Удаление аденоидов при экссудативном отите

Удаление аденоидов при экссудативном отите thumbnail

анонимно, Мужчина, 4 года

Добрый день иван васильевич! Как и многие мамы, я уже потеряла веру в наших участковых врачей, которые назначают не эффективное лечение и ставят не правильные диагнозы( очень много о вас читала и слышала, и надеюсь вы мне поможете!) У нас такая проблема, с трех лет ребенок перестал дышать носом по ночам, усугубилось все после первой пойманной инфекции в детском саду! Днем ротик закрыт, ночью всегда открыт! Причем как такового насморка у нас нет уже лет с двух, т.Е заложенность, храп, но отделяемого из носа и не видела уже года 2( сейчас нам 4). 25 Сентября ребенок пожаловался на ушко, поднялась температура, я сразу начала капать отипакс, на след.День мы пошли в свою поликлинику, лор посмотрела и назначила отиреллакс, как более сильный препарат! Почитав о том, что отиреллакс это аналог отипакса, я так и продолжила лечение им! Спустя время я заметила что у ребенка снизился слух, намой вопрос доктору, она сказала что это из за капель, пройдет! Но я не успокоилась, и решила свозить ребенка к зав.Лор-отделением обл.Больницы, он посмотрел ушки и сказал что перепонки плохие, есть подозрение на экссудативный отит и нужен прокол! Потом посмотрел аденоиды и сказал, что нужно удалять! Аденоиды 3 степени и скорее всего отит возник по этой причине! Вот у меня вопрос, стоит ли нам соглашаться на удаление и прокол перепонки! Сейчас мы брызгаем назонекс и я еще хочу попробовать тую дн! Промываний и никаких физиопроцедур мы ни разу не делали, а может стоит попробовать? Рчень жду вашего ответа, с уважением. Татьяна!

Врачи рекомендуют удалять аденоиды при экссудативном отите из-за того, что аденоиды перекрывают евстахиевы трубы и как следствие в среднем ухе скапливается жидкость, мешающая подвижности барабанной перепонки (собственно, это экссудативный отит и есть). Но поскольку аденоиды часто увеличиваются просто за счет воспаления, операции можно избежать, просто проведя курс местного противовоспалительного лечения. А чтобы определить, так ли это на самом деле и поможет ли вам такое лечение, я прошу вас ответить на вопросы ниже.
1. Когда и на каком основании вам был поставлен диагноз аденоидов (осмотр отоларинголога, осмотр пальцем, зеркалом, при помощи эндоскопа, рентгенологическое исследование носоглотки)

2. когда и в каком положении у ребенка затруднено дыхание через нос (лежа, сидя, стоя, при физической активности)

3. наблюдается ли утренний влажный кашель

4. есть ли проблемы со слухом (переспрашивания)

5. увеличены ли у ребенка миндалины и шейные лимфатические узлы («железки»)

5. применяете ли вы сосудосуживающие капли в нос (например нафтизин) и если применяете, то дают ли они облегчение дыхания и на какое время?

анонимно

Добрый вечер иван васильевич! Спасибо вам огромное за внимание!) Отвечаю на вопросы:
1.Диагноз увеличенных аденоидов нам был поставлен 9 октября осмотром при помощи эндоскопа.
2.Затрудненное дыхание у нас только ночью в положении лежа.
3.Утренний кашель бывает часто.
4.Переспрашивания были в течении первых двух недель после того как у ребенка начался отит, сейчас лучше.
5.Миндалины увеличены. Лимфоузлы шейные у нас были сильно увеличены в августе, но нам поставили диагноз инфекционный мононуклеоз, сейчас л.Узлы в норме.
6.Применяли последние 5 дней отривин, эффект есть, но не надолго(
вроде бы все, сегодня были на консультации у другого врача, она поставила нам туботит. Сказала что носоглотка плохая, миндалины рыхлые, на задней стенке много чего то плохого) назначила лечение: компресс по цитовичу камфорным маслом или борным спиртом, туалет носа раствором аквамариса, виброцил, биопарокс в нос и зев и зертек! С уважением, татьяна.

Простите, времени не очень много, поэтому отвечу вам конспективно, просто расписав ваши дальнейшие шаги:
Аденоиды у вас увеличены за счет воспаления, поэтому удалять их в данный момент просто нельзя. Поэтому вам нужно следующее:
1. обсудить с лечащим врачом возможность лечения аденоидов каплями софрадекс (методика известна всем, к тому же есть в интернете)
2. после курса лечения повторить эндоскопию и обязательно тимпанометрию
3. провести курс продуваний евстахиевых труб с одномоментным пневмомассажем барабанных перепонок, обязательно снова проконтролировав результаты при помощи тимпанометрии.

анонимно

Спасибо Иван Васильевич! Скажите пожалуйста, то лечение которое нам назначили пока отложить, как на счет биопарокса? и капли эти капать в ушки или в нос?

Биопарокс не особенно эффективно работает при большом количестве выделений (у вас как раз их много раз уж вы жалуетесь на утренний кашель) так что назначенное вам лечение лучше пересмотреть

анонимно

может нам промывания тогда поделать!? Иван Васильевич, простите за большое кол-во вопросов)

Промывания могут помочь, но важен метод — при промывании методом перемещения высок риск попадания жидкости в среднее ухо с развитием отита, при промывании методом носоглоточного душа такой риск существенно меньше.

анонимно

Спасибо Вам огромное! Я все передам врачу, и будем пробовать победить эту бяку)))

Источник

Ýêññóäàòèâíûé îòèò

Âíåøíå ýòî çàáîëåâàíèå íèêàê íå îòëè÷àåòñÿ îò åâñòàõèèòà. Ðåáåíîê ïåðåñïðàøèâàåò ÷àùå èëè âîâñå íå ðåàãèðóåò íà òî, ÷òî åìó ãîâîðÿò âçðîñëûå (à çà÷åì? Îí âñå ðàâíî íå ïîíèìàåò îáðàùåííûõ ê íåìó ñëîâ).

 äîïîëíåíèå ê ýòîìó ïî÷òè êàæäîå ÎÐÂÈ ó òàêîãî ðåáåíêà îñëîæíÿåòñÿ îñòðûì ñðåäíèì îòèòîì. Âîò, ïîæàëóé, è âñå ñèìïòîìû ýêññóäàòèâíîãî îòèòà, êîòîðûå ìîãóò çàìå÷àòü ðîäèòåëè.

Ïðîáëåìà â òîì, ÷òî æå èç ñåáÿ ïðåäñòàâëÿåò ýêññóäàòèâíûé îòèò. Èç-çà ïåðåêðûòèÿ åâñòàõèåâîé òðóáû â ñðåäíåì óõå, çà áàðàáàííîé ïåðåïîíêîé, íà÷èíàåò ñêàïëèâàòüñÿ æèäêîñòü. Êàê ìû âñå çíàåì èç èçðÿäíî ïîäçàáûòîãî êóðñà ôèçèêè, æèäêîñòü íåñæèìàåìà. È ïîýòîìó, êîãäà âñÿ ïîëîñòü ñðåäíåãî óõà çàïîëíÿåòñÿ æèäêîñòüþ, áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà ïåðåñòàåò äâèãàòüñÿ. Ñîâñåì. Íà òèìïàíîìåòðèè – ðîâíàÿ ëèíèÿ, êàê â àìåðèêàíñêîì êèíî, êîãäà óìèðàåò ïàöèåíò è âìåñòî ÝÊà ìîíèòîð íà÷èíàåò ïîêàçûâàòü ðîâíóþ ëèíèþ – òî÷íî òàêóþ æå.

Читайте также:  Народные средства для собак от отита

Êàê ëå÷àò ýêññóäàòèâíûé îòèò

Òî, ÷òî ïðåäëàãàþò ËÎÐ-âðà÷è ïðè ýêññóäàòèâíîì îòèòå, ïðåäñêàçàòü íå ñëîæíî. Íóæíî îñâîáîäèòü óñòüå åâñòàõèåâîé òðóáû – çíà÷èò, îïåðàöèÿ. Óäàëåíèå àäåíîèäîâ. Íóæíî óäàëèòü æèäêîñòü èç ïîëîñòè ñðåäíåãî óõà – åùå îäíà îïåðàöèÿ – øóíòèðîâàíèå áàðàáàííîé ïåðåïîíêè.  áàðàáàííîé ïåðåïîíêå äåëàåòñÿ ðàçðåç è òóäà âñòàâëÿåòñÿ ñïåöèàëüíàÿ òðóáî÷êà – øóíò, ÷åðåç êîòîðóþ æèäêîñòü èç ñðåäíåãî óõà âûõîäèò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ðàíüøå äëÿ ýòîãî òðåáîâàëñÿ íàðêîç, ñåé÷àñ ïîÿâèëèñü ïðèáîðû (òî÷íåå, òîëüêî íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ), êîòîðûå ïîçâîëÿþò âñòàâëÿòü òàêèå âîò øóíòû â áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ (òî åñòü â ËÎÐ-êàáèíåòå. À íå â îïåðàöèîííîé). Ïðàâäà, âñå ËÎÐ-âðà÷è, êîòîðûå ýòó ìåòîäèêó óñïåëè îïðîáîâàòü, îò íåå… êàê áû ýòî ñêàçàòü… íå â âîñòîðãå.

Íó à ìîæíî ëè ýêññóäàòèâíûé îòèò ëå÷èòü áåç îïåðàöèè?

Ïðåäñòàâüòå ñåáå, ìîæíî.  ïðîøëîì ãîäó çíàìåíèòàÿ àìåðèêàíñêàÿ êëèíèêà Ìåéî äàæå ïðîâåëà èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ñðàâíèâàëàñü ýôôåêòèâíîñòü õèðóðãè÷åñêîãî è íåõèðóðãè÷åñêîãî ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ýêññóäàòèâíîãî îòèòà. Ýôôåêòèâíîñòü, êàê ýòî íè ñòðàííî, ïîëó÷èëàñü ïðèìåðíî îäèíàêîâîé.

 ÷åì æå ñîñòîèò áåçîïåðàöèîííîå ëå÷åíèå ýêññóäàòèâíîãî îòèòà?

Ïåðâîå, ÷òî íóæíî ñäåëàòü, – îñâîáîäèòü óñòüå åâñòàõèåâîé òðóáû; óìåíüøèòü ðàçìåð àäåíîèäîâ. Êàê ýòî äåëàåòñÿ – ýòîé òåìå ïîñâÿùåíà âñÿ ýòà êíèæêà.

Âòîðîå – îáåñïå÷èòü îòòîê æèäêîñòè èç ñðåäíåãî óõà ÷åðåç åâñòàõèåâó òðóáó. Äëÿ ýòîãî èñïîëüçóåòñÿ êó÷à èçâåñòíûõ âñåì íàì ìåäèêàìåíòîâ. Íàïðèìåð, âðà÷è íàçíà÷àþò ìîêðîòîðàçæèæàþùèå ñðåäñòâà (æèäêîñòü â ñðåäíåì óõå îò ìîêðîòû îòëè÷àåòñÿ íå ñèëüíî).

Åùå íàçíà÷àþò «Îòèïàêñ» – êàïëè â óõî. Äåëî â òîì, ÷òî îòèïàêñ – ýòî ñìåñü ñïèðòà, ãëèöåðèíà è ëèäîêàèíà. È âîò ýòà ñïèðò-ãëèöåðèíîâàÿ ñìåñü âïîëíå ñïîñîáíà âûòÿãèâàòü íà ñåáÿ æèäêîñòü ÷åðåç íåïîâðåæäåííóþ áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó, êàê ìàçü Âèøíåâñêîãî.

Íàäî ñêàçàòü, ÷òî äî òîãî ìîìåíòà, êàê â àïòåêàõ ïîÿâèëñÿ «Îòèïàêñ», âðà÷è ïî ñåêðåòó ïåðåäàâàëè äðóã äðóãó ðåöåïòóðíóþ ïðîïèñü («âîò, ñìîòðèòå êîëëåãà, ýòà ïðîïèñü ëå÷èò ýêññóäàòèâíûé îòèò»), êîòîðàÿ ñîñòîÿëà… èç ñïèðòà è ãëèöåðèíà.

Íàêîíåö, æèäêîñòü èç ñðåäíåãî óõà ìîæíî ïðîñòî âûãíàòü – ÷èñòî ôèçè÷åñêè. Ïîìîãàåò âñå òî æå ïðîäóâàíèå åâñòàõèåâûõ òðóá (ïðî ýòîò ìåòîä ìîæíî ïðî÷èòàòü âûøå) è ïíåâìîìàññàæ áàðàáàííîé ïåðåïîíêè.

Åñëè äîêòîð â äîïîëíåíèå êî âñåìó ýòîìó íàçíà÷èò âàì åùå è ëàçåðíóþ òåðàïèþ – íå ïóãàéòåñü. Ëàçåð îòëè÷íî ñíèìàåò îòåê êàê ñ óñòüÿ åâñòàõèåâîé òðóáû, òàê è îòåê àäåíîèäîâ, òàê ÷òî ëàçåð çäåñü áóäåò òîëüêî êñòàòè.

Ðàíüøå – äî 2015 ãîäà – ñ÷èòàëîñü, ÷òî ê åâñòàõèåâîé òðóáå âîîáùå íåò íèêàêîãî õèðóðãè÷åñêîãî äîñòóïà. Òåïåðü îí åñòü. Ïîÿâèëàñü îïåðàöèÿ, êîòîðàÿ ïîìîãàåò ñïðàâèòüñÿ ñ åâñòàõèèòîì è ýêññóäàòèâíûì îòèòîì, åñëè ó ðåáåíêà èëè òî, èëè äðóãîå ðàçâèëîñü íà ôîíå óâåëè÷åíèÿ àäåíîèäîâ. Ýòà îïåðàöèÿ – ðàñøèðåíèå åâñòàõèåâîé òðóáû ìåòîäîì áàëëîííîé ïëàñòèêè.

Ñîñòîèò îíà â òîì, ÷òî âðà÷ ïîä êîíòðîëåì ýíäîñêîïà ââîäèò â åâñòàõèåâó òðóáó áàëëîí è ðàçäóâàåò åãî âîçäóõîì. Ïîñëå ÷åãî áàëëîí âûíèìàåò.

Èòîãî âîçìîæíû òðè îïåðàöèè: óäàëåíèå àäåíîèäîâ, ðàñøèðåíèå åâñòàõèåâîé òðóáû, øóíòèðîâàíèå áàðàáàííîé ïåðåïîíêè.

Источник

отит и аденоиды

Практикующие детские отоларингологи часто сталкиваются с различными по этиологии и патогенезу ЛОР заболеваниями – аденоиды и отит занимают лидирующие позиции по обращению малышей за консультацией. Патологии характерны для возрастной категории пациентов от года до пятнадцати лет, и при позднем обращении за медицинской помощью сопровождаются различными тяжелыми осложнениями.

Аденоиды у ребенка – это не что иное, как патологическое разрастание ткани носоглоточной миндалины, одного из элементов иммунной системы. Именно это анатомическое образование призвано сдерживать натиск патогенной флоры, ежедневно атакующей незрелый детский организм.

Глоточная миндалина имеется у всех детей, она хорошо развита. При проникновении болезнетворных бактерий, ее ткани начинают воспаляться и отекать, провоцируя значительное увеличение размеров. При частых обострениях ОРЗ миндалина не успевает полноценно восстановиться, формируется ее гипертрофия. В тяжелых случаях полностью перекрывается вся носоглотка.

Причины и провоцирующие факторы

Отоларингологи выделяют следующие основные причины появления недуга в детском возрасте:

  • наличие патологий верхних дыхательных путей с хроническим вариантом течения;
  • часто рецидивирующее поражение ткани носоглоточной миндалины воспалительной природы;
  • различные инфекционные респираторные заболевания, повторяющиеся у малыша чаще 1-2 раз за месяц.

Предрасполагающие факторы:

  • негативная наследственная предрасположенность;
  • повышенный аллергический фон;
  • состояние иммунодефицита у крохи;
  • тяжелое течение беременности и родовые травмы;
  • общая неблагоприятная экологическая обстановка;
  • нескорректированный рацион.

Разрастание аденоидной ткани может произойти и после перенесения малышом ряда детских инфекций, к примеру, кори, дифтерии, скарлатины.

Степени гипертрофии

Отоларингологи придерживаются следующего разделения аденоидов по стадиям:

  1. На начальном этапе ткань носоглоточной миндалины увеличена незначительно – закрывая только треть придаточных раковин носа. В течение дня малыш не испытывает практически никаких затруднений с носовым дыханием. Но в ночные часы он может просыпаться из-за дискомфорта, может храпеть, вынужден дышать ртом.
  2. При отсутствии адекватной медицинской помощи процессы разрастания аденоидных вегетаций продолжаются – они уже перекрывают до половины пространства носоглотки. Дети испытывают затруднения с носовым дыханием не только в ночные часы, но и днем. У них часто отмечается храп, беспокойный сон, появляются признаки гнусавости голоса.
  3. Если при отоларингологическом осмотре врач наблюдает картину практически полного перекрытия придаточных раковин носа аденоидными тканями, речь уже идет о третьей степени заболевания. Выраженность симптоматики максимальна – ребенку трудно дышать, у него постоянно приоткрыт рот, голос гнусавый, изменяются черты лица.

Позднее обращение к отоларингологу приводит к формированию различных осложнений, к примеру, у младших дошкольников часто наблюдается отит при аденоидах.

Механизм возникновения

Слишком разросшаяся ткань носоглоточной миндалины является механическим препятствием для полноценного поступления кислорода в детский организм. Возникают застойные явления в районе носа и прилегающих областей. Появляется такой характерный признак, как насморк при аденоидах у ребенка – постоянные выделения из носа, не поддающиеся проводимым в домашних условиях лечебным мероприятиям.

Читайте также:  Средний отит на стадии до перфорации

Аденоиды и отит у ребенка – частая комбинация патологий в практике отоларингологов. Поскольку у малышей евстахиева труба короткая и широкая, то проникновению патогенной флоры, при ее наличии на разросшихся аденоидах, ничего не препятствует, это ведет к застойным явлениям в барабанной полости.

Механизм формирования отита у малышей довольно прост – воспалительный процесс с носоглоточной миндалины распространяется на ткани уха.

Отит – это непосредственное следствие аденоидов, воспалительное поражение структур барабанной полости.

Основные симптомы

Частые отиты у ребенка с аденоидами проявляются следующими симптомами:

  • значительное понижение слуха на стороне поражения;
  • выраженный болевой синдром – малыш захлебывается от плача, настолько интенсивен у него дискомфорт;
  • подъем параметров температуры – вплоть до 39.5 – 40 градусов;
  • из слухового прохода могут выделяться гнойные массы;
  • наблюдается головокружение и общая слабость;
  • ребенка могут также беспокоить понижение аппетита, плаксивость, болевые ощущения в голове и шум.

Частые отиты при аденоидах становятся причиной стойкого понижения слуха в детском возрасте, вплоть до инвалидизации. Только своевременное проведение диагностических и комплексных лечебных процедур может предотвратить подобное тяжелое осложнение.

Диагностика

Распознать экссудативный отит и аденоиды и провести адекватную дифференциальную диагностику под силу только ЛОР врачу.

К основным инструментальным диагностическим методам относят:

  • риноскопия;
  • аудиометрия;
  • эндоскопия;
  • рентгенография;
  • КТ или МРТ органов;
  • различные анализы крови.

Аденоиды, как причина отитов, обследуются ЛОР-врачом не зависимо от остальных диагностических процедур.

Возможные осложнения отитов

Невылеченный вовремя отит у ребенка приводит к формированию множества тяжелых осложнений:

  • тугоухость;
  • существенное замедление речевого и интеллектуального развития;
  • прорыв барабанной перепонки из-за скопившегося гнойного экссудата во внутреннем ухе;
  • появление холестеатомы – особой ткани, перекрывающей слуховой проход и приводящей к ухудшению слуха;
  • воспалительное поражение сосцевидного отростка – мастоидит;
  • наиболее тяжелый вариант осложнения – менингит – воспаление мозговых оболочек ребенка.

Чтобы избежать вышеперечисленных осложнений, необходимо обращаться к ЛОР врачу при малейших отклонениях в здоровье любимой крохи.

Может ли возвращаться отит после аденоидэктомии?

Многие родители замечают, что даже после удаления гипертрофированной носоглоточной миндалины, у их малыша вновь рецидивирует отит.

Во время консультации специалиста частым вопросом является – почему возник отит после удаления аденоидов, и как с этим справиться. ЛОР врачи подчеркивают, что помимо аденоидных вегетаций, патогенная флора может находиться и в иных очагах инфекции, к примеру, кариозные полости в зубах, хронический синусит, гайморит, тонзиллит. И отит в этом случае будет уже осложнением вышеперечисленных заболеваний.

Чтобы предотвратить отек и застой во внутреннем ухе, необходимо не только избегать ОРВИ, но и вовремя лечить все возможные очаги с бактериальной флорой.

Тактика лечения отитов

Лечение отита при аденоидах должно быть обязательно комплексным:

  • антибактериальные средства – назначаются только специалистом, исходя из индивидуальной переносимости медикаментов ребенком, а также восприимчивости к нему выявленного патогенного агента;
  • сосудосуживающие капли и спреи – являются только вспомогательным средством, поскольку способствуют облегчению дыхательной деятельности через нос, но не влияют на сам механизм возникновения патологии;
  • иммуностимуляторы – помогают активизировать защитные силы организма;
  • лазеротерапия;
  • озонотерапия;
  • фитотерапия.

В случае отсутствия положительной динамики на фоне проводимых лечебных мероприятий – стойкой гипертермии и выраженном болевом синдроме у малыша – ЛОР специалистом принимается решение о необходимости такой процедуры, как парацентез при отите. Манипуляция представляет собой создание искусственного микроотверстия в барабанной перепонке с целью облегчения вытекания скопившегося гнойного секрета.

Профилактика

Помимо вышеуказанных методов профилактики – избегать частых ОРВИ, вовремя санировать хронические очаги с бактериальной флорой, отоларингологи подчеркивают важность освоения правильного способа промывания носа:

  • малышу необходимо объяснить, что неэстетичное сморкание не только не красиво, но и приводит к скоплению у него патогенных агентов во внутренних структурах;
  • задача родителей наглядно показать, как же должна выполнять процедура промывания носа – наклонить голову над раковиной так, чтобы одна половинка носа была выше, ввести наконечник спринцовки с теплым раствором внутри в один носовой проход и выдавить в него целебный раствор, при этом из второй ноздри должна вытекать струйка жидкости с вымытым гнойным содержимым.

Именно такой способ демонстрируется ЛОР врачом во время консультации. Он помогает предотвратить распространение инфекции в структуры внутреннего уха.

Источник

Äåëî â òîì, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà ïîä âîçäåéñòâèåì çâóêà ñâîáîäíî êîëåáàëàñü, äàâëåíèå âîçäóõà â ñðåäíåì óõå äîëæíî áûòü ðàâíûì àòìîñôåðíîìó. È äëÿ òîãî, ÷òîáû ýòî äàâëåíèå óðàâíèâàòü, ñóùåñòâóåò ñïåöèàëüíûé êàíàë, îáíàðóæåííûé ãðåêîì Åâñòàõèåì àæ â ÷åòâåðòîì âåêå íàøåé ýðû. Ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè íàäî ñêàçàòü, ÷òî îáíàðóæèë ýòó ñàìóþ òðóáó Åâñòàõèé ó öûïëÿò (ñ ëþäüìè îí íå ðàáîòàë), îòòîãî è íå çàìåòèë, ÷òî åâñòàõèåâà òðóáà íà ñàìîì äåëå ìîæåò âûçûâàòü ìàññó ïðîáëåì, â îñîáåííîñòè åñëè îíà âäðóã ïî òåì èëè èíûì ïðè÷èíàì ïåðåñòàåò íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü.

Îäèí êîíåö åâñòàõèåâîé òðóáû âûõîäèò â ïîëîñòü ñðåäíåãî óõà, à âîò äðóãîé – ïðÿìèêîì â íîñîãëîòêó, òîò÷àñ ïîçàäè íîñà, äà åùå è ïîä àäåíîèäàìè – åñëè òå, êîíå÷íî, íå óâåëè÷åíû. Íó à åñëè àäåíîèäû óâåëè÷èâàþòñÿ, òî åâñòàõèåâó òðóáó îíè ïåðåêðûâàþò è òóò íà÷èíàþòñÿ âñå òå íåïðèÿòíîñòè, êîòîðûìè íàñ è ïóãàþò ðàéîííûå ËÎÐ-âðà÷è.

Ñíà÷àëà âñå âûãëÿäèò âïîëíå íåâèííî – ïðîñòî ðåáåíîê íà÷èíàåò æàëîâàòüñÿ íà äèñêîìôîðò â óõå.

Ýòî åùå íå îñòðûé ñðåäíèé îòèò (òîãäà áîëü òàêàÿ, ÷òî íå òî ÷òî ðåáåíîê – âçðîñëûé ÷åëîâåê íå íàõîäèò ñåáå ìåñòà), íî óæå î÷åíü è î÷åíü íåïðèÿòíî. Ïðîèñõîäèò ýòî ïîòîìó, ÷òî åâñòàõèåâà òðóáà ïåðåêðûâàåòñÿ àäåíîèäàìè, ïðè÷åì ïåðåêðûâàåòñÿ ÷àñòî íå ïîëíîñòüþ. Äàâëåíèå â ïîëîñòè ñðåäíåãî óõà ïîñòåïåííî íà÷èíàåò ïàäàòü, è àòìîñôåðíîå äàâëåíèå ïðîñòî âäàâëèâàåò áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó âíóòðü. Íå òàê ÷òîáû óæ ñîâñåì, à òàê. ×óòü-÷óòü.

Читайте также:  При гнойном отите можно капать капли

Îùóùåíèå – ïðèìåðíî êàê â ñàìîëåòå ïðè âçëåòå èëè ïîñàäêå. Ïîìíèòå – ýòî íåïðèÿòíî, à åùå âû íà÷èíàåòå ñëûøàòü ñîáåñåäíèêà ñëîâíî êàê ÷åðåç âàòó (èíîãäà, ïðàâäà, ýòî î÷åíü êñòàòè). Òî åñòü ñëûøèòå– òî âû åãî íîðìàëüíî, íî âîò âñå ñëîâà ñòàíîâÿòñÿ ïîõîæèìè îäíî íà äðóãîå. Âîò è ðåáåíîê èñïûòûâàåò òî æå ñàìîå. À ïîñêîëüêó íà ëþáîé äèñêîìôîðò îí ïðèâûê ðåàãèðîâàòü ïëà÷åì (ìàìà ïðèäåò – âñå èñïðàâèò), òî ðîäèòåëè ïóãàþòñÿ, ÷òî ó ðåáåíêà íà÷èíàåòñÿ îòèò.

Íà ñàìîì äåëå, ýòî êîíå÷íî íå òàê. Íó òî åñòü íå ñîâñåì òàê. Åâñòàõèåâà òðóáà äåéñòâèòåëüíî ÿâëÿåòñÿ ïðîâîäíèêîì èíôåêöèè, èäóùåé èç íîñîãëîòêè. È îòåê óñòüÿ åâñòàõèåâîé òðóáû, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî è íà÷èíàåòñÿ åâñòàõèèò, – ýòî ïåðâûé øàã ê òîìó ñàìîìó ñðåäíåìó îòèòó. Òîìó ñàìîìó, îñëîæíåíèÿìè êîòîðîãî òàê ÷àñòî ïóãàþò äîêòîðà è ïðè êîòîðîì è ðîäèòåëè, è ðåáåíîê íå íàõîäÿò ñåáå ìåñòà.

×òî âèäÿò äîêòîðà ïðè åâñòàõèèòå?

Âðà÷, îñìàòðèâàÿ óõî, âèäèò ñëóõîâîé ïðîõîä è áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó – íå áîëåå òîãî. Ïðè åâñòàõèèòå áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà âòÿãèâàåòñÿ âîâíóòðü èç-çà òîãî, ÷òî íà íåå íà÷èíàåò äàâèòü àòìîñôåðíîå äàâëåíèå.

Èíîãäà èç-çà íàòÿæåíèÿ áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà ñòàíîâèòñÿ ðîçîâîé. Íå î÷åíü îïûòíûå ËÎÐ-âðà÷è ìîãóò ïðèíÿòü òàêîé ðîçîâûé îêðàñ çà ïðèçíàê âîñïàëåíèÿ çà áàðàáàííîé ïåðåïîíêîé – íà÷àëî ñðåäíåãî îòèòà. È íàçíà÷èòü àíòèáèîòèêè, êîòîðûå â äàííîé êîíêðåòíîé ñèòóàöèè åñëè è îïðàâäàíû, òî óæ òî÷íî íå ñîñòîÿíèåì åâñòàõèåâîé òðóáû.

Êàê æå áûòü?

Çíàþùèå ëþäè ïîäñêàçûâàþò – íåîáõîäèìû äîïîëíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ.

Удаление аденоидов при экссудативном отите

Ñðåäíèé îòèò î÷åíü ëåãêî îòëè÷èòü îò òóáîîòèòà ïðè ïîìîùè òèìïàíîìåòðèè èëè óëüòðàçâóêîâîãî òåñòà íà íàëè÷èå æèäêîñòè çà áàðàáàííîé ïåðåïîíêîé. Òóò âñå ïðîñòî – åñëè æèäêîñòü åñòü, ýòî èëè ýêññóäàòèâíûé, èëè ñåðîçíûé, èëè ãíîéíûé îòèò. Íó à åñëè æèäêîñòè íåò – çíà÷èò, ýòî âñåãî-íàâñåãî çàêðûòèå åâñòàõèåâîé òðóáû – åâñòàõèèò, îí æå òóáîîòèò.

Ïðàâäà, òèìïàíîìåòð – ïðèáîð äëÿ ïðîâåäåíèÿ òèìïàíîìåòðèè – ñòîèò êàê «Æèãóëè» (ïðîñòèòå, ËÀÄÀ X-Ray) ïîñëåäíåé ìîäåëè è âñòðå÷àåòñÿ äàëåêî íå âî âñåõ ïîëèêëèíèêàõ, íó à î ïðèáîðå äëÿ ïðîâåäåíèÿ óëüòðàçâóêîâîãî òåñòà íà íàëè÷èå æèäêîñòè â ñðåäíåì óõå ó íàñ áîëüøèíñòâî è ñëûõîì íå ñëûõèâàëè. È ýòî, êñòàòè, ïðè òîì, ÷òî â ñòðàíàõ, ãäå åãî èñïîëüçóþò, åãî èñïîëüçóþò íå äîêòîðà, à ìàìû.

Åñòü, ïðàâäà, åùå îäèí âàðèàíò – îïûòíûé âðà÷, êîòîðûé ìîæåò ïðè îñìîòðå óõà îòëè÷èòü òóáîîòèò îò ñðåäíåãî îòèòà. Ê ñîæàëåíèþ, òàêèõ äîêòîðîâ ñ êàæäûì äíåì âñå ìåíüøå è ìåíüøå…

Íó à íàì-òî ñ âàìè ÷òî äåëàòü?

Ïðàâèëüíûé îòâåò – òî æå, ÷òî è ðàíüøå. Çàäàâàòü äîêòîðó âîïðîñû ðàçíîé ñòåïåíè êàâåðçíîñòè.

Íó, íàïðèìåð, òàêèå:

• Âòÿíóòà ëè áàðàáàííàÿ ïåðåïîíêà? (Åñëè âòÿíóòà – ýòî òî÷íî åâñòàõèèò, à íå ñðåäíèé îòèò, äàæå åñëè îíà ðîçîâàÿ, à íå ñåðàÿ.)

• Èìååòñÿ ëè êðàåâàÿ ÿðêàÿ ãèïåðåìèÿ? (Ãèïåðåìèÿ – ýòî ïîêðàñíåíèå áàðàáàííîé ïåðåïîíêè; åñëè ïåðåïîíêà ïîêðàñíåëà ïî êðàÿì, òàì, ãäå ïðîõîäÿò åå îñíîâíûå ñîñóäû, ýòî êàê ðàç ñðåäíèé îòèò.)

• Óêîðî÷åí ëè ñâåòîâîé êîíóñ? (Ñâåòîâîé êîíóñ – ýòî áëèê, èäóùèé îò êðàÿ áàðàáàííîé ïåðåïîíêè ê åå ñåðåäèíå; åñëè ïåðåïîíêà âòÿíóòà, ñâåòîâîé êîíóñ óêîðî÷åí, à âîò åñëè çà áàðàáàííîé ïåðåïîíêîé æèäêîñòü, åãî íåò âîâñå.)

Êàê âèäèòå, âñåãî òðè âîïðîñà. È åñëè äîêòîð íà íèõ îòâåòèò, òî ó âàñ áóäåò ñîáñòâåííîå ïðåäñòàâëåíèå î òîì, ÷òî æå íà ñàìîì äåëå ïðîèñõîäèò ñ óõîì ó ðåáåíêà, âîçìîæíî, äàæå áîëåå îáîñíîâàííîå, ÷åì ìíåíèå ñàìîãî äîêòîðà.

Êàê ëå÷àò åâñòàõèèò?

Âðà÷, êîòîðûé ïðè åâñòàõèèòå íàçíà÷àåò êàïëè â óõî ñ àíòèáèîòèêàìè, êàê ìèíèìóì íåïðàâ. Íèêàêèå êîìïîíåíòû êàïåëü íå ïðîíèêàþò â ñðåäíåå óõî ÷åðåç íåïîâðåæäåííóþ ïåðåïîíêó – à çíà÷èò, â ñàìî óõî ìîæíî êàïàòü âñå, ÷òî óãîäíî, – íà âîñïàëåíèå åâñòàõèåâîé òðóáû òàêèå êàïëè íå ïîâëèÿþò íèêàê. Èñêëþ÷åíèå åñòü òîëüêî îäíî. Ýòî îòèïàêñ.  åãî ñîñòàâå åñòü ëèäîêàèí, êîòîðûé ñïîñîáåí ñóùåñòâåííî îáëåã÷èòü áîëü è äèñêîìôîðò â óõå ïðè åâñòàõèèòå – äåëî â òîì, ÷òî áîëü ïðè çàêðûòèè åâñòàõèåâîé òðóáû îáóñëîâëåíà ïåðåðàñòÿæåíèåì áàðàáàííîé ïåðåïîíêè. È êîãäà íà áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó ïîïàäàåò îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò, ðåáåíêó äåéñòâèòåëüíî ñòàíîâèòñÿ ëåã÷å. Íî ýòî – íà âðåìÿ. ×òîáû ñïðàâèòüñÿ ñ ïðîáëåìîé, íóæíî ëå÷èòü âîñïàëåíèå òàì, ãäå îíî è ïðîèñõîäèò, òî åñòü íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñà è â íîñîãëîòêå.

Åñëè ïîñìîòðåòü íàçíà÷åíèÿ âðà÷åé, òóò â õîä èäåò âñå. Ñîñóäîñóæèâàþùèå êàïëè – ïîòîìó ÷òî îíè ñíèìàþò îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íîñà è ÷àñòè÷íî îòåê ñëèçèñòîé æå îáîëî÷êè â óñòüå åâñòàõèåâîé òðóáû. Äîçèðîâàííûå ãîðìîíàëüíûå ñïðåè (ôëèêñîíàçå, àâàìèñ, íàçîíåêñ è äðóãèå) – òàê æå äëÿ ñíÿòèÿ âîñïàëåíèÿ ñî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè; ñïðåè ñ àíòèáèîòèêàìè – ïî òîé æå ñàìîé ïðè÷èíå.

À åùå åâñòàõèåâó òðóáó ìîæíî ðàñøèðèòü. Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá – ïðè ïîìîùè ïðîäóâàíèÿ âîçäóõîì, êîòîðûé âðà÷è ïðèìåíÿþò àæ ñ XIX âåêà. Âûãëÿäèò ýòî òàê: âðà÷ áåðåò ñïåöèàëüíóþ ðåçèíîâóþ ãðóøó ñ îëèâîé, âñòàâëÿåò åå â íîñ ìàëåíüêîãî ïàöèåíòà è ïðîñèò åãî ïðîèçíåñòè ñëîâî «ïàðîõîä» ïî ñëîãàì. Íà ñëîãå «õîä» äîêòîð âäóâàåò âîçäóõ èç ãðóøè â íîñ, è ýòîò âîçäóõ ñâîèì äàâëåíèåì îòêðûâàåò åâñòàõèåâó òðóáó. Îùóùåíèÿ, ÷åñòíî ãîâîðÿ, íå î÷åíü ïðèÿòíûå – êàê â òîì æå ñàìîëåòå ïðè âçëåòå è ïîñàäêå.

Ñàìîå óäèâèòåëüíîå, ÷òî äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî õîäèòü â ïîëèêëèíèêó åæåäíåâíî. Ýòî ïî÷åìó òàê? – ðåøèëè àíãëè÷àíå è ïðèäóìàëè Otovent – âîçäóøíûé øàðèê äëÿ íàäóâàíèÿ åãî íîñîì. Òåïåðü òàêîé âîçäóøíûé øàðèê ìîæíî êóïèòü â èíòåðíåò-ìàãàçèíå è ïðåâðàòèòü íåïðèÿòíîå ëå÷åíèå â âåñåëóþ èãðó – ðåáåíîê ïðîñòî áóäåò íàäóâàòü íîñîì âîçäóøíûé øàðèê, à ðåçóëüòàò áóäåò òàêîé æå, êàê ïðè ïðîäóâàíèè åâñòàõèåâîé òðóáû â ïîëèêëèíèêå.

 îáùåì, åâñòàõèèò – ïðîáëåìà íåïðèÿòíàÿ, íî ðåøàåìàÿ. Îñëîæíåíèå åâñòàõèèòà – ýêññóäàòèâíûé îòèò – ãîðàçäî õóæå.

Источник