Задачи изучения пневмонии у детей

Задачи изучения пневмонии у детей thumbnail

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная

медицинская академия Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра госпитальной педиатрии

ПНЕВМОНИИ НОВОРОЖДЁННЫХ ДЕТЕЙ

Учебное пособие для студентов 6 курса

педиатрического факультета

Оренбург 2009

УДК

— к. м.н., доцент

Учебное пособие составлено на кафедре госпитальной педиатрии ОГМА, заведующий кафедрой – д. м.н., профессор .

Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д. м.н., профессора .

Пособие предназначено для проведения практических занятий у студентов 6 курса педиатрического факультета по теме «Пневмонии новорожденных». Знание изложенного материала необходимо также для успешной сдачи II и III этапа ИГА, и для дальнейшей практической работы.

Рецензенты:

– зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА, д. м.н., профессор

– д. м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней и ухода за больными детьми ОрГМА

Рассмотрено и рекомендовано в печать редакционно-издательским советом ОрГМА

Оглавление

Тема занятия ………………….……….…………..…..стр.4 Цель занятия……………………………………………стр.4 Теоретическая справка……………………………..….стр.5 Самостоятельная работа студентов во внеучебное время…………………………………………………….стр.5 Самостоятельная работа студентов на практическом занятии………………………………………..………..стр.7 Тестовые задания……………………………………………стр.8 Клинические задачи…………………….…………….стр.10 Приложение……………………………………………стр.13 Список литературы…………………………….……..стр.32

Тема: ПНЕВМОНИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Целью занятия является изучение особенностей этиологии, патогенеза и клиники пневмонии новорожденных, зависимости ее течения от состояния здоровья матери, течения беременности и родов, а также вопросов своевременной диагностики и рационального лечения.

Закончив изучение данной темы, студент должен знать:

— классификацию пневмоний у новорожденных;

— особенности этиологии пневмоний у новорожденных и недоношенных детей;

— причины развития и патогенез симптомов дыхательной недостаточности;

— диагностические критерии пневмоний новорожденных;

— клинические проявления пневмоний в зависимости от этиологии и гестационного возраста;

— дифференциальную диагностику различных видов пневмоний;

— принципы лечения пневмоний различного генеза.

В соответствии с Госстандартом студент должен уметь:

— собрать анамнез у матери больного ребёнка;

— провести осмотр больного и выявить основные симптомы заболевания;

-оценить данные лабораторного исследования, рентгенологического обследования;

— составить план дополнительного обследования больного с целью уточнения этиологии и характера пневмонии;

— обосновать патогенетическую терапию;

— назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности

— обосновать диагноз заболевания, применяя для этой цели диагностические критерии;

— назначить лечение с учетом особенностей клинических форм и вскармливания ребенка.

— назначить интенсивную терапию при дыхательной недостаточности.

выполнять следующие манипуляции: взвешивание новорожденного ребенка, измерение пульса, дыхания, температуры тела, введение лекарственных препаратов, непрямой массаж сердца, инфузионную терапию;

-оценить физическое развитие и нервно-психический статус ребенка;

— определить индивидуальный режим и рацион питания;

— проводить работу по гигиеническому воспитанию населения;

— владеть современными методами и формами познания, профессиональным языком, медицинской терминологией.

Теоретическая справка

Пневмонии у детей раннего возраста занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и младенческой смертности. Течение пневмонии у новорожденных значительно отличается от пневмонии, развивающейся у детей в других возрастных группах.

Пневмония — воспалительный процесс в ткани легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.

Самостоятельная работа во внеучебное время: при подготовке к занятиям студент должен повторить материал изучаемый ранее

Кафедра нормальной анатомии

Анатомия органов дыхания новорожденных.

Особенности включения малого круга кровообращения у новорожденных при рождении.

Кафедра гистологии

Этапы развития лёгочной системы.

Особенности гистологического строения дыхательной системы у новорожденных.

Кафедра нормальной физиологии

Понятие о функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения.

Кафедра патологической физиологии

Нарушение функции внешнего дыхания, газообмена.

Патогенез развития острой дыхательной недостаточности.

Кафедра патологической анатомии

Морфологическая основа пневмонии.

Анатомические и морфологические признаки острой дыхательной недостаточности.

Кафедра пропедевтики детских болезней

Оценка общего состояния ребёнка.

Методика осмотра дыхательной системы у новорожденных.

Семиотика синдрома острой дыхательной недостаточности у новорожденных.

Кафедра фармакологии

Антибиотики

Сердечные препараты

Эубиотики

Витамины

Сурфактант

Кафедра рентгенологии

Рентгенодиагностика заболевания лёгких.

Кафедра детской хирургии с курсом реанимации

Оперативное лечение аномалий развития лёгких.

Оказание неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности.

Кафедра детских инфекций

Пневмонии при внутриутробных инфекциях.

НАГЛЯДНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

Микротаблицы: этиологии, основных клинических проявлений заболеваний легких у новорожденных. Подбор анализов крови.

3. Подбор медикаментов.

Ознакомление с методикой проведения рентгенографических исследований у новорожденных.

ФОРМЫ УИРС

— Реферирование журнальных статей и монографий

— Оценка проводимого иммунологического обследования

— Оформление реферата с анализом истории болезни как курсовой работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Во время курации и при разборе больного проводится оценка клинических, лабораторных, инструментальных и иммунологических методов исследований, отрабатывается методика обследования больного, ведение истории болезни.

КРИТЕРИИ ЗАЧЕТА И ФОРМЫ ОТРАБОТКИ

Семинар считается зачтенным при условии выполнения заданий по теоретическому собеседованию, решению ситуационных задач, по умению сформулировать диагноз, составить план обследования и назначить лечение больному. В случае не зачтения одного из разделов, пропуска занятия, студент отрабатывает его во внеурочное время.

Контрольные вопросы:

Методика обследования дыхательной системы у детей. Понятие дыхательной недостаточности. Этиология и патогенез различных форм пневмоний у новорожденных и недоношенных детей. Клинические проявления пневмоний у детей различного гестационного возраста. Дифференциальный диагноз различных форм пневмоний. Классификация пневмоний у новорожденных. Основные подходы к терапии пневмоний у новорожденных детей. Главные моменты антибактериальной терапии пневмонии Патогенетическая и симптоматическая терапия пневмоний. Диспансерное наблюдение новорожденных после перенесенной пневмонии.

Тесты для предварительного контроля

задание

ответ

Наиболее частыми возбудителями

внутриутробных пневмоний у новорожденных являются:

1.анаэробные бактерии

2.аденовирусы

3.синегнойная палочка

4.гемофильная палочка

5.цитомегаловирусы

2. Ранние неонатальные пневмонии возникают, как правило:

1.с первых часов жизни

2.на первой неделе жизни

3.со 2-ой недели жизни

4. после 1 месяца жизни

3.Для врожденных трансплацентарных пневмоний характерно заражение:

1.гематогенное

2. бронхогенное

3. лимфогенное

4. Характерными особенностями синегнойной пневмонии являются:

1.некротические изменения кожи

2. выраженная интоксикация

3. деструктивные изменения

4.Отсутствие мокроты

5.благоприятный прогноз

5. Поздние неонатальные пневмонии начинаются:

1.на 2-сутки

2. на 2 неделе жизни

3. с выраженных явлений интоксикации

4.возможны явления ОРЗ

5. как осложнение пневмопатии

6. К особенностям пневмонии у недоношенных детей относятся:

1.преобладание в клинике общих симптомов дыхательной недостаточности

2. выраженная лихорадка

3.наличие признаков угнетения ЦНС

4. отсутствие рентгенологических изменений

5.  высокая частота сочетания пневмонии с другими заболеваниями

6.  редко развиваются аспирационная и пневмоцистная пневмонии

Для постановки диагноза пневмонии у новорожденных достаточно провести обследование:

1.  клинический анализ крови

2.  рентгенографию органов грудной клетки

3.  бактериологическое

4.  нейросонографию

5.  бронхографию

При пневмонии новорожденных наиболее физиологичным является вскармливание:

1.  грудью

2.  сцеженным грудным молоком

3.  парентеральное питание

4.  адаптированные смеси

При пневмонии у новорожденных назначают иммунотерапию

1.  активную

2.  пассивную

Диспансерное наблюдение после перенесенной пневмонии в периоде новорожденности осуществляется:

1.  в течение 1 месяца

2.  в течение 1 квартала

3.  в течение 1 полугодия

4.  в течение 1 года

1,4,5

2

1

1,2,3

2,3,4

1,3,5

1,2,3

1,2

2

4

Задача № 1

Ребёнок преждевременно с массой 1500 г. От матери с патологической протекающей беременностью, страдающей пиелонефритом.

Рожден в лёгкой асфиксии, состояние тяжёлым не было, но через 8 часов после рождения состояние стало прогрессивно ухудшаться: появился общий цианоз, поверхностное дыхание с приступами апноэ по 6-8 секунд, втяжение межреберий, резкое вздутие грудной клетки. При аускультации по всем отделам лёгких масса крепитирующих хрипов. Выражена адинамия, мышечная гипотония, гипорефлексия. Тоны сердца чистые, ритмичные, Частота сердечных сокращений 140 в мин. Пастозность голеней.

— с чем связано данное состояние?

— оказать неотложную помощь.

— назначьте последующую терапию.

Эталон:

Внутриутробная пневмония у недоношенного ребенка, возможно Г(-) этиологии. Показан перевод ребенка на СДППД, антибактериальная терапия (полусинтетические пенициллины и аминогликозилы). Дезинтоксикационная терапия (глюкоза из расчета 50 мл/кг, физраствор, коррекция метаболических расстройств), внутривенные иммуноглобулины.

Задача № 2

Доношенный ребёнок родился от женщины, страдающей токсикозом 1 и 2 половины беременности, которая за 2 недели до родов перенесла ангину. Масса ребёнка 3800 г. Роды продолжались 14 часов, безводный период 18 часов. Рождён на 5 баллов, проводились реанимационные мероприятия.. Через 2 часа после рождения появилась одышка до 80 в мин., тахикардия до 180 уд. в мин. Живот вздут, в лёгких стали прослушиваться влажные хрипы. Было назначено лечение по поводу аспирационного синдрома. На второй день выявлено, что состояние не улучшается, появились приступы вторичной асфиксии, парадоксальное дыхание. Стал вялым, не сосет, выражена адинамия, мышечная гипотония, серость кожных покровов, сохраняется одышка и тахикардия, температура повысилась до 38,9.

— с чем связано ухудшение состояния у ребёнка?

— провести неотложные мероприятия.

— назначить последующую терапию.

Эталон:

Ранняя неонатальная постаспирационная пневмония. Необходим перевод на аппаратную ИВЛ, назначение антибактериальной (цефалоспорины, аминогликозиды), дезинтоксикационной, иммунозаместительной терапии.

Задача № 3

Мальчик родился с массой г., длина 52 см. Закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Из анамнеза известно, что во 2-ой половине беременности мать перенесла ОРВИ. В родах безводный период 16 часов. У матери хронический пиелонефрит. Состояние мальчика ухудшилось через 26 часов после рождения. Отмечено повышение температуры до 38◦, ЧД – 86, ЧСС – 184. Периоральный цианоз, акроцианоз. Скован. Дыхание с участием вспомогательной мускулатуры. Перкуторно: укорочение перкуторного звука паравертебрально. Дыхание жёсткое, единичные крепитирующие хрипы. Тоны сердца приглушены, эмбриокардия. Живот умеренно вздут. Печень и селезёнка не пальпируются.

— поставить предварительный диагноз

— определить план обследования.

-оказать неотложную помощь. Назначить лечение.

Эталон:

Врожденная пневмония. Обследование: ОАК, рентгенография органов грудной клетки в 2 проекциях, электролитный состав крови, газы крови, НСГ, ЭКГ. Оксигенотерапия, антибактериальная, дезинтоксикационная, иммунотерапия.

ЗАДАЧА №4

Ребенок поступил в больницу на 15 день жизни. Лечился дома по поводу ОРЗ, но состояние ухудшалось. При поступлении: гнойное отделяемое из носа, температура 38,5◦, цианоз кожных покровов. Грудная клетка вздута, отмечается втяжение межреберий, дыхание поверхностное, при аускультации — влажные хрипы, число дыханий 60 в минуту, частота сердечных сокращений — 180 в минуту. Ребенок беспокоен, тонус мышц нормален, рефлексы определяются.

— с чем связано данное состояние?

— Оказать неотложную помощь.

— Наметить план терапии в дальнейшем.

Эталон:

Поздняя неонатальная домашняя пневмония вирусной этиологии. Оксигенотерапия, дезинтоксикационная (10% глюкоза, физраствор из расчета 120-140 мл/кг/сут), антибиотики вв, пассивная иммунотерапия.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Рекомендуемая литература

1.  «Неонатология», М.,2004

2.  «Основы перинатологии» под ред. , , М., 2002

3.  «Современная терапия в неонатологии» под ред.

4.  , «Антибиотики и витамины в лечении новорожденных», С-П, 1993.

5.  «Пневмонии у детей» под ред. , , М., медицина, 1995 г.

6.  Национальное руководство по неонатологии под ред.

Источник

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник