äîáèâàòüñÿ ó áîëüíîãî ãëóáîêîãî ðèòìè÷íîãî äûõàíèÿ ñ àêöåíòîì íà ìàêñèìàëüíûé âûäîõ. Áåç äîñòàòî÷íîãî óâåëè÷åíèÿ ñèëû äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, êàê ïîêàçûâàþò äèíàìè÷åñêèå ñïèðîãðàôè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.
Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñå ñ óïðàæíåíèÿìè îáùåðàçâèâàþùåãî õàðàêòåðà ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå îáðàçîâàíèÿ ñëèçèñòûõ, ãíîéíûõ ïðîáîê, àòåëåêòàçîâ è ãèïîâåíòèëÿöèè ëåãêèõ. Îáó÷åíèå â ïðîöåññå çàíÿòèé ËÔÊ ïðàâèëüíîìó ãëóáîêîìó ðèòìè÷íîìó äûõàíèþ è èñêóññòâó êàøëÿòü íà âûäîõå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïðè ïîìîùè êàøëÿ ñîäåðæèìîå áðîíõîâ ìîùíûì ïîòîêîì âîçäóõà âûíîñèòñÿ ê òðàõåå. Êðîìå òîãî, ñîòðÿñåíèå ãðóäíîé êëåòêè, âûçâàííîå êàøëåì è ïîääåðæèâàåìîå ïóòåì íàäàâëèâàíèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè, ñïîñîáñòâóåò óñêîðåíèþ òîêà ìîêðîòû èç áðîíõîâ.  ýòèõ óñëîâèÿõ ëåãêî îòäåëÿþòñÿ ïðèëèïøèå ê ñòåíêàì áðîíõîâ ÷àñòèöû ãóñòîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæèìîãî, è ïðîõîäèìîñòü áðîíõîâ óëó÷øàåòñÿ. Ïîìèìî ñîêðàùåíèÿ ìóñêóëàòóðû áðîíõîëåãî÷íûõ ñåãìåíòîâ, ïðè êàøëå ðåôëåêòîðíî ñîêðàùàþòñÿ ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè, ÷òî òàêæå ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ è óãëóáëåíèþ äûõàíèÿ, à, ñëåäîâàòåëüíî, óëó÷øåíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñàìîî÷èùåíèþ áðîíõîâ.
Òàêèì îáðàçîì, äåéñòâèå ËÔÊ íàïðàâëåíî íà ìàêñèìàëüíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè áðîíõîâ ïóòåì îñâîáîæäåíèÿ èõ îò ñëèçèñòî-ãíîéíîãî ñîäåðæèìîãî, à òàêæå íà àêòèâèçàöèþ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ è óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ. Êðîìå ñïåöèàëüíîãî âëèÿíèÿ äûõàòåëüíûõ è ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, çàíÿòèÿ ËÔÊ îêàçûâàþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà íàñòðîåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî; îíè ñïîñîáíû íå òîëüêî èçìåíÿòü îáùóþ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà, íî è ïîâûøàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü è ñòîéêîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû.
Çàäà÷è ËÔÊ ïðè ïíåâìîíèè:
1) óñèëèòü êðîâî-è ëèìôîîáðàùåíèå â ëåãêèõ, ÷òîáû áûñòðåå ðàññîñàëñÿ ýêññóäàò è âûäåëÿëàñü ìîêðîòà;
2) ïðåäóïðåæäàòü îñëîæíåíèå (àòåðîñêëåðîç ëåãêèõ, ñïàéêè â ïîëîñòè ïëåâðû);
3) íîðìàëèçîâàòü òêàíåâûé îáìåí äëÿ ëèêâèäàöèè èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà;
4) âîññòàíîâèòü íîðìàëüíîå äûõàíèå è ïðèñïîñîáèòü îðãàíèçì ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì;
5) óëó÷øèòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå è îáùåå ñîñòîÿíèå.
Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê îïèñàíèþ ìåòîäèêè çàíÿòèé ËÔÊ, íåîáõîäèìî îòìåòèòü ñëåäóþùåå:
— ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ äëèòåëüíî, íåïðåðûâíî, öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâóÿ íà îñíîâíûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû çàáîëåâàíèÿ;
— âûáîð ìåòîäèêè, ñðåäñòâ è ôîðì ËÔÊ çàâèñèò îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, íàëè÷èÿ õðîíè÷åñêîãî ëåãî÷íîãî ñåðäöà, ñòåïåíè è òèïà íàðóøåíèé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ïàöèåíòà;
— íåîáõîäèìî ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàòü íàçíà÷åíèå äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà, ïåðåõîäÿ ê êàæäîìó ïîñëåäóþùåìó ëèøü ïðè õîðîøåé (àäåêâàòíîé) ïåðåíîñèìîñòè áîëüíûì ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðåäûäóùåãî ðåæèìà;
— âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé äûõàíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ óñòîé÷èâûì ïðîöåññîì è òðåáóåò ïîñòîÿííîé òðåíèðîâêè; ïîíèìàíèå ýòîãî ïàöèåíòîì (ïîñëå ðàçúÿñíåíèé ëå÷àùåãî âðà÷à) âî ìíîãîì ñòèìóëèðóåò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â ëå÷åíèè è îáåñïå÷èâàåò óñïåõ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ:
— òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî;
— òåìïåðàòóðà òåëà âûøå 37,5°Ñ;
— ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé (×ÑÑ) áîëåå 100 óä./ìèí;
— îñòðàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;
— íàðàñòàíèå äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;
— ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü III ñòåïåíè;
— êðîâîòå÷åíèÿ è êðîâîõàðêàíüå;
— âûðàæåííûå ïðèçíàêè ïåðåãðóçêè ïðàâûõ îòäåëîâ ñåðäöà íà ýëåêòðîêàðäèîãðàììå (ÝÊÃ).
Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé ìîæíî çàíèìàòüñÿ, êîãäà òåìïåðàòóðà ñíèçèòñÿ äî 37,5ºÑ è åñëè ñåðäöåáèåíèå íå ó÷àùåííîå.
Ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðè íîðìàëüíîé èëè ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðå.
Ïðèìåíÿþòñÿ òðè äâèãàòåëüíûõ ðåæèìà: ùàäÿùèé, ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé è òðåíèðóþùèé.
 I ïåðèîäå (ïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.
Âíà÷àëå ðåêîìåíäóþòñÿ ýëåìåíòàðíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó 34 ðàçà â äåíü. Òàêîå ïîëîæåíèå óëó÷øàåò àýðàöèþ áîëüíîãî ëåãêîãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ñïàåê â äèàôðàãìàëüíî-ðåáåðíîì óãëó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó ñ âàëèêîì ïîä ãðóäíîé êëåòêîé. Ïîëîæåíèå íà ñïèíå óìåíüøàåò îáðàçîâàíèå ñïàåê ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è çàäíåé ñòåíêîé ãðóäíîé êëåòêè, ïîëîæåíèå íà ñïèíå ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è ïåðåäíåé ãðóäíîé ñòåíêîé.
Ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì
Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà
Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Âîçäóøíûå âàííû, çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû. Îáÿçàòåëåí ïîñëåîáåäåííûé îòäûõ, à òàêæå îòäûõ ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.
Çàäà÷è ËÔÊ
— Ñîõðàíåíèå ñòàáèëüíîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà áîëüíîãî
— Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìîâ äûõàòåëüíîãî àêòà, äðåíèðîâàíèå áðîíõîâ, óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé âíåøíåãî äûõàíèÿ.
— Óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.
— Óëó÷øåíèå òðîôèêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ íåéðîìîòîðíîãî àïïàðàòà.
— Âîññòàíîâëåíèå ñèë è ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà ïàöèåíòà.
Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ
— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).
— Ëà â çàëå (30 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå.
— Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.
È.ï. ëþáîå.
Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ÄÓ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:2, ñîõðàíÿþòñÿ ýëåìåíòû àêòèâíîé ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ïîñòóðàëüíûõ ïîëîæåíèÿõ ñîîòâåòñòâåííî ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèÿ, âêëþ÷àþò ïàóçû äëÿ îòäûõà è âûäåëåíèÿ ìîêðîòû.
Íå áîëåå 20 ñåàíñîâ íåïðåðûâíî
Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ
Îöåíêà ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî, ôèçèêàëüíûõ äàííûõ, ÷àñòîòû äûõàíèÿ, ×ÑÑ, ÀÄ, äèíàìè÷åñêàÿ ñïèðîãðàôèÿ, ñïèðîìåòðèÿ, ïðîáû Øòàíãå è Ãåí÷å äî è ïîñëå ËÃ, ìàññàæà è õîäüáû. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé âåëîýðãîìåòðèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.
ÝÊÃ-êîíòðîëü ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ.
Âî II ïåðèîäå (ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùåå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ è ñòîÿ.
Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â îñíîâíîì ñòîÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî óïðàæíåíèé äëÿ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà, óñëîæíÿþòñÿ äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê ââîäÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, óâåëè÷èâàþùèå ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè.
Ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì
Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà
Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Ìàëîïîäâèæíûå èãðû. Ïðîãóëêè, âîçäóøíûå âàííû, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå çàêàëèâàþùèõ ïðîöåäóð.
Çàäà÷è ËÔÊ
— Äàëüíåéøàÿ àêòèâèçàöèÿ ðåçåðâíûõ âîçìîæíîñòåé àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.
— Ñîõðàíåíèå è óâåëè÷åíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.
— Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ äûõàíèåì âî -ðåìÿ íàãðóçêè, çàêðåïëåíèå íàâûêîâ ïîëíîãî äûõàíèÿ.
— Óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, óëó÷øåíèå îñàíêè.
— Äàëüíåéøåå ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, óâåëè÷åíèå ýêîíîìè÷íîñòè ðàáîòû äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.
— Ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê äåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû, íèçêèõ òåìïåðàòóð, âëàæíîñòè è ò.ï.
— Ñòàáèëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.
Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ
— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).
— Ëà â çàëå (35-40 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå. Ãèìíàñòèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ (ãðåáíîé ñòàíîê, âåëîýðãîìåòð, áåãóùàÿ äîðîæêà, ýñïàíäåð). Âîçìîæíû óïðàæíåíèÿ ñ óñèëèåì è íàïðÿæåíèåì ñ îáÿçàòåëüíîé ïîñëåäóþùåé ðåëàêñàöèåé ó÷àñòâóþùèõ ìûøö.
— ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (20 ìèí).
— Òåððåíêóð (óãîë ïîäúåìà 5-10°).
— Âåëîïðîãóëêè.
— Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.
È.ï. ëþáîå. Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé, àìïëèòóäà äâèæåíèé ïîëíàÿ. ×èñëî ïîâòîðåíèé äî 10-12 ðàç. Ñîîòíîøåíèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:3. Âñå íàèáîëåå íàãðóçî÷íûå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà âûäîõå, ñëåäèòü çà ñîõðàíåíèåì ïðàâèëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ äûõàòåëüíûõ è äâèãàòåëüíûõ ôàç ïðè íàãðóçêå. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ çàíÿòèÿ íà÷èíàþò è çàêàí÷èâàþò ïîñòóðàëüíûìè ïîëîæåíèÿìè, ñî÷åòàþùèìèñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè, îáëåã÷àþùèìè âûäåëåíèå ìîêðîòû.
Óïðàæíåíèÿ â âîäå äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ãðóäíîé êëåòêè, ñïèíû è æèâîòà, äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ïîçâîíî÷íèêà. Òðåíèðîâêà äûõàíèÿ ñ ýëåìåíòàìè ñîïðîòèâëåíèÿ íà âûäîõå. Ðåëàêñàöèÿ ìûøö ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ýëåìåíòû àóòîòðåíèíãà — ðàññëàáëåíèå íà ïåíîïëàñòîâûõ êðóãàõ.
Ñêîðîñòü õîäüáû 4,5-5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì. Ïðè õîäüáå ïî ëåñòíèöå ñêîðîñòü ïðîèçâîëüíàÿ.
Òîëüêî â õîðîøóþ ïîãîäó ïðè îòñóòñòâèè âñòðå÷íîãî âåòðà (íå áîëåå 30 ìèí), ñ îñòàíîâêàìè äëÿ îòäûõà è ðåëàêñàöèè ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà è íîã.
Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ
Ñì. øàäÿùèé ðåæèì + ÝÊÃ â áàññåéíå ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ, èññëåäîâàíèå ôóíêöèé âíåøíåãî äûõàíèÿ è öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè äî è ïîñëå ËÃ â áàññåéíå.
 III ïåðèîäå (òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû.
Òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì
Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèì
Ïðîãóëêè ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè â ëþáóþ ïîãîäó. Ãèìíàñòèêà íà ïðîèçâîäñòâå. Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû
Çàäà÷è ËÔÊ
— Äàëüíåéøàÿ òðåíèðîâêà è èíòåíñèôèêàöèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ãàçîîáìåíà, êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå è îðãàíèçìå â öåëîì.
— Çàêàëèâàíèå.
— Óêðåïëåíèå àäàïòàöèîííûõ ìåõàíèçìîâ, ïîâûøåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà, ñíèæåíèå ìåòåîëàáèëüíîñòè.
— Ïîëíàÿ ñòàáèëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ è óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðåìèññèè.
Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ
— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà (2530 ìèí).
— Ëà â çàëå. Êîìïëåêñ Ëà äîïîëíÿåòñÿ óïðàæíåíèÿìè ñ âêëþ÷åíèåì ñîïðîòèâëåíèé è îòÿãîùåíèé.
— ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (30 ìèí).
— Äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé (óãîë ïîäúåìà 1015°) ìåñòíîñòè äî 3-4 êì â äåíü ïðè óñëîâèè ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîãî ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ.
— Â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà âåëîïðîãóëêè èëè õîäüáà íà ëûæàõ, ýëåìåíòû ïîäâèæíûõ èãð, áàäìèíòîí, áîëüøîé è ìàëûé òåííèñ.
— Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ïëå÷åâîãî ïîÿñà ïî ïîêàçàíèÿì.
È.ï. ëþáîå. Ïðè âûïîëíåíèè ÄÓ è óïðàæíåíèé íà ðàññëàáëåíèå òåìï ìåäëåííûé,
äëÿ îáùåðàçâèâàþùèõ ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó íèìè 1:4.
Øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ.
Ñêîðîñòü õîäüáû 5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì áåç ýëåìåíòîâ ñîðåâíîâàíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ ïîñòðîåíèå íàãðóçêè ïî ñõåìå: õîäüáà ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ õîäüáà áåã õîäüáà ñ ïðîáåæêîé 23 îòðåçêîâ ïî 100150 ì.
Çàíÿòèÿ íà ëûæàõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äèàïàçîíå òåìïåðàòóð 320°Ñ. Â óñëîâèÿõ ïëîõîé âèäèìîñòè (ñíåãîïàä, òóìàí, èçìîðîçü è ò.ä.), ïðè ñèëüíîì âåòðå çàíÿòèÿ çàïðåùåíû.
Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ
Ñì. ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì
ñîäåðæàíèå ..
729
730
731 ..
Источник